Всё о месяце Шаабан
Желательно ли поститься на протяжении всего месяца ша‘бан?
Вопрос
Является ли Сунной соблюдать пост в течение всего месяца ша‘бан?
Текст ответа
Хвала Аллаху.
Во время месяца ша‘бан желательно поститься как можно больше.
В хадисах сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился на протяжении всего месяца ша‘бан.
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен им Аллах, сказала: Я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился два месяца подряд. (И только) ша‘бан он соединял с месяцем рамадан (Ахмад № 26022, Абу Дауд № 2336, ан-Насаи № 2174 и Ибн Маджа № 1648).
Версия этого хадиса, что передал Абу Дауд такова: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не соблюдал в течение года пост на протяжении всего месяца, если не считать ша‘бана, который он соединял (с постом в) рамадан (аль-Альбани в Сахих Аби Дауд (№ 2048) сказал, что хадис достоверный).
Очевидный смысл хадиса указывает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился на протяжении всего месяца ша‘бан.
Однако есть предания о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разговлялся в некоторые дни месяца ша‘бан.
Передается, что Абу Саляма спросил ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, о посте посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Она ответила: (Иногда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился (так долго), что мы говорили: „Он вообще не прерывает пост“. (А иногда он) не постился столько, что мы говорили: „Он вообще не постится“. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился больше, чем в месяце ша‘бан. Он постился на протяжении всего месяца ша‘бан. Он соблюдал пост в ша‘бан и разговлялся только в течение малого количества дней месяца ша‘бан (Муслим № 1156).
Ученые разногласили в вопросе согласования этих двух преданий.
Некоторые из них считали, что действия, описываемые в хадисах, происходили в разное время. И в некоторые годы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился на протяжении всего месяца ша‘бан, а в другие он соблюдал пост на протяжении почти всего месяца, кроме нескольких дней. Это мнение считал верным шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах. См. Маджму‘ фатауа Ибн Баз (Т. 15. С. 416).
Другие ученые считали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не постился на протяжении всего месяца, за исключением поста в месяц рамадан. А комментируя хадис от Умм Салямы, они говорили, что в нем сказано о посте на протяжении почти всего месяца Ша‘бан, за исключением нескольких дней. Говорить о человеке, который соблюдает пост большую часть месяца, что он постился на протяжении всего месяца, лексически верно.
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал, что хадис ‘Аиши «разъясняет значение слов хадиса Умм Салямы „Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не соблюдал желательный пост в течение всего месяца, если не считать ша‘бана, который он соединял (с постом в) рамадан“, то есть он постился на протяжении большей части месяца. Ат-Тирмизи передал от Ибн аль-Мубарака, что он сказал: „В речи арабов допускается говорить о человеке, который постился большую часть месяца, что он постился на протяжении всего месяца <…>
Ат-Тыби сказал, что, возможно, он постился иногда на протяжении всего месяца ша‘бан, а иногда – соблюдал пост в течение большей его части, чтобы они (сподвижники – прим. пер.) не считали, что этот пост обязателен, как и в Рамадан“.
(Ибн Хаджар сказал): „Первое мнение является верным“».
То есть Ибн Хаджар считал верным мнение, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился на протяжении всего месяца ша‘бан. Свое мнение он подтверждал хадисом от ‘Аиши, да будет доволен им Аллах. Она сказала: Я не знаю о том, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитывал весь Коран за одну ночь, или молился на протяжении всей ночи, до утренней зари, или соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме рамадана (Муслим № 746).
Также в качестве доказательства он привел хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн ‘Аббас сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не постился на протяжении всего месяца, кроме поста в рамадан (аль-Бухари № 1971 и Муслим № 1157).
Ас-Синди в толковании хадиса от Умм Салямы сказал:
„…ша‘бан, который он соединял (с постом в) рамадан“, то есть он постился в месяц ша‘бан и в месяц рамадан. Очевидный смысл хадиса указывает на то, что он постится на протяжении всего месяца ша‘бан. <…> Но есть то, что указывает на противоположное этому. Поэтому то, что он постился на протяжении большей части месяца, (описывается так), словно он постился на протяжении всего месяца и соединял (этот пост с постом) в рамадан.
Если у кого-то возникнет вопрос: какова мудрость в том, чтобы чаще поститься в месяц ша‘бан?
Ответ.
Ибн Хаджар сказал: Лучший ответ на этот вопрос – это хадис от Усамы ибн Зайда, который привели ан-Насаи, Абу Дауд, и который Ибн Хузейма назвал достоверным. Усама сказал: „Я сказал: „О, посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты постился в какой-либо месяц больше, чем ты постился в ша‘бан“. Он ответил: „К этому месяцу, находящемуся междумесяцами раджаб и рамадан, люди небрежны. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост““. Шейх аль-Альбани в Сахих ан-Насаи (№ 2221) сказал, что хадис хороший.
А Аллаху ведомо лучше.
Запрет поститься во вторую половину месяца ша‘бан
Вопрос
Можно ли поститься во вторую половину месяца ша‘бан? Я слышал, что Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, запретил поститься во второй половине ша‘бана?
Текст ответа
Хвала Аллаху.
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал: Не поститесь, когда наступит середина ша‘бана[1].
Этот хадис указывает на запрет поститься во вторую половину ша‘бана, то есть начиная с 16-го дня месяца.
Однако есть хадисы, в которых говорится о дозволенности поститься.
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал: Пусть никто из вас не поститься за день или два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Если это так, то пусть поститься[2].
Этот хадису показывает, что пост во вторую половину ша‘бана дозволен тому, что регулярно поститься, например, если человек привык поститься по понедельникам и четвергам или поститься через день.
Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ее Аллах, сказала: Посланник Аллаха, да благословит вас Аллах и приветствует, соблюдал пост весь ша‘бан; он соблюдал пост на протяжении всего месяца ша‘бана за исключением нескольких (дней)[3].
Ан-Науауи сказал: „…соблюдал пост (почти) весь ша‘бан; он соблюдал пост на протяжении всего месяца ша‘бана за исключением нескольких (дней)“. Вторая часть этого хадиса разъясняет первую, то есть слово „весь“ означает большую часть.
Данный хадис подтверждает дозволенность поститься и после половины ша‘бана, но только тому, кто поститься и в первую, и во вторую половину этого месяца.
Шафииты, приняв во внимание все эти хадисы, сказали:
«Не дозволено поститься после наступления середины ша‘бана никому, кроме того, кто привык регулярно поститься, или кто постился в первую и во вторую половины этого месяца.
Большинство считает, что запрет в хадисе категоричен /харам/.
Некоторые же ученые, ар-Руйани, например, считают, что запрет в хадисе не категоричен, а лишь указывает на нежелательность /макрух/»[4].
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:
Глава о запрете поститься во вторую половину месяца ша‘бан перед рамаданом, если только это не пост человека, который регулярно, обычно поститься, например, если человек обычно поститься по понедельникам и четвергам[5].
Большинство ученых считало, что хадис о запрете поститься после середины ша‘бана является слабым, и поэтому сказали, что пост по прошествии половины ша‘бана нежелательным не является.
Ибн Хаджар сказал:
«Большинство ученых сказали, что добровольный пост после середины месяца ша‘бан дозволен, а хадис о запрете этого слабый. Ахмад и Ибн Ма‘ин сказали, что это хадис мункар[6]»[7]. Слабым этот хадис считал аль-Байхаки и ат-Тахауи.
Ибн Кудама в аль-Мугни сказал, что имам Ахмад об этом хадисе говорил:
Этот хадис не является верным. Мы спросили об этом хадисе ‘Абд ар-Рахмана ибн Махди, он не посчитал этот хадис достоверным, не передавал мне этот хадис и отдалялся от этого хадиса. Ахмад сказал, что аль-‘Аля заслуживает доверия, ни один из хадисов, которые он передал, кроме этого, не считаются слабыми»[8].
Аль-‘Аля – это аль-‘Аля ибн ‘Абд ар-Рахман – передатчик этого хадиса от своего отца, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, ответил тому, кто считал этот хадис слабым:
«Этот хадис является достоверным по условиям Муслима. И то, что только аль-‘Аля приводит этот хадис не делает его слабым, потому что аль-‘Аля является заслуживающим доверие передатчиком. Муслим передал в своем достоверном сборнике хадисов несколько хадисов от него, от его отца, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Многие хадисы в Сунне уникальны, то есть приводятся только одним передатчиком от Пророка, да благословит вас Аллах и приветствует, но передатчиком, заслуживающего доверия. И мусульманская община приняла эти хадисы и действует на основании них. <…>
Я не вижу противоречия этого хадиса хадисам, в которых говорится о посте в месяц ша‘бан. Здесь нет противоречия, так как те хадисы говорят о посте во вторую половину поста вместе с первой, и о том, кто регулярно и обычно поститься во вторую половину месяца. А хадис аль-‘Аля говорит о запрете намеренно поститься только во вторую половину месяца, не соединяя ее с первой половиной, или не имея обычая поститься»[9].
Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос о хадисе, в котором говорится о запрете поститься во вторую половину ша‘бана, и он ответил:
Это достоверный хадис, как сказал об этом выдающийся ученый шейх Насыру-д-дин аль-Альбани. Этим хадисом запрещено начинать поститься во вторую половину месяца. Если же человек постился большую часть месяца или полный месяц, то это поступил соответственно Сунне[10].
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, в толковании Рийаду-с-салихин сказал:
Если даже этот хадис достоверен, то он не указывает на категоричный запрет /харам/, но только на нежелательность /макрух/. Об этом говорили некоторые ученые, да помилует их Аллах. И этот хадис не касается того, кто обычно поститься. Такой человек может поститься даже во вторую половину ша‘бана[11].
Таким образом,
запрет поститься во вторую половину месяца ша‘бан свидетельствует или о нежелательности, или категоричном запрете этого, если только это не касается того, кто регулярно и обычно поститься, или того, кто соединяет постом первую половину месяца со второй. А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.
Мудрость запрета в том, что такой долгий и непрерывный пост ослабит человека, и он будет слаб, чтобы поститься в рамадан.
Если кто-то скажет, что когда человек поститься с самого начала месяца ша‘бан, то он ослабевает больше, то ответ на это таков. Человек, постящийся с самого начала месяца ша‘бан привычен к посту, и ему не трудно поститься.
Аль-Кари сказал: Запрет (здесь в качестве) нежелательности. В этом (запрете) милость для общины, (и дана она), чтобы люди не ослабли и не упустили обязанность поститься в рамадан. Если же человек поститься месяц ша‘бан полностью, то он уже привык поститься, и пост для него не сложен.
А Аллах знает лучше.
[1] Абу Дауд. Ас-Сунан, № 3237; ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 738; Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 1651; аль-Альбани в Сахих Сунан ат-Тирмизи (№ 590) сказал, что хадис достоверный.
[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 1914. Муслим. Ас-Сахих, № 1082.
[3] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 1970. Муслим. Ас-Сахих, № 1156; здесь версия Муслима.
[4] Аль-Маджму‘. Т. 6. С. 399-400. Фатху-ль-Бари. Т. 4. С. 129.
[5] Ан-Науауи. Рийаду-с-салихин. С. 412.
[6] Мункар – одна из категорий слабого хадиса – прим. пер.
[7] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари.
[8] Ибн Кудама. Аль-Мугни.
[9] Ибн аль-Кайим. Тахзибу-с-сунан.
[10] Ибн Баз. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 15. С. 385.
[11] Ибн ‘Усаймин. Шарху рийады-с-салихин. Т. 3. С. 394.
Нисходит ли Аллах на нижнее небо в среднюю ночь месяца Ша`бан?
Вопрос
Спускается ли Аллах на нижнее небо в среднюю (пятнадцатую) ночь месяца Ша`бан и прощает всех людей, кроме двух: неверующего и ненавистника?
Текст ответа
Хвала Аллаху.
Это упоминается в некоторых хадисах, однако ученые о достоверности этих хадисов приводили мнения. И ни один хадис, указывающий на достоинство средней ночи месяца Ша`бан, не является достоверным.
От Абу Мусы аль-Аш`ари передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Поистине, Аллах смотрит на свои творения в среднюю ночь Ша`бана, и прощает всем, кроме мушрика (многобожника) или мушахина (ненавистника). Этот хадис приводит Ибн Маджа [1390].
Мушахин — тот, кто враждебно относится к своему брату-мусульманину.
В аз-Заваид говорится: «Иснад (цепочка передатчиков) этого хадиса да`иф (слабая), из-за слабости `Абдуллах ибн Лахи`а, а аль-Валид ибн Муслим — мудаллис (обманщик).
Также, в этом хадисе есть идтираб (неясность и путаница в версиях одного хадиса — прим. пер.), которую разъяснил ад-Даракутни в аль-`Илал [6/50,51], где он сказал об этом хадисе: Этот хадис недостоверен.
Этот хадис также приводится от Му`аза ибн Джабаля, от `Аиши, от Абу Харайры, от Абу Са`лабы аль-Хушани и других, но ни один из этих иснадов не лишен слабости, а некоторые очень слабые.
Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали: О достоинстве средней ночи Ша`бана есть много хадисов, о достоверности которых учёные разногласят, но многие отнесли их к слабым, а Ибн Хиббан отнёс некоторые из них к сахих (достоверным). Латаиф аль-Ма`ариф [261].
Нисхождение Всевышнего Аллаха на нижнее небо происходит не только в среднюю ночь Ша`абана. Напротив, в двух достоверны сборниках хадисов (аль-Бухари и Муслим) и в других сборниках достоверно установлено, что Всевышний Аллах нисходит на нижнее небо в последнюю треть каждой ночи. И средняя ночь Ша`бана входит в это общее число.
Поэтому, когда спросили `Абдуллаха ибн Мубарака о нисхождении Всевышнего Аллаха в среднюю ночь Ша`бана, он сказал спросившему: О слабый! Срединная ночь?! Он нисходит в каждую ночь. Передал Абу `Усман ас-Са́буни в И`тикад ахл ас-Сунна [№92].
Аль-Аки́ли́ (да помилует его Аллах) сказал: Относительно нисхождения в среднюю ночь Ша`бана существуют хадисы, в которых есть слабость, а сообщение о нисхождении в каждую ночь передаётся в достоверных хадисах. Соответственно, средняя ночь Ша`бана входит в их число, ин ша Аллах. Ад-Ду`афа [3/29].
Смотрите ответ на вопрос под номером № 8907.
На этом сайте находятся слова шейха Ибн База (да помилует его Аллах), о хукме (религиозно-правовом решении) празднования средней ночи Ша`бана. Они находятся в разделе: Темы, связанных с особыми днями, на данном сайте.
Середина месяца ша‘бан не выделяется особым видом поклонения
Вопрос
В одной из книг я прочел, что пост в середине месяца ша‘бан является одним из нововведений. В другой книге я прочёл, что этот день относится к тем дням, когда желательно поститься. Какое верное решение в этом вопросе?
Текст ответа
Хвала Аллаху.
«В отношении дня (ночи) середины месяца ша‘бан нет ни одного достоверного сообщения от пророка, мир ему и благословение, (которое позволило бы и нам) поступать так же. Однако существуют некоторые предания от таби‘инов, но цепочки передатчиков этих преданий прерваны. Хадисы же (на эту тему) являются вымышленными или очень слабыми. Эти предания распространились в тех многих местах, где преобладает незнание о заповедях Шариата. По Шариату эта ночь никак не оживляется, в этот день не соблюдается пост и не совершается какое-либо определенное поклонение. Не следует смотреть на то, что многие из-за незнания совершают эти поклонения. А Аллах знает лучше» (Шейх Ибн Джибрин).
Если человек желает в эту ночь совершить поклонение, которое он совершал и в другие ночи, не добавляя к этому что-либо и не проявляя дополнительного усердия, то в этом нет ничего плохого. Если человек станет поститься в пятнадцатый день месяца ша‘бан потому, что этот день наряду с четырнадцатым и тринадцатым днем относится к белым дням месяца, или потому, что этот день приходится на понедельник или четверг, то в этом также нет ничего плохого, если при этом человек не верит, что из-за этого он получит большую или дополнительную награду. А Всевышний Аллах знает лучше.
Какая особая ночь имеется в виду в суре «ад-Духан» /«Дым»/?
Вопрос
Какая важность есть в 15 дне месяца ша‘бан? Верно ли, что в эту ночь предопределяется путь каждого человека на следующий год?
Какая особая ночь подразумевается в суре ад-Духан, верно ли, что это ночь в месяце ша‘бан? Или это говорится о Ночи Предопределения?
Текст ответа
Хвала Аллаху.
Ночь в середине месяца ша‘бан подобная другим ночам. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не передаются хадисы, которые бы указывали, что в эту ночь предопределяется путь каждого человека или его предопределение.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу № 8907.
Что касается ночи, о которой упоминается в словах Всевышнего Аллаха:
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنْذِرِينَ فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ
Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела[1], то как сказал Ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «Ученые были разного мнения о разъяснении этой ночи, то есть о том, какая именно ночь года подразумевается. Некоторые сказали, что этот аят говорит о Ночи Предопределения. От Катады передается, что это Ночь Предопределения. Другие сказали, что здесь имеется в виду ночь на середину месяца ша‘бан. Верное же мнение у того, кто сказал, что это Ночь Предопределения, потому что Аллах, хвала Ему, сообщил, что это так, сказав:
إنا كنا منذرين
„Мы предостерегаем“»[2].
Ибн Хаджар в своем толковании Сахих аль-Бухари о словах Всевышнего Аллаха
فيها يُفرق كل أمر حكيم
В нее решаются все мудрые дела: «То есть в эту ночь предопределяются деяния и события того года, так как Всевышний сказал:
فيها يُفرق كل أمر حكيم
„В нее решаются все мудрые дела“». Об этом сказал ан-Науауи, сказав: Ночь Предопределения /Ляйляту-ль-Кадр/ названа так, потому что в эту ночь ангелы записывают то, что предопределено, как сказано: „В нее решаются все мудрые дела“. Это сказал ‘Абд ар-Раззак и другие толкователи с достоверной цепочкой передатчиков от Муджахида, ‘Икримы, Катады и других. Ат-Турбашти сказал: Слово „аль-Кадр“ упоминается с сукуном над буквой даль, хотя более распространенная форма „аль-кадар“ родственно слово „аль-када“ (судьба). Это показывает, что под словом „аль-кадр“ подразумеваются подробности судьбы, сообщение ангелам об этом предопределении, обозначение предопределенного в этот год и подробная передача этого. Ночь Предопределения имеет большое достоинство для того, кто совершает в нее благое и старается совершить как можно больше поклонения.
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ(1) وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ(2) لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ(3) تَنَزَّلُ الْمَلائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِمْ مِنْ كُلِّ أَمْرٍ(4) سَلامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ (5)
Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения (Ночь Величия). Откуда ты мог знать, что такое Ночь Предопределения (или величия)? Ночь Предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения Господа по всем Его повеления. Она благополучна вплоть до наступления зари[3]. О достоинстве этой Ночи пришло очень много хадисов, среди которых можно упомянуть тот, что передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тому, кто выстоял Ночь Предопределения с верой и надеждой (на награду Аллаха), простятся его предыдущие грехи. Тому, кто постился в рамадан с верой и надеждой (на награду Аллаха), простятся его предыдущие грехи[4].
А Аллаху ведомо лучше.
_________________________________________________
[1] Коран. Сура Дым 44:3-4.
[2] Ат-Табари. Тафсиру-т-Табари. Т. 11. С. 221.
[3] Коран. Сура Предопределение 97:1-5.
[4] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 1768.
Отвечал шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид