Как и когда следует говорить мусульманину?
“Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя”. Аль-Бухари и Муслим.
О совершенстве веры человека среди прочего свидетельствует то, что он либо произносит благие слова, либо молчит.
В этом хадисе посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), побуждает нас к тому, в чём находит своё выражение величайшее качество блага и что является наиболее полезным из дел благочестия. Он разъясняет нам, что одним из признаков совершенства веры и полноты ислама является то, что мусульманин говорит о вещах, которые, могут принести ему пользу в мире этом или в мире ином, а cледовательно, принесут счастье и благополучие и всему обществу в целом. И признаком этого является воздержание от произнесения того, что может нанести обиду или принести вред другому человеку, а на него самого навлечёт гнев и ярость его Всемогущего Господа, слава Ему.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
“Не станет прямой вера раба, пока не будет прямоты в его сердце, и не будет прямым его сердце, пока не станет придерживаться прямоты его язык”. Ахмад.
Кроме того, передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
“Раб не придёт к истинной сути веры, пока не начнёт беречь свой язык”, ат-Табарани.
То есть: удерживать его от произнесения таких слов, в которых нет блага.
Прежде чем что-нибудь сказать, мусульманину необходимо подумать. Если ему станет ясно, что то, о чём он хочет сказать, является благом, соответствует истине и заслуживает награды, пусть говорит, если же ему станет ясно, что его слова приведут ко злу или послужат причиной распространения ложного или же дело окажется для него неясным, пусть воздержится от слов, и это будет лучше и безопаснее для него, так как ему придётся дать отчёт за каждое сказанное слово, после чего он будет либо вознаграждён, либо наказан, ведь Аллах Всевышний сказал:
“Что бы ни сказал (человек), непременно (записывает это приставленный) к нему недремлющий страж.” “Каф”. 18
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
“Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха, чему сам он и не придаст значения, но из-за чего будет ввергнут в ад”. аль-Бухари.
И мы напомним о том, что в хадисе Му’аза сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
“.. .а разве будут люди ввергаться лицами в ад за что-либо ещё, кроме клеветнических речей?!” Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи.
Как следует говорить?
Говоря о чём-либо, мусульманин должен соблюдать многие правила, в том числе:
– а – Мусульманин должен стремиться говорить только о том, что приносит пользу, и при любых обстоятельствах воздерживаться от произнесения запретных слов.
Характеризуя верующих, Аллах Всевышний сказал: “…и которые отстраняются от пустословия…” “Верующие”. 3
Под “пустословием” имеются в виду лживые слова наподобие злословия, сплетен, того, что оскорбляет честь других людей, и тому подобные слова.
– б – Немногословие даже в дозволенном, поскольку многословие в дозволенном приводит к запретному или отвергаемому.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
“Не произноси много слов, если не считать (слов) поминания Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха(является признаком) жестокосердия, а самым далёким из людей от Аллаха является жестокосердный”. ат-Тирмизи
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Тот, кто говорит много, произносит много бранных слов, произносящий много бранных слов совершает много грехов, а наиболее подходящим местом для многогрешного является огонь “.
– в – Обязательность произнесения слов в случае необходимости, особенно тогда, когда дело касается разъяснения истины, побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Подобное считается одним из достойнейших качеств, тогда как неисполнение этой обязанности является ослушанием и грехом, поскольку умалчивающий о том, что имеет отношение к истине, является немым шайтаном.
(40 хадисов ан-Навави)