Истинная суть отречения от мира (зухд) и плоды этого отречения
Сообщается, что Абу-ль-Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, сказал:
“(Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел какой-то человек и сказал: “О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его”.
(В ответ на это Пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал:
«Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди». ” (Ибн Маджа)
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Этот хадис содержит в себе два великих наставления из числа наставлений Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
ПЕРВОЕ состоит в том, что отречение от мира этого становится причиной того, что Аллах Всевышний испытывает любовь к Своему рабу.
ВТОРОЕ состоит в том, что отречение от принадлежащего людям становится причиной любви и уважения людей.
Бесспорным в Исламе является то, что человек может оказаться среди достигших успеха, которые обретут счастье в обоих мирах, только после того, как Аллах полюбит его, необходимым условием чего является предпочтение мира вечного миру тленному. А любви он может добиться только после того, как душа его отвернётся от мирских благ, принадлежащих людям, и гордо устремится к праведным делам, плоды которых вечны, так как в мире ином всё лучше и надёжнее. Вот почему Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит об этом хадисе так: “Это один из четырёх хадисов составляющих собой основу ислама “.
ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ
Наши праведные предшественники и улемы, пришедшие им на смену, по-разному толковали понятие отречения от мира, но в основе всех этих толкований лежит сообщение имама Ахмада, передавшего, что Абу Идрис аль-Хауляни, да будет доволен им Аллах, сказал:
В этом высказывании отречение толкуется как нечто, состоящее из трёх составных частей, и все они относятся к делам сердец, а не к внешним действиям, и поэтому Абу Суляйман ад-Дарани говорил:
а – Такое состояние раба, когда на то, что находится в руках Аллаха, он полагается больше, чем на то, что находится в его собственных руках. Источником этого является истинная убеждённость в получении своего удела, за что перед Своими рабами поручился Аллах, который сказал:
Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что обращаясь с мольбами к Аллаху, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, часто говорил:
“О Аллах, надели нас таким страхом перед Тобой, который не даст нам ослушаться Тебя, и такой покорностью Тебе, посредством которой Ты приведёшь нас к Твоему раю, и такой уверенностью, которая сделает для нас лёгкими бедствия этого мира” (Ат-Тирмизи)
К числу высказываний, имеющих отношение к истолкованию понятия “отречение”, относятся слова аль-Хасана аль-Басри:
И таковыми являются слова Раби’и: “Основа отречения состоит в том, чтобы приобретать всё должным образом и тратить всё должным образом “.
И таковыми являются слова Суфйана ас-Саури, который сказал: “Отречение от мира есть отсутствие больших надежд (на будущее), а не употребление грубой пиши и не ношение абы “.
И таковыми являются слова имама Ахмада: “Отречение от мира состоит в отсутствии больших надежд (на будущее) и полном отказе от принадлежащего (другим) людям “.
2. Составные части отречения
Некоторые из наших предшественников разделяли отречение на три составные части:
а – Отречение от многобожия и поклонения тому, чему поклоняются помимо Аллаха.
б – Отречение от всего запретного, являющегося греховным.
в – Отречение от дозволенного.
Ибн аль-Мубарак сказал: “Му’алля бин Абу Мути’ сказал:
“Есть три аспекта отречения. Один из них состоит в том, чтобы делать и говорить что бы то ни было только ради Всемогущего и Великого Аллаха, не преследуя никаких мирских целей. Второй заключается в отказе от неподходящего и обращении к тому, что носит добровольный характер. Третий и наименее значительный аспект состоит в том, чтобы отречься от дозволенного, что является добровольным “.
Ибрахим бин Адхам сказал: “Отречение бывает трёх видов:
отречение как обязанность,
отречение как достоинство,
отречение как спасение.
Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство есть отречение от дозволеного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного “.
Сообщается, что имам Ахмад также выделял три аспекта отречения:
ПЕРВЫЙ: отказ от запретного, что является отречением обычных людей.
ВТОРОЙ: отказ от излишнего дозволенного, что является отречением избранных.
ТРЕТИЙ: отречение от того, что отвлекает от Аллаха, и это является отречением познавших.
Он сказал: “Я увёл душу свою от мира этого, и теперь камни его не отличаются для меня от его глины, и я будто воочию вижу престол моего Господа, и будто вижу обитателей рая, испытывающих блаженство в раю, и оказавшихся в аду, которые мучаются в огне “.
(Пророк, мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Хариса, ты познал, так не отступай же (от этого)”. (Aль-Хайсами)
“Затем обязательно будете вы спрошены в тот День о наслаждении”. (“Страсть к приумножению”, 8)
«Если бы мир этот для Аллаха был равен хотя бы комариному крылу, то Он не дал бы неверному сделать и глотка воды». (Ат-Тирмизи)
“Мир этот проклят и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что этому способствует, и знающего и приобретающего знания”. (Ат-Тирмизи)
Аллах Всевышний сказал:
“Но предпочитаете вы жизнь эту,
Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:
Всемогущий и Великий Аллах также сказал:
Аллах Всевышний также сказал:
Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “(Однажды) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который шёл по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козлёнком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: “Кто из вас хочет (купить) это за дирхем?”
(Люди) сказали:
“Мы не хотим (покупать) его ни за (какие деньги), да и что нам делать с ним?”
Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?»
(Люди) сказали: “Клянёмся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!”
Кроме того, передают со слов аль-Мустаурида аль-Фахри, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Клянусь Аллахом, (чтобы узнать,) что такое мир этот по отношению к миру вечному, пусть любой из вас сунет палец в море и посмотрит, что он оттуда вытащит» (Муслим)
И это порицание мира не имеет отношения к месту, то есть к земле, которую Аллах сделал ложем и жилищем, и оно не имеет отношения ни к выращенным Им посевам и деревьям, ни к живым существам, которых Он рассеял по земле, так как всё это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством всемогущества Всемогущего и Великого Аллаха и самого Его существования.
Аллах Всевышний сказал:
“В этом мире люди делятся на две группы:
Первую составляют собой отрицающие то, что после этого мира будет у рабов Аллаха другой мир, который предназначен для награды и наказания. О таких Аллах Всевышний сказал:
Цель этих людей состоит в пользовании миром этим и получении его наслаждений, прежде чем к ним придёт смерть, как сказал об этом Всевышний:
Среди них есть и такие, кто побуждает других к отречению от мира, видя, что стремление к умножению мирских благ приводит к горестям и печалям. Они говорят: “Чем больше будет связей с этим миром, тем больнее будет душе расставаться с ним, когда придёт смерть “, – и цель их отречения от мира состоит именно в этом.
Во вторую группу входят те, кто приобретает мирские блага должным образом, но слишком увлекается дозволенным вообще и удовлетворением дозволенных страстей в частности. Несмотря на то, что человек не понесёт наказания за это в мире вечном, положение его в результате окажется ниже в той степени, в какой он предавался излишествам при жизни.
Известно, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
“Что бы из мира этого ни доставалось любому человеку, положение его в мире ином пред Аллахом станет ниже, хотя Он и проявляет щедрость по отношению к нему”.
Передают со слов Катады Ибн ан-Ну’мана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
К третьей группе относятся люди, понявшие, в чём состоит предназначение этого мира. Они поняли, что Аллах Всевышний, слава Ему, поселил в нём Своих рабов и показал им его наслаждения и его прелесть, чтобы испытать, кто из них будет лучше по делам своим, о чём говорится в целом ряде аятов. Один из наших праведных предшественников сказал: “Имеется в виду отрекающийся от мира этого и стремящийся к миру вечному. Разъяснив, что Он украсил землю для того, чтобы испытать, кто из людей будет лучше по делам своим, Всевышний разъяснил и то, что всё это прекратится и иссякнет:
И заботой понявшего, что именно это будет исходом для мира, стало создание для себя в нём запаса для мира вечного, а из мирского он довольствуется тем, чем довольствуется путник для своего путешествия, как сказал об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха:
Кроме того, к этой группе относятся берущие от мира лишь то, что требуется для поддержания жизни. Так поступали многие отрекавшиеся от мира и среди них были такие, кто лишь иногда позволял себе некоторые дозволенные вещи для того, чтобы благодаря этому душа укрепилась и начала активно работать.
Coобщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Удовлетворение дозволенных желаний с целью укрепления сил для выражения повиновения превращает их в поклонение, а это значит, что к миру этому они отношения не имеют. Сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Сколь прекрасен мир этот для того, кто берёт из него запас для мира вечного, чтобы угодить своему Всемогущему и Великому Господу, и сколь плох он для того, кого он отвращает от мира вечного и кому не даёт угождать его Господу!” (Аль-Хаким)
Мы можем сникать любовь Аллаха Всевышнего с помощью отречения от мира этого, так как Всевышний, слава Ему, любит тех, кто Ему повинуется. При этом Его любовь несовместима с любовью к этому миру, на что указывают многие аяты, хадисы и человеческий опыт. Мир этот является забавой и игрой, но Аллах не любит этого, как не любит Он ни прегрешений, ни тех, кто их совершает. Запретная любовь к миру этому выражается в его предпочтении всему прочему ради удовлетворения своих желаний, получения наслаждений и всего того, что отвлекает от Аллаха Всевышнего. Что же касается любви к миру этому ради совершения благого и стремления приблизиться к Аллаху с помощью этого, то такая любовь достойна похвалы, так как в одном из хадисов сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Сколь прекрасным для праведного человека является праведное богатство» (Ахмад)
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Человек будет проявлять великодушие по отношению к людям до тех пор, пока не пожелает принадлежащего им(, если же это произойдёт), тогда они станут относиться к нему с пренебрежением, им не будут нравиться его речи и они возненавидят его “.
Сообщается, что один бедуин спросил басрийцев: “Кто является вашим господином?”
Они ответили: “Аль-Хасан “.
Он спросил: “Благодаря чему же он властвует надд вами?”
Они сказали: “Люди нуждаются в его знании, а он не нуждается в том мирском, что им принадлежит “.
Сообщается, что однажды Ибн Салям в присутствии Умара спросил Ка’ба, да будет доволен ими Аллах: “Что удаляет знание из сердец знающих после того, как они усваивают его и начинают хранить его?”
Он ответил: “Удаляет его алчность, жадность души и стремление к тому, что принадлежит людям “.
Он сказал: “Ты сказал правду “.
Аллах Всевышний сказал:
Передают, что однажды Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал своим товарищам: “Вы больше молитесь, поститесь и участвуете в джихаде, чем сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но блага в них было больше, чем в вас”.
Они спросили: “Как же так?”
Он сказал: “Они отрекались от этого мира в большей мере, чем вы, и больше вас желали мира вечного. Мир этот пришёл к ним с дозволенными богатствами, и они взяли их, стремясь к Аллаху Всевышнему, и потратили их ради служения Его религии и возвышения Его слова”.
Абу Суляйман сказал: “Усман и Абд ар-Рахман бин Ауф, да будет доволен Аллах ими обоими, являлись двумя сокровищницами из числа сокровищниц Аллаха на Его земле, которые расходовали средства, повинуясь Ему “.
Некоторые мусульмане поддались влиянию этого иноземного понимания отречения, и в период ослабления государства аббасидов, а также в более поздние времена, стали появляться люди, облачавшиеся в заплатанные одежды, отказывавшиеся от деятельности и не старавшиеся зарабатывать себе на жизнь, жившие за счёт благодеяний и милостыни других и утверждавшие, что они являются отрекающимися от мира, несмотря на то, что дух Ислама отвергает этот пагубный негативизм, отрицает подобную губительную слабость и не приемлет такую униженность и пассивность.
Сегодня мусульмане избавились от подобных порочных умонастроений. Они стремятся к дозволенным делам и дозволенному заработку и соревнуются друг с другом в получении прибыли и обустройстве земли, и это принимает такие размеры что мы даже начинаем опасаться, как бы нам не забыть о мире вечном, и начинаем искать средства успокоения, которые напоминали бы нам об Аллахе Всевышнем, призывали бы нас к отречению от мира, ослабляли вышеупомянутую устремлённость и не давали бы нам оказываться в силках шайтана и прельщаться наслаждениями этого мира.
40 хадисов имама ан-Навави, хадис №30