Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?…

        26 февраля 2011

Сура «Марьям» (Мария),

тафсир ас-Са’ди

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!


كهيعص ﴿١﴾
1. Каф. Ха. Йа. Айн. Сад.


ذِكْرُ رَحْمَةِ رَبِّكَ عَبْدَهُ زَكَرِيَّا ﴿٢﴾
2. Это является напоминанием о милости твоего Господа, оказанной Его рабу Закарии (Захарии).

О Мухаммад! Мы откроем тебе повествование и подробно расскажем тебе о пророке Закарийе, его праведных деяниях и славных достоинствах. Воистину, это повествование является назиданием для тех, кто внимает назиданиям, и прекрасным уроком для тех, кто желает следовать истине. Откровения о том, как Аллах проявляет милость по отношению к своим праведным рабам и как они удостаиваются такого высокого положения, порождают в людях любовь к Всевышнему Аллаху и побуждают их чаще поминать своего Господа и стремиться познать Его всеми возможными способами. Всевышний Аллах избрал Закарийу и почтил его пророческой миссией и Небесным Откровением. Святой пророк взялся выполнять свою миссию также исправно, как это делали другие посланники. Он призывал рабов Аллаха на путь своего Господа и обучал их тому, чему его научил Аллах. Он давал им добрые советы о том, как им следует поступать при его жизни и после его смерти, и следовал по стопам других Божьих посланников и их верных последователей. Когда же он стал замечать, что слабеет, и почувствовал приближение смерти, он испугался, что некому будет занять его место, чтобы призывать людей на путь Господа и давать им верные наставления. Тогда он пожаловался своему Господу на свою телесную и духовную слабость. Он воззвал к Аллаху втайне, дабы его молитва была более совершенной, более прекрасной и более искренней.


إِذْ نَادَى رَبَّهُ نِدَاء خَفِيًّا ﴿٣﴾
3. Вот он воззвал к своему Господу в тайне


قَالَ رَبِّ إِنِّي وَهَنَ الْعَظْمُ مِنِّي وَاشْتَعَلَ الرَّأْسُ شَيْبًا وَلَمْ أَكُن بِدُعَائِكَ رَبِّ شَقِيًّا ﴿٤﴾
4. и сказал: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен.

Кости представляют собой остов человеческого организма, и если они ослабевают, то все тело оказывается слабым. А седина на голове пророка Закарийи была еще одним свидетельством его слабости и старости. А ведь именно седина является гонцом смерти, ее предвестником и предшественником. Напоминая об этом, святой пророк подчеркивал свою слабость и беспомощность для того, чтобы Всевышний Аллах поскорее ответил на его мольбу. Аллаху угодно, чтобы люди пытались приблизиться к Аллаху, признавая свою слабость и свое бессилие, потому что тем самым они связывают свои надежды с могуществом и поддержкой Аллаха.

Затем святой пророк признался в том, что ранее Господь не позволял ему разочаровываться в Божьей милости и не лишал его желаемого. Напротив, Аллах всегда был прекрасно осведомлен о его нуждах, отвечал на его молитвы и осенял его своей заботой. И святой пророк решил приблизиться к Аллаху посредством милости, которая была оказана ему прежде, и попросил Аллаха ответить на его мольбу, напоминая о том, что прежде Аллах всегда отвечал на его мольбу. Он попросил своего Добродетеля и впредь оказывать ему милость.


وَإِنِّي خِفْتُ الْمَوَالِيَ مِن وَرَائِي وَكَانَتِ امْرَأَتِي عَاقِرًا فَهَبْ لِي مِن لَّدُنكَ وَلِيًّا ﴿٥﴾
5. Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника,
يَرِثُنِي وَيَرِثُ مِنْ آلِ يَعْقُوبَ وَاجْعَلْهُ رَبِّ رَضِيًّا ﴿٦﴾
6. который наследует мне и семейству Йакуба (Иакова). И сделай его, Господи, угодником».

Я опасаюсь того, что правители, которые станут править сынами Исраила после моей смерти, не будут надлежащим образом выполнять наставления Твоей религии и не будут призывать Твоих рабов на прямой путь.

Из очевидного смысла этого откровения становится ясно, что пророк Закарийа не видел среди своего народа человека, который мог бы стать духовным наставником и образцом для подражания. И это свидетельствует о милосердии и искренности святого пророка. Он попросил Аллаха даровать ему ребенка, но при этом не преследовал чисто мирские цели, как это делают прочие люди. Им двигало стремление принести пользу религии Аллаха и уберечь ее от забвения, поскольку он видел, что никто другой не годится для этого.

Семейство святого пророка было известно как одно из самых праведных и самых набожных семейств. Оно было кладезью пророчества и источником добра. Именно поэтому Закарийа попросил Аллаха одарить ребенком его самого, дабы его потомок заботился о соблюдении предписаний религии после его смерти. Однако его жена совершенно не могла иметь детей, и поэтому он пожаловался Аллаху на то, что его жена бесплодна. Да и сам он достиг тех преклонных лет, когда люди очень редко испытывают влечение к женщинам и оказываются способны зачать детей. И тем не менее он попросил Аллаха одарить его наследником, который бы перенял от него пророчество, знание и стремление к праведным деяниям. Он просил сына, который бы стал наследником своего отца и всего семейства Йакуба. Он также просил сделать его праведным рабом и святым угодником и привить ему любовь к поклонению одному Аллаху. Одним словом, он просил у Аллаха благочестивого сына, который стал бы Божьим пророком и старейшиной сынов Исраила после смерти своего отца, который снискал бы благоволение Аллаха и заслужил любовь своего народа. Воистину, нет и не может быть сына, который обладал бы более совершенными качествами. И если Аллах проявляет милость к своему рабу, то Он одаряет его благочестивым сыном, обладающим самыми замечательными нравственными качествами и похвальными чертами.


يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَل لَّهُ مِن قَبْلُ سَمِيًّا ﴿٧﴾
7. О Закария (Захария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахья (Иоанн). Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему).

Господь принял молитвы своего пророка и ответил на них. Всевышний Аллах обрадовал его устами ангелов о скором появлении на свет Йахйи. Аллах нарек его именем, которое соответствовало его положению, потому что арабское слово “йахйа” означает “жить материальной жизнью”. Но Аллах пожелал проявить к нему особую милость, дабы он прожил прекрасную духовную жизнь, и почтил его откровением, знаниями и религией.

Никого прежде Аллах не нарекал этим именем. Согласно одному из толкований, это кораническое выражение означает, что прежде не было равных пророку Йахйе. В этом случае ангелы принесли пророку Закарийе радостную весть о том, что его сын будет обладать совершенными и достохвальными качествами и превзойдет своих предшественников. Если считать последнее толкование правильным, то исключением из него являются Ибрахим, Муса и Нух и другие пророки, которые превосходили пророка Йахйу своими заслугами.

قَالَ رَبِّ أَنَّى يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَكَانَتِ امْرَأَتِي عَاقِرًا وَقَدْ بَلَغْتُ مِنَ الْكِبَرِ عِتِيًّا ﴿٨﴾
8. Он сказал: «Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?».

Когда пророк Закарийа услышал благую весть о скором рождении сына, которого он просил у Аллаха, он сильно удивился этому. Положение его жены и его самого не позволяли им родить ребенка. Он не думал об этом, когда обращался с мольбой к Аллаху, потому что его душа была переполнена духовной силой и огромным желанием заиметь сына. Но теперь, когда его молитвы были услышаны, он удивился этому.

قَالَ كَذَلِكَ قَالَ رَبُّكَ هُوَ عَلَيَّ هَيِّنٌ وَقَدْ خَلَقْتُكَ مِن قَبْلُ وَلَمْ تَكُ شَيْئًا ﴿٩﴾
9. Он сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было”».


Рождение ребенка у пророка Закарийи действительно было необычным событием. Оно противоречило законам, по которым Аллах управляет судьбами своих творений. Однако могущество Всевышнего Аллаха позволяет Ему создавать желаемое вопреки этим законам. И поэтому сотворение Йахйи не составило для Аллаха никакого труда, тем более, что еще раньше Аллах сотворил самого Закарийу, хотя он и был ничем.


Послушать суру: http://www.ramadanway.com/Quran/translation/019.mp3

        Рубрика: Беременность и роды, Разное      

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

Оставить свой комментарий

2011 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin