В какой момент путнику можно прерывать пост?
Вопрос: Когда мусафиру можно прерывать свой пост? Если знаешь что сегодня выходишь то можно ли не есть с самого начала дня?
Ответ: Хвала Аллаху,Господу Миров
В этом вопросе разногласят исламские ученые.
1. Сказал табиин Убейда ас-Сулеймани – если начало Рамадана застало человека дома, то он не имеет права прерывать пост в этот Рамадан по причине пути. И это слово ученые посчитали крайне отклоненным.
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
وَفِي الْمَسْأَلَة قَوْل شَاذٌّ جِدًّا لَا يُلْتَفَت إِلَيْهِ وَهُوَ أَنَّهُ إِنْ دَخَلَ عَلَيْهِ الشَّهْر وَهُوَ مُقِيمٌ , ثُمَّ سَافَرَ فِي أَثْنَائِهِ , لَمْ يَجُزْ لَهُ الْفِطْر . وَلَا يُفْطِر حَتَّى يَدْخُل عَلَيْهِ رَمَضَان مُسَافِرًا . وَهَذَا قَوْل عُبَيْدَة السَّلْمَانِيّ وَأَبِي مِجْلِز وَسُوِيد بْن غَفَلَة
«В данном вопросе есть крайне отклоненное слово, к которому даже не оборачиваются – а это то, что если начался Рамадан, в то время как человек не путник, а затем он отправился в путь во время Рамадана – то не разрешено ему прерывать пост, и не будет разрешено, пока он не встретит начало месяца Рамадан в пути. И это слово Убейды ас-Сулеймани, и Аби Миджлиза, и Сувейда Ибн Гафаля»
Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/463
2. Сказал табиин Хасан аль Басри – если человек знает, что поедет в путь в этот день, он может поесть в любое время этого дня. И это слово также отвергаемое у ученых, и от Хасана передано слово, соответствующее слову Малика, аш-Шафии, и других.
Сказал имам Ибн Абдуль Барр:
قَوْلُ الْحَسَنِ شَاذٌّ وَلَا يَنْبَغِي لِأَحَدٍ أَنْ يُفْطِرَ وَهُوَ حَاضِرٌ لَا فِي نَظَرٍ وَلَا فِي أَثَرٍ وَقَدْ رُوِيَ عَنِ الْحَسَنِ خِلَافُ ذَلِكَ ذَكَرَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ عَنْ مَعْمَرٍ عَمَّنْ سَمِعَ الْحَسَنَ يَقُولُ لَا يُفْطِرُ ذَلِكَ الْيَوْمَ إِلَّا أَنْ يَشْتَدَّ عَلَيْهِ الْعَطَشُ فَإِنْ خَافَ عَلَى نَفْسِهِ أَفْطَرَ
«Слово Хасана – отвергаемое, и не следует никому прерывать пост в то время как он дома, ни со стороны разума, ни со стороны асаров. И передано от Хасана аль Басри противоречие этому, упомянул Абдур-Раззак, от Мамара, от того, кто слышал от Хасана, что он сказал: «Нельзя разговляться в этот день, когда вышел в путь, кроме как если крайне усилиться жажда у путника и он испугается за себя – тогда он разговляется»
Источник: «Ат-Тамхид», 22/50
3. Сказали имамы Малик, аш-Шафии, аль-Аузаи, и другие факихи, и также приверженцы суждений по своему мнению (последователи Абу Ханифы) – если человека застал день дома, то он не имеет права прерывать пост в этот день, а имеет права поститься лишь в тот день когда пост застал его в пути.
4. Сказал имам Ахмад – человек может прервать пост, когда выехал из селения
5. Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи – человек может прервать пост перед самым выходом из дома, когда все уже готово к пути
Мнение которого придерживается отвечающий – мнение Исхака, что можно прервать пост лишь перед отправлением в путь.
И далиль этому – то, что передал имам ат-Тирмизи в «Ас-Сунан».
Передал имам ат-Тирмизи от Мухаммада Ибн Ка’ба, что он сказал:
أَتَيْتُ أَنَسَ بْنِ مَالِكٍ فِي رَمَضَانَ وَهُوَ يُرِيدُ سَفَرًا وَقَدْ رُحِلَتْ لَهُ رَاحِلَتُهُ وَلَبِسَ ثِيَابَ السَّفَرِ فَدَعَا بِطَعَامٍ فَأَكَلَ فَقُلْتُ لَهُ سُنَّةٌ قَالَ سُنَّةٌ ثُمَّ رَكِبَ
«Я пришёл к Анасу Ибн Малику в Рамадан, и увидел, что он собирается в путь, и запряжена его верблюдица, и он одел одежду путешественника. И он позвал принести еду, и поел, и я сказал ему: «Это Сунна?» Он сказал: «Да, Сунна», и взобрался на верблюдицу»
Передал его ат-Тирмизи и назвал хорошим, и имам передал его по двум иснадам – один из них слабый, а второй – достоверный, как обьяснил шейх Абдуль Азиз Ибн Баз, см. «Ад-Дурар аль Бахия», 1/24
И опёрся на него имам в хадисе – Исхак Ибн Рахавейхи.
Сказал имам ат-Тирмизи:
قَدْ ذَهَبَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ إِلَى هَذَا الْحَدِيثِ وَقَالُوا لِلْمُسَافِرِ أَنْ يُفْطِرَ فِي بَيْتِهِ قَبْلَ أَنْ يَخْرُجَ وَلَيْسَ لَهُ أَنْ يَقْصُرَ الصَّلَاةَ حَتَّى يَخْرُجَ مِنْ جِدَارِ الْمَدِينَةِ أَوْ الْقَرْيَةِ وَهُوَ قَوْلُ إِسْحَقَ بْنِ إِبْرَاهِيمَ الْحَنْظَلِيِّ
«Склонились некоторые ученые к этому хадису, и сказали: «Путник имеет право прервать пост дома перед тем, как выйти, но не имеет право сокращать молитву, пока не выйдет из стен города или деревни». И это – слово Исхака Ибн Ибрахима аль-Ханзали»
Источник: «Ас-Сунан», 3/289
Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи, когда услышал слово имама Ахмада что может прерывать пост когда выходит из селения:
لا، بل حين يضع رجله في الرحل فله الإفطار، كما فعل أنس بن مالك رضي الله عنه. وسن النبي صلى الله عليه وسلم ذلك
«Нет! Однако может прерывать пост, когда ставит ногу в седло, как делал Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, и как узаконил Пророк, мир ему, это»
Источник: «Масаиль Исхак Ибн Мансур», 3/1222
И это слово – за ним следует отвечающий.
Следует также отметить, что передано единогласное мнение о том, что не дозволено сокращать молитву пока не выехал из селения.
Сказал имам аль Багави:
وأجمعوا على أنه لا يجوز له القصر ما لم يخرج عن البلد.
«Единогласны ученые, что не дозволено путнику сокращать молитву, до тех пор, пока он не выехал из города»
Источник: «Шарх ас-Сунна», 6/313
А Аллах знает лучше.
Источник: SunnaOnline.info