Считается ли алкоголь наджасом?

        7 октября 2010
Разногласят ученые в положении чистоты алкоголя на два мнения.Первое мнение – что это наджаса. И это мазхаб большинства ученых. Из них четыре имама и выбрал это мнение шейх уль-Ислам Ибн Теймийа. И их довод – слова Аллаха:

“О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки (хамр), азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, и может быть вы преуспеете.” (Маида, 90)

В аяте использованно слово “риджс”, которое переводится с арабского как мерзость. И они сказали, что это указывает на нечистоту, и посудили о нечистоте опьяняющих напитков с точки зрения того, что это наджаса в прямом смысле.

Второе мнение – что алкоголь являестя чистым, и об этом сказали Рабиа, Лейс Ибн Саад, аль-Музани и другие из саляфов. И посчитали это мнение более верным Шаукани, ас-Сан’ани, шейх Ахмад Шакир и шейх Альбани, да будет к ним всем милостив Аллах.

И это мнение видится более верным по следующим причинам.

1. Поскольку нет в аяте указания на то, что алкоголь наджас. И это с нескольких сторон:

а) Потому что слово “риджс” из слов, которые несут в себе несколько смыслов. Из них: грязь, запрещенное, мерзость, страдание, проклятие, куфр, зло, грех, наджаса (нечистота) и др.

б) Потому что мы не находим ни одного слова от кого-либо из саляфов (сподвижников и табиинов), которые бы истолковали ар-риджс в этом аяте как наджас. Но напротив, сказал Ибн Аббас: “Ар-риджс, то есть гнев”, и сказал Ибн Зейд: “Ар-риджс, то есть зло”. (см. “Тафсир ат-Табари” к данному аяту)

в) Мы находим, что слово риджс приходит в Книге Аллаха в других аятах помимо этого в трех местах. Ни в одном из них риджс не приходит в значении наджас. И риджс в словах Всевышнего Аллаха: “И также Аллах посылает мучения (риджс) на тех, которые не веруют.” (аль-Анам, 125) Здесь его значение – мучения. И в словах Всевышнего Аллаха о сущности мунафиков: “Воистину, они мерзость (риджс), и их пристанище – это Геенна”. (Тауба, 95) Подразумевается здесь под риджс мерзость их и их деяний. Однако очевидно, что не можем мы, опираясь на это аят, сказать, что лицемеры являются наджасом, после контакта с которыми нужно делать шариатское очищение. И также в словах Аллаха: “Избегайте же скверны идолов” (Хадж, 30).

Назвал Всевышний Аллах идолов словом риджс (скверна), потому что они причина наказаний и мучений. И не подразумевается здесь нечистота в физическом смысле (т.е. при физическом контакте с которой необходимо очищаться), и воистину, какое-то дерево или камень, из которого сделан идол, не является наджасой. Поэтому слова Всевышнего Аллаха, которыми аргументируют эти ученые, несут в себе много вариантов, которые можно предположить. А известное шариатское правило гласит: “То, в чем есть различные предположения, то не делается этим доказательство.”

г) Пришел в аяте хамр вместе с гадальными стрелами и азартными играми и слово “риджс” связано со всем этим, и не возможно вынести хукм о нечистоте чего-то одного из этих вещей, не вынеся на другое. И это – ясный довод о том, что значение слова ар-риджс (скверна) здесь не являтся шариатской наджасой. И сами же эти ученые, да будет милостив к ним Аллах, не посудили опираясь на это аят о нечистоте гадальных стрел и прочего. Похожими на этот пример будут слова Аллаха: “Воистину, многобожники – нечистота (наджас)” (Тауба, 28). И пришли четкие достоверные доказательства, указывающие на отсутствие шариатской нечистоты у тел многобожников самих по себе, поскольку ни Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) ни сподвижники не очищались после прикосновения к многобожникам. Здесь имеется ввиду их духовная нечистота, а это ширк.

д) Воистину, запретность алкоголя не влечет за собой его шариатскую нечистоту, и вообще запрет чего-то не влечет за собой автоматически его шариатскую нечистоту, в то время как наоборот, признание чего-то наджасой автоматически вызывает запрет этого. И это известное правило у ученых. Например, по иджма ученых запрет одевания шелка и золота для мужчин не вызывает того, что они являются наджасом.

2. Из того, чем также можно сделать доказательство на читстоту харма – хадис Анаса в истории, повествующей о запрете хамра. И в ней приходит, что приказал Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) о том, что хамр стал запрещенным, и сподвижники, у кого был хамр, вылили его, и он тек потоками по Медине (“Сахихи” Бухари 2332 и Муслим 1980). И приходят другие подобные сообщения, где хамр выливался на землю. И если был бы хамр наджасой, то воистину приказал бы Посланник (да благославит его Аллах и приветствует) вылить воду на землю, чтобы ее очистить, как приказал он вылить воду на землю мечети, когда там помочился бедуин, и приказал бы людям остерегаться вылитого.

3. То, что основа в вещах – чистота. И не возможно уйти с нее иначе, кроме как при наличии достоверного текста, указывающего на загрязненность. И если не имеется такого текста, то все остается на своей основе, а это чистота.

Поэтому, более обоснованным будет мнение, что алкоголь не является наджасом.

SunnaOnline.com


Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

Оставить свой комментарий

2010 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin