В чем причина того, что жена не берет фамилию мужа?
Вопрос: Я читал Ваши ответы на вопросы, касающиеся сохранения женой фамилии ее отца после своего замужества, и аят из суры «аль-Ахзаб», который Вы упомянули, и в котором говорится, что усыновленный ребенок должен носить имя по своему отцу (т.е. сохранить отчество по первому мужу своей матери). Но как это согласовывается с тем, что жена с легкостью меняет свою фамилию по причине замужества? Она не говорит, что ее родословная идет от ее мужа – она просто берет его фамилию. Если причина в потомстве, я прошу, чтобы Вы упомянули далиль из Корана и сунны.
Благодарю за Вашу помощь и разъяснения, и джазакаллагу хайран.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Следы подражания Западу в вопросе имен многочисленны. Среди них то, чему следуют люди в наше время – удалению между личным именем и именем отца слов «ибн» (“сын”) или «ибна» (“дочь”). Изначально причина отсутствия этих слов (ибн и ибна) была в том, что когда некоторые семьи усыновляли детей, они добавляли их имена к своим именам и говорили: «Фулян Фулян» («такой-то такой-то»), а своим настоящим детям говорили «Фулян бин Фулян» («такой-то, сын такого-то»). Затем, в 14-ом веке по хиджре, люди перестали вставлять слова «ибн» и «ибна» между именами, и это дело отвергается языком, обычаями и шариатом, и к Аллаху обращаем жалобы.
Среди других вещей, исходящих из подражания западу – взятие женой фамилии мужа.
Основа такова, что женщина – «Фуляна бинт Фулян» («такая-то, дочь такого-то»), а не «такая-то, жена такого-то»! Всевышний Аллах говорит:
ادعوهم لآبائهم هو أقسط عند الله
«Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» («аль-Ахзаб», 5). Так же, как это будет в дунье, будет и в ахирате, как сказал пророк صلى الله عليه وسلم:
إن الغادر يرفع له لواء يوم القيامة ، يقال هذه غدرة فلان بن فلان
«Воистину, вероломному человеку поднимут его знамя в Судный день, и будут говорить: «Это вероломство такого-то, сына такого-то» (аль-Бухари, 5709, Муслим, 3265).
Шейх Бакр Абу Зейд رحمه الله сказал: «Это относится к сокровенному в шариате, т.к. отнесение человека к его отцу больше говорит о нем и больше отличает его от других людей, т.к. отец обладает попечительством над своими детьми и их матерями внутри дома и снаружи. Ради них он появляется в обществе и на рынках, преодолевает опасные путешествия, чтобы добыть дозволенное пропитание, стремясь к выгоде для своей семьи. Поэтому ребенок относится к отцу, а не к матерям, которым Аллах повелел عز وجل:
وقرْن في بيوتكن
«И оставайтесь в своих домах» (сурат аль-Ахзаб, 33) («Тасмият аль-мавлюд», стр. 30-31).
Таким образом, между мужем и женой нет родства, так как же жена может быть добавлена к его роду? Она может развестись, или же ее муж умрет, а она выйдет замуж за другого, и так она будет менять фамилии каждый раз, как выйдет замуж?
Сюда можно добавить, что отнесение жены к роду ее отца сопровождается положениями, связанными с разделом наследства, содержанием, махрамством и т.д. Причисление ее к роду ее мужа аннулирует все это. Кроме того, муж ведет свой род от своего отца, а какая связь между женой и отцом ее мужа? Это обман разума и действительности. В муже нет ничего, что бы делало его лучше, чем его жена, чтобы она присоединилась к его родословной, в то время как он ведет родословную от своего отца!
Поэтому каждой женщине, поступившей неправильно и взявшей фамилию своего мужа, обязательно нужно вернуть старую фамилию.
Просим Аллаха исправить положение мусульман.
Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид.