Если женщина была замужем более одного раза, то с которым из своих мужей она будет в Раю?
Вопрос: Если женщина, бывшая замужем более одного раза, скончается, то с которым из своих мужей она будет в Раю?
Ответ:Хвала Аллаху!
Существуют три мнения у ученых по этому вопросу:
1. Она будет с тем из них, у которого был наилучший характер и он хорошо обходился с ней.
2. Она сможет выбирать между ними.
3. Она будет с последним из своих мужей
Самым достоверным и наиболее близким к истине из этих мнений является третье, и относительно которого имеется хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Любая женщина, у которой умер муж, и она вышла замуж после него, будет с последним из своих мужей».
Назва его достоверным шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, в «Сахих аль-Джами», 2704, и в «Аль-Сильсиля аль-Сахиха», 1281.
Это что касается общего ответа. Что касается подробного ответа и доказательства этих мнений, то вот они:
1. Доказательство первого мнения:
Сказал Аль-Kуртуби: «Абу Бакр ибн аль-Наджад говорил, что Джафар ибн Мухаммад ибн Шакир сообщил нам от Убайда ибн Исхака аль-Аттара, который передал от Синана ибн Харуна, рассказавшего от Хумайда, а тот от Анаса, что Умм Хабиба, жена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказала: «(Однажды) я спросила: «О, посланник Аллаха, что если у женщины было два мужа, затем они все трое умерли и встретились в Раю, то с которым из них она там будет – с первым или с последним?» Он сказал: «С тем, чье отношение к ней и поведение были наилучшими, О Умму Хабиба; хорошее поведение доставляет человеку все благое как этого мира, так и Последующего». («Ат-Тазкира фи ахваль аль-мавта уаль-ахира», 2/278)
Я же говорю: «Этот хадис является очень слабым и иснад его содержит два слабых звена. Это – Убайд ибн Исхак аль-Аттар и Синан ибн Харун. Первый из них является очень слабым передатчиком (даиф джиддан), а второй – слабыми (даиф)».
Слова ученых:
От Яхьи ибн Ма’ина, что он сказал: «Убайд ибн Исхак аль-Аттар – ничто».
Сказал Абу Хатим аль-Рази: «Мы видели от него лишь добро. Однако, он не был вместе с этим достоверным. В его хадисах есть некоторые отвергаемые вещи». («Ад-Джарх уат-Та’диль» 5/401).
И в книге имама ан-Насаи «Ад-Дуафа уаль-Матрукин» о нем сказано: «Матрук аль-хадис». («Ад-Дуафа уаль-Матрукин», 72) (Смысл этого выражения в том, что это очень слабый передатчик хадисов, хадисы которого полностью отвергаются и ими не аргументируется даже на усиление по сумме цепочек — прим. переводчика)
Сказал аз-Захаби: «Ослабил его Яхья, и сказал аль-Бухари: «У него есть отвергаемые хадисы». Сказал аль-Азди: «Матурк аль-хадис». Сказал ад-Даракутни: «Слабый». Что же касается Абу Хатима, то он довольствовался им. И сказал Ибн Ади писал: «Все его хадисы являются мункaр (отвергаемые)» («Мизан аль-И’тидаль», 5/24)
И упомянул Ибн Ади этот хадис в числе его отвергаемых хадисов и сказал: «Все, что он передает, является отвергаемым либо со стороны иснада, либо со стороны матна». (Аль-Камиль, 5/347)
Что же касается Синана ибн Харуна, то сказал Ибн Хиббан: «Хадисы, переданные им , являются очень отвергаемые. Он передает отвергаемые хадисы от известных передатчиков… От Яхьи ибн Ма’ина, что он сказал: «Синан ибн Харун аль-Буржами — его хадисы ничто». («Аль-Маджрухин», 1/354).
И упомянул его Аль-Укейли в «ад-Дуафа» (2/171) (книга о слабых передатчиках — прим. пер.). И упомянул этот его хадис.
И согласно этому, не достоверно доказательство этим хадисом. Он очень слабый. И отпадает это мнение. данный хадис не является обоснованным, дабы использовался в качестве доказательства.
2. Вторая точка зрения:
То, что женщина будет выбирать между своими мужьями. Я не нашел хоть какого-то далиля этому у тех, кто утверждает подобное. В «Тазкирах фи ахвал аль-Моута уаль-Ахира» (2/278) после упоминания об этом вопросе, аль-Куртуби сказал: «И было сказано, что она будет выбирать».
И сказал аль-Аджлуни: «… и было сказано, что она будет с тем из них, у которого характер лучше, и было сказано, что она будет выбирать». («Кашф аль-Хафа», 2/392)
И это также слово, которое счет более правильным Шейх ибн Усеймин, да укрепит его Аллах, как пришло в сборнике его фетв (2/53).
3. Что же касается третьей точки зрения, то у ученых, которые выбрали ее, есть множество доказательств:
1. Сказал имам аль-Табарани (3130): «Бакр сообщил нам, что Мухаммад ибн Аби аль-Сирри аль-Аскалани передал нам от аль-Валида ибн Муслима, который рассказал, что Абу Бакр ибн Абдуллах ибн Аби Марьям сообщил нам от Атиййи ибн Гайс аль-Киляни о том, что Муавиййа ибн Аби Суфьян сосватался к Умм ад-Дарда после смерти Абу аль-Дарды. Умм ад-Дарда же ответила ему: «Я слышала, как Абу Дарда говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал, да благословит его Аллах и приветствует: «Любая женщина, у которой умер муж, и которая была замужем после него, будет с последним из своих мужей». И я не хочу предпочесть тебя Абу-Дарде». Муавийа написал ей, говоря: «Ты должна поститься, ибо пост является защитой». («Аль-Му’джам аль-Авсат», 3/275).
Я же говорю: существуют две проблемы в этом хадисе: это слабось Абу Бакра ибн Аби Марьяма и то, что аль-Валид ибн Муслим не заявил ясно о том, что он слышал этот хадис.
Слова ученых:
Сказал Ибн Хиббан: «И воистину был Абу Бакр ибн Аби Марьям одним из лучших людей Шама. Однако, у него была плохая память. И он рассказывал сообщения и ошибался в них. Однако это не достигло такой степени, что он заслужил бы оставления, однако и не пошел и путями достоверныз так, что стали бы его хадисы доводом. По этому, по моему мнению, спадает аргументация его хадисами, когда он уединяется в каком-то сообщении». («Аль-Маджрухин» 3/146)
Что же касается тадлиса аль-Валида ибн Муслима, то это известно от него. И он делает тадлис, известный в терминологии как тадлис ат-тасвия, и это сбрасывание слабого передатчика между двумя достоверными. Поэтому ученые обусловили для людей подобного типа, чтобы они ясно сказали о непосредственном слышании во всех слоях иснада после себя. (См. «Ат-Табиин аль-Асма аль-Мудаллисин» Сабт аль-Аджами (стр.235), а также «Ат-Тобакат аль-Мудаллисин» аль-Хафиза ибн Хаджара (стр.51).
2. Сказал имам Абу Аш-Шейх аль-Асбахани: «Ахмад ибн Исхак аль-Джаухари сообщил нам, что Исмаил ибн Зарара рассказал нам от Абдуль-Малика аль-Раккы, который передал от Маймуна ибн Махрана, который сообщил от Умм ад-Дарда, а та от Абу ад-Дарды о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…Женщина будет с последним из своих мужей». («Табакат аль-Мухаддисин би Асбахан», 4/36)
Я же говорю: Передатчики этого хадиса достоверные и известные, за исключением Ахмада ибн Исхака аль-Джаухари, я не нашел его биографии, кроме как то, что сказал сам Абу аш-Шейх, что данный хадис является одним из его хороших хадисов. Если это так, тогда это лучший иснад в данном вопросе. Аллаху ведомо лучше.
3. Сказал аль-Хатыб аль-Багдади (4803): «Самурах ибн Хаджар Абу Хаджар аль-Хурасани поселился в Аль-Анбаре, где он рассказывал хадисы от Хамзы ибн Аби Хамза аль-Нусаиби, Аммара ибн Ата аль-Хурасани и аль-Рабиа ибн Бадра; Исхак ибн Бахлуль ат-Танухи рассказывал от Али ибн Аби Али о том, что Абу Ганим Мухаммад ибн Юсуф аль-Азраки передал от своего отца, сказавшего: «Мой дедушка сообщил нам от Самура ибн Хаджар Абу Хаджар аль-Хурасани, который передал от Хамзы аль-Нусаиби, который в свою очередь сообщил от Ибн Аби Малика, а тот от Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина будет с последним из своих мужей». («Тарих Багдад», 9/228)
Я же говорю: это – очень слабый хадис. В иснаде его встречается Хамза аль-Нусаиби, который является очень слабым передатчиком.
Слова ученых:
Имам ан-Насаи сказал: «Матрук аль хадис». («Ад-Дуафа уаль-Матрукин», 39).
Ибн аль-Джаузи сказал: «Ахмад сказал: «Его хадисы отброшены». И Яхья сказал: «Он – ничто, не стоит даже гроша». И сказали аль-Бухари и Рази: «Его хадисы отвергаемы». И сказали ан-Насаи и ад-Даракутни: «Матрук аль-хадис». И Ибн Адий сказал: «Он выдумывает хадисы». И Ибн Хиббан сказал: «Уединяется передачей от достоверных вымышленными хадисами, и кажется, будто он делает это намеренно. Не разрешено передавать от него». («Ад-Дуафа уаль-Матрукин» Ибн аль-Джаузи, 1/237)
4. Сказал аль-Бейхакы: «Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хафиз сообщил нам, что Абуль-Аббас Мухаммад ибн Якуб передал , что Яхья ибн Аби Талиб сообщил от Исхака ибн Аби Талиба, который передал нам от Исхака ибн Мансура, рассказавшего от Исы ибн Абд ар-Рахмана ас-Сулами, сообщившего от Абу Исхака, который передал от Сыля, а тот, в свою очередь, от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, сказавшего своей жене: «Если ты хочешь быть со мной в Раю, то не выходи замуж после того, как я умру, ибо женщина в Раю будет с последним из своих мужей, которые были у нее в этом мире. Вот почему Аллах запретил женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выходить замуж после его смерти, ибо они будут его женами в Раю». («ас-Сунан», 7/69)
Я же говорю: в этом иснаде Абу Исхак аль-Сабии, и он мудаллис и также запутался в хадисе и запутался в хадисе. Поэтому данный асар является слабым.
Слова ученых: см. «Ман румия биль Ихтилят» ат-Тарабулси (стр.64) и «Табакат аль-Мудаллисин» Ибн Хаджара (стр.42).
Алляма, шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, назвал этот хадис слабым по причине Исхака в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» (1281).
5. Асар, приведенный Ибн Асакиром (1/193/19) от Икримы: «Асма бинт Аби Бакр была замужем за аз-Зубейром ибн аль-Аууамом, который был очень строг к ней. Однажды она пришла к своему отцу и пожаловалась ему на это. Он ответил: «О, дочка, будь терпелива, ибо если у женщины праведный муж, который умрет, а она не выйдет замуж после него, то они будут соединены в Раю».
Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Передатчиками данного сообщения достоверны. Но здесь есть разрыв, поскольку Икрима не встречал Абу Бакра, но мог услышать это от Асмы бинт Аби Бакр. Аллаху ведомо лучше». («Ас-Сильсиля ас-Сахиха», 3/276)
– Мнение о том, что женщина будет в Раю с тем из своих мужей, который имел лучший характер и хорошо обходился с ней в этом мире, из тех, доказательство на которое не достоверно.- Мнение о том, что она сможет выбирать между ними, не имеет за собой никакого довода.- И мнение о том, что она будет с последним из своих мужей, является наиболее близким к истине. И это по причине того, что хадис Умм ад-Дарда от Пророка вероятно является «хорошим» и он подкреплен двумя асарами от сподвижников – от Хузайфы и от Асмы, которые годятся для того, чтобы подкрепить это сообщение от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и для разъяснения того, что у этого мнения есть основа, принимаемая во внимание.
Этот хадис назвал достоверным алляма шейх аль-Альбани в «Сильсиля ас-Сахиха» (1281).
И в любом случае, для нас это предпочтительнее, чем мнения, высказанные на основе собственных рассуждений.
А Аллах знает лучше.
Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://www.islamqa.com/ar/ref/8068
Перевод подготовлен SunnaOnline.com
Assalamu aleikum .., a esli muj s jenoi razvedutsya , i jena bol’she ne viidet zamuj , budet li ona v Rayu so svoim mujem ? ili je eto otnositsya tol’ko k vdove ?
Уаалейкум ассалям, это относится ко вдове и той, которая умерла будучи замужем.
A esli oni razvelis kogda ona bila beremena,potom on pogib,i ona ho4et projit jizn kak vdova bismillyah rastya rebenka,dozvoleno li eto v takom sly4ae?
Дозволено ли ей не выходить больше замуж и растить ребенка одной – да, конечно. Но она не вдова, потому что развод произошел перед смертью мужа.
DJAZAKALLAHY HAJRAN!