Число ракатов в намазе таравих
Вопрос :
Я задавал этот вопрос ранее, но не получил ответа, который удовлетворил бы меня.Мой вопрос – о молитвах Таравих в Рамадане. Вы отвечали мне прежде, что Таравих не должен быть больше, чем 11 ракатов. Подлинно сообщается, что Мухаммад ( мир ему и благословение Аллаха) совершал таравих 3 раза в Рамадане, и он состоял 11 ракатов. Также в своей книге шейx Ал Албани(Рахимаху Ллах) «Ночная молитва и Таравих» он заявляет, что таравих должен быть 11 ракатов. По сунне это 11 ракатов. Теперь вопрос, который является запутанным и часто становится предметом обсуждения среди братьев – должно ли быть количество ракатов в таравихе 11 или 20 ракатов. Некоторые люди в течение Рамадана идут в мечети, где Имам совершает 11 ракатов, а другие идут в мечети, где имам совершает 20. В большинстве ханафитских мечетей в США имам совершает 20 ракатов. И эта тема становится поводом для обсуждения в США. Люди, которые совершают 11 ракатов обвиняют тех, кто совершает 20. Это является большим поводом для смуты. Это ведет к отсутствию единства. Люди всегда указывают на то, что в мечети Пророка ( мир ему и благословение Аллаха) имам совершает 20 ракатов, и также в Мечети аль Харам в Мекке имам совершает 20 ракатов. Также те, кто в течение Рамадана едет в Саудовскую Аравию для Умры, они говорят, что имам совершает 20 ракатов. Это становится причиной недеразумений.
Пожалуйста ответьте и объясните мне следующие моменты:
1. По Сунне надо совершать 11 раката ,тогда почему в мечети Пророка ( мир ему и благословение Аллаха) в Медине, и также в мечети аль Харам имам совершает 20 ракатов? Почему? Почему это отличается от сунны?
2. Почему количество ракатов таравиха в мечети Пророка и мечети аль Харам 20 ракатов? Пожалуйста объясните нам это.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Мы не думаем, что мусульмане должны быть настолько чувствительны относительно проблем , которые являются вопросом научных различий или делают их причиной разделения и смуты среди мусульман.
Шейх ибн Усеймин ( да будет Аллах милостив к нему ) сказал при обсуждении вопроса о том, что кто совершает десять ракатов с имамом, затем садится и ждет витр и не заканчивает Таравих с имамом:
Нас глубоко огорчает, что мы находим в Мусульманской умме группу, которая отличается относительно вопросов, в которых различия в мнениях являются приемлемыми, и они берут эти различия как повод для разделений. Различия в умме существовали и во время сахабов, все же они оставались едиными. Молодежь в особенности и все те, кто предан Исламу, должны оставаться единными, потому что они имеют врагов, которые выжидают момент.
Аль Шарх аль Мумти, 4/225
Две группы впали в крайности в отношении этого вопроса. Первая группа осудила каждого, кто совершает больше, чем одиннадцать ракатов и сказала, что такое выполнение это новшество. Вторая группа осудила тех, кто совершает только одиннадцать ракатов и сказала, что они идут против мнения ученого совета (иджма).
Давайте послушаем что сказал Шейх Усеймин (Рахимаху Ллах).
Шейх Усеймин (Рахимаху Ллах)сказал:
Здесь мы говорим, что мы не должны идти в крайности или быть небрежны. Некоторые люди идут в крайности в соблюдении количество ракатов, упомянутых в Сунне, и говорят, что не допустимо делать больше чем число, упомянутое в Сунне, и они настойчиво осуждают тех, кто совершает больше этого, говоря, что они являются грешниками.
Это несомненно неправильно. Как они могут быть грешниками, когда Пророк ( мир ему и благословение Аллаха), когда его спросили о ночных молитвах сказал, что они должны быть сделаны два по два, и он ( мир ему и благословение Аллаха) не назвал какое то определенное количество? Конечно тот, кто спросил его ( мир ему и благословение Аллаха) о ночной молитве не знал это количество, потому что, если он не знал, как делать это, еще более вероятно, что он не знал об их количестве. И он не был одним из тех, кто служил Пророку ( мир ему и благословение Аллаха) так, чтобы мы могли бы сказать, что он ведал о том, что случалось в его доме. Так как Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) сказал ему, как делать это, но не сказал сколько раз, можно понять, что вопрос этот является обширным, и что человек может совершать по сто ракатов, затем совершать один витр.
В отношении слов Пророка ( мир ему и благословение Аллаха), ” Молитесь, как вы видите меня молящимся”, это не применяется дословно даже для этих людей. Следовательно они не говорят, что человек должен совершать Витр с пятью ракатами, иногда и с семью ракатами, иногда и с девятью. Если бы мы понимали это дословно, то мы должны были бы совершать Витр с пятью ракатами, иногда с семью ракатами, иногда и с девятью. Но в хадисе имеется в виду – молиться, как я молюсь, а не сколько ракатов, если их количество конкретно не оговорено.
В любом случае, человек не должен быть строг с людьми в отношении вопроса, который является широким в возможностях. Мы даже видели некоторых братьев, которые слишком строго относятся к этому вопросу, которые обвиняют имамов, которые совершают больше, чем одиннадцать ракатов, обвиняют их во введении новшества, таким образом упускают награду, о которой Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто будет стоять за имамом, пока тот не закoнчит молитву, ему будет дана награда ночной молитвы.” (Передано Ат Тирмизи, 806; классифицирован как достоверный Шейхом Албани в Сахих Ат Тирмизи, 646). Некоторые из них даже садятся после завершения десяти ракатов, таким образом разбивают ряды молящихся, сидя там, а иногда они начинают говорить и тревожат людей, которые молятся.
У нас нет сомнения, что их намерения хороши, и они стараются поступать правильно, но это не подразумевает, что они правы.
Другая группа поступает противоположно. Они серьезно осуждают тех, кто совершают только одиннадцать ракатов и говорят, что они идут против мнения совета ученых. Аллах говорит (смысловой перевод):
“А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия! “
[Ан Ниса 4:115]
Все поколения, которые жили до вас совершали только двадцать три раката, и они осуждали любого, кто говорил что – нибудь различное.
Аль Шарх Аль Мумти, 4/73-75
В отношении свидетельства тех, кто говорит, что не допустимо совершать больше чем восемь ракатов в Таравихе, они приводят хадис от Абу Салама ибн Абд аль Рахман, который спросил Аишу ( да будет доволен ею Аллах ), “Как Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) молился в течение Рамадана? “Она сказала: “Он не совершал больше, чем одиннадцать ракатов в Рамадане или в другие времена. Он совершал четыре раката, и не спрашивай насколько красивыми и длинными они были, затем он совершал еще четыре, и не спрашивай насколько красивыми и длинными они были, затем он завершал еще три раката. Я сказала: “O Посланник Аллаха, ты заснешь прежде, чем совершишь Витр? ” Он сказал: “О Аиша, мои глаза спят, но мое сердце не дремлет.”
(Передано Аль Бухари, 1909; Муслим, 738)
Они сказали: Этот хадис указывает, на то, что Посланник Аллаха был последователен в его молитвах ночью в Рамадане и в другие времена.
Ученые опровергают использование хадиса как свидетельство, говоря, что это – то, что Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) делал, но факт, что он делал что то не подразумевает, что это является обязательным.
Доказательством, что нет определенного количества ракатов для ночной молитвы – является хадис от Ибн Умара, согласно которому один человек попросил Посланника Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) о ночных молитвах. Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нужно совершить два по два (два раката одновременно). Если кто либо из вас боится, что наступит рассвет, тогда пусть совершит только один ракат Витр. ” (Передано Аль Бухари, 846; Муслим, 749)
Если мы посмотрим на то, что говорят ученые видных школ, то будет ясно видно, что этот вопрос широк в возможностях и что нет ничего плохого в выполнении больше чем одиннадцати ракатов.
Аль Саркаси – один из имамов Ханафитской школы, сказал:
По нашему мнению это двадцать ракатов, помимо Витра.
Аль Мабсут, 2/145
Ибн Кадаама сказал:
Согласно мнению Абу АбдАллах (то есть, Имаму Ахмаду, ( да будет Аллах милостив к нему )), – это двадцать ракатов. Это было мнением Ат Таури, Абу Ханифы и АшШафи. По мнению Имама Малика – это тридцать шесть ракатов. (Аль Мугни, 1/457)
Ан-Навави сказал:
Таравих является Сунной согласно мнению ученых. На наш взгляд это двадцать ракатов с десятью таслимами, которые можно совершать как джамаатом, так и индивидуально.
Аль Маджму, 4/31
Это представления этих четырех имамов относительно количества ракатов в Таравихе. Все из них назвали большее количество, чем одиннадцать ракатов. Возможно есть следующие причины, почему они так сказали.
Они следующее:
1-Они думали, что хадис от Аишы не подразумевал, что там имелось определенным количество ракатов.
2-От многих салафов было передано о большом количестве ракатов.
См. Аль Мугни, 2/604; Аль Маджму, 4/32
3-Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал одиннадцать ракатов, которые были очень длинными, так это занимало у него большинство ночи. Действительно, однажды ночью, когда Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) вел сподвижников в Таравихе, он не заканчивал молитву, пока не стал подступаться рассвет и сахабы встревожились, что они пропустят сухур. Сахабы ( да будет Аллах доволен ими ) любили молиться за Пророком ( мир ему и благословение Аллаха), и они не чувствовали как это было долго. Ученые думали, что, если имам молиться столь долго, то это будет слишком трудно для молящихся за ним, что вскоре оттолкнет их. Так, они думали, что имам должен сделать молитву короче и увеличить количество ракатов.
Дело в том, что тот, кто совершает одиннадцать ракатов, подобно Пророку ( мир ему и благословение Аллаха), преуспевает и следует Сунне. Кто сделает молитву короче и увеличит количество ракатов, также преуспеет. Человек, который совершит любую из этих двух вещей, не должен быть осужден.
Шейхуль Ислам Ибн Теймийа сказал:
Если человек совершает Таравих согласно масхабам Абу Ханифы, Аш Шафи и Имама Ахмада с двадцатью ракатами, или согласно масхабу Имама Малика, с тридцатью шестью ракатами, или с тринадцатью или одиннадцатью ракатами, он преуспел, поскольку Имам Ахмад сказал, потому что нет ничего, что могло бы определить количество ракатов. Так что большее или меньшее количество ракатов зависит от того, какой продолжительности будет молитва.
Аль Ихтийарат, стр. 64
Ас-Суйути сказал:
То, что передано в сахихе, и хороших хадисах – руководство, чтобы совершать ночные молитвы в течение Рамадана, что поощрается, не определяя специфическое количество ракатов. Не доказано, что Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) совершал двадцать ракатов Таравиха, скорее что он молился ночью, с неуказанным количеством ракатов. Затем он отложил это четвертой ночью, чтобы это не стало обязательным для них, учитывая, что они могли быть неспособны сделать это.
Ибн Хаджар Аль Хайтами сказал: нет никакого сахиха, который сообщают, что Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) совершал двадцать ракатов Таравиха. Повествование, в котором говорится, что он “обычно совершал двадцать ракатов”, является очень слабым.
Аль Мавсуах аль Фикхийа, 27/142-145
Так что не стоит удивляться, что люди совершают таравих в двадцать ракатов. Было поколение после поколения тех имамов (которые обычно совершали двадцать ракатов), и все они хороши.
А Аллах знает лучше всего.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://www.islamqa.com/ar/ref/9036