Кто же все таки такие мурджииты?
Вопрос: Ассаламу алейкум братья, можете ли вы пояснить подробно что же всё таки такое ирджа, и каково его определение? Братья с саляф-форума говорят что вы не правы, и говорят что тот кто сказал что иман слово и дело, избавился от ирджа, и приводят тексты имамов об этом, к примеру: Исма’иль ибн Са’ид рассказывал: “Я спросил имама Ахмада относительно того, кто говорит, что иман увеличивается и уменьшается, и он сказал: “Такой человек непричастен к мурджиизму!” ‘Абдуллах ибн Ахмад в “ас-Сунна” 1/307, аль-Халляль в “ас-Сунна” 3/581. Имам аль-Барбахари сказал: “Тот, кто говорит, что иман – это слова и дела, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от мурджиизма!” См. “Шарху-Ссунна” 67.
Можете ли вы подробно разобрать всё таки кто является мурджиитом? Барака Ллаху фикум.
Ответ: Уаалейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Предисловие:
Нет сомнения брат, что приведенные тобой цитаты имамов правильные, однако эти люди толкуют их, не понимая, что имели ввиду саляфы, когда говорили, что иман это слово и дело.
Для разьяснения ошибочности такого доказательства приведем следующий пример: ашариты говорят, что Коран – это Слова Всевышнего Аллаха, и скажет ли любой начинающий требующий знания, что хватит этого их слова, чтобы сказать, что они в этом разделе на акиде Пророка и саляфов?
Ответ: Знает любой требующий знания, что хоть это и правильное слово с их стороны, однако оно не делает их акиду в этом разделе правильной, и это потому, что они имеют ввиду этими словами совсем другой смысл, чем имели ввиду наши праведные предки, когда говорили, что Коран это слово Аллаха. И поэтому, хоть они и сказали верное внешне слово в этом вопросе, однако они придали ему совсем другой смысл, чем тот, который имели ввиду саляфы, когда говорили это.
Точно также поступили и современные мурджииты в вопросе, который мы разбираем. Они сказали слово, внешне согласное со словом саляфов, однако придали ему другой смысл, и разделили между делами и иманом, сказав что дела это лишь полнота Имана, но сам Иман может быть и без дел, в то время как саляфы, говоря, что Иман это слово и дело, имели ввиду совсем другой смысл.
И поэтому мы говорим: не достаточно одного слова, что иман это слово и дело, однако нужно понять это слово так, как понимали его саляфы, и обязать себя тем, что необходимо вытекает из этих слов: а это то, что нет имана без дел, точно так же как нет его без слова или убеждения, и то, что куфр может быть как в делах, так и в словах, так и в убеждениях.
И если к примеру скажет говорящий: “Иман – слово и дело”, а затем скажет что не выходит из Ислама человек, кроме как посредством убеждений, то не спорят даже некоторые из наших оппонентов, что не будет этот человек на мазхабе ахли Сунна в этом вопросе, а будет мерзким заблудшим джахмитом, и не будет такой человек подпадать под действие слов этих имамов (“Кто сказал что иман слово и дело – избавился от ирджа”)
К примеру, говорит так называемый марказ имама Альбани: “Мы не говорим так, как говорят заблудшие из числа приверженцев нововведений: “Деяние куфра не куфр сами по себе, однако лишь указывают на куфр в сердце!”” см. “Муджмаль масаиль аль-иман аль-ильмия фи усуль аль-акыда ас-саляфия”
Таким образом, наши оппоненты сами согласны, что помимо произнесения слова “Иман – слово и дело”, нужно обязаться тем, что оно влечет за собой.
Поэтому, нужно понимать его так, как понимали его саляфы, а не так, как понимают его современные мурджииты, произнося его, и в то же время ему противореча.
Приведем в пример того что мы говорим, слова некоторых ученых
Спросили у шейха Солиха аль-Фаузана: “Правильны ли следующие слова: кто сказал, что иман — это слово, дело и убеждение, увеличивается и уменьшается, тот полностью избавился от ирджа, даже если скажет, что нет куфра кроме как в убеждении или в отрицании?”
Ответ шейха Фаузана: “Это великое противоречие!! Если он скажет, что нет куфра, кроме как в убеждении или отрицании, то это противоречит его словам, что иман — это слово языком, убеждение сердцем и деяние органами. Это очевидное противоречие, поскольку если иман — это слово языком и убеждение сердцем и деяние органами, и он увеличивается посредством поклонения и уменьшается при совершении грехов, то смысл этого — то, что тот, у кого не будет чего-то одного из этого, тот не будет верующим” см. “Ас’иля уа аджуиба фи маса’иль аль-иман уаль куфр лиль Фаузан”, 7.
Спросили у шейха ар-Роджихи: «Правильны ли эти слова: воистину тот, кто сказал, что иман — это слово, дело и убеждение, уменьшается и увеличивается, тот полностью непричастен к ирджа, даже если скажет: «Нет куфра, кроме как в убеждении и в отрицании?»
Ответ: “Вторые слова противоречит первому. И слово «иман — слово, и дело, и убеждение, и увеличивается, и уменьшается» – это истина, и это слово ахли сунна уаль джамаа. Однако те, слова, что идут дальше: «нет куфра, кроме как в убеждении и в отрицании» – они нарушают первые слова. И как иман является словом, делом и убеждением, то также и куфр может быть словом, делом и убеждением. Поэтому необходимо исправить эти слова и сказать: «Куфр может быть словом, делом и убеждением». Если же оставить эти слова так, как они есть, то они будут нарушать (противоречить) первые слова” см. “Ас’иля уа аджуиба филь имани уаль куфр ли ар-Роджихи”, 7
И читатель этой краткой работы увидит, что среди старых мурджиитов были те, кто говорил, что иман – это слово и дело, однако они противоречили смыслу этих слов, и саляфы порицали их, и называли их мурджиитами, несмотря на эти слова, которые не принесли им никакой пользы, поскольку не имелся ввиду под ними правильный смысл.
Что подразумевали саляфы, говоря, что иман – это слово и дело?
Чтобы узнать, что понимали саляфы, говоря, что иман слово и дело, нужно обратиться к словам самих имамов саляфов, а не толковать эти слова как нам вздумается.
И после изучения слов саляфов в этом разделе, нельзя найти ни одного слова, что противоречило бы следующему: иман- это убеждение, слово, и дело, и если не будет хотя бы чего то одного из этого, то такой человек является кафиром.
Сказал имам аш-Шафии (умер в 203 г.х.): «Среди сподвижников и табиинов, а также тех, кого мы застали, было единогласное мнение о том, что иман — это слово, дело и убеждение, и одного без другого недостаточно».[1] См. Маджму аль-фатауа, 7/308, Шарх Усуль аль-И’тикод, 1278.
Сказал Хасан аль-Басри, табиин: «Иман — слово, а его истинность — это дело. И если не подтвердить слово делом, то слово не принесет никакой пользы». (Аль-Аджурри в Аш-Шариа, 255, ат-Табари в Тафсире, 2/556)
Сказал имам Маймун ибн Махран, табиин (ум. 117 г.х.) своим спутникам, когда увидел христианского монаха: «Есть ли среди вам тот, кто достиг такой степени в поклонении, как достиг этот монах?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Не принесет никакой пользы ему это в то время как он не уверовал в Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха». Ему сказали: «Да, не принесет никакой пользы». Он сказал: «Точно также не принесет пользы слов кроме как с делом». (Тахзиб аль-Камаль, 29/217)
Сказал имам аз-Зухри, табиин: «Иман — слово и дело, они неразрывны, и не принесет пользы одно из них кроме как с другим». (Маджму аль-Фатауа, 7/295, и сослался Шейх уль-Ислам Ибн Теймия на то , что передал это с иснадом от Зухри Абу Амру ат-Таляманки)
Сказал Саид ибн Джубейр, табиин: «Не будет принято слово кроме как с делом». (Шарх Усуль аль-И’тикод, 20)
Сказал Катада, табиин : «Не примет Аллах слова кроме как с делом». (Передал ат-Табари в Тафсире, 20/445)
Сказал Дауд ибн Аби Хинд, табиин: «Не будет действительно слово кроме как с делом». (См. Риядуль Джанна Ибн Аби Заманин, 134)
Сказали аль-Аузаи (ум. 158 г.х), Малик (ум. 179 г.х.) и Саид ибн АбдульАзиз: «Нет имана, кроме как с делом, и нет дела кроме как с иманом». (Шарх Усуль аль-И’тикод, 1586, Акыдату Саляф ас-Сабуни, 69, Сарих ас-Сунна ат-Табари, 9)
Сказал имам аль-Аузаи: “Я застал всех, кого я застал, из лучших этой Уммы, и никто из них не разделял между иманом и делом” см. “Масаиль Харб аль-Кармани”, 3-990, “Аль-Ибана” Ибн Батты, 1097, “Шарх усуль аль-и’тикод”, 1277, иснад хороший по сумме цепочек.
Сказал также имам Аль-Аузаи, сжав два пальца: “Иман и деяния как эти два пальца – нет имана без дела, и нет дела без имана” см. “Масаиль Харб аль-Кармани”, 3-990
Сказал имам Суфьян ас-Саури (умер 161 г.): «Не принесет никакой пользы слово, если не будет дела». (Ас-Сунна АбдуЛлаха ибн Ахмада, 703,)
Сказал также Суфьян ас-Саури : «Факихи говорили: «Не будет правильным слово кроме как с делом». (Зоммуль Калям, 469, аль-Ибана, 1/333)
Сказал также: «Ахли сунна говорят: «Иман — слово и дело, нет дела, кроме как с иманом, и нет имана кроме как с делом». И если спросят тебя: «Кто твой имам в этом?» То ответь — Суфьян ас-Саури». (Шарх Усуль аль-И’тикод, 1442)
Сказал имам Ваки’ ибн аль-Джаррах (умер в 179 г.х.): «У людей имана не будет достоверным слово, кроме как с делом и убеждением». (Зоммуль Калям, 472)
Сказали имам Фудейл Ибн Ияд (ум. 187 г.х.) и Мухаммад Ат-Тоифи (ум. 190 г.х.): “Не действительно слово, кроме как с делом” см. “Ас-Сунна” Абдуллаха Ибн Ахмада, 702
Сказал Суфьян ибн Уейна (ум. 198 г.х.) : «Иман — слово и дело, и мы взяли это от тех, кто до нас, что иман — слово и дело, и что не будет действительным слово кроме как с делом». (Аль-Аджурри в аш-Шариа, 239, Ибн Батта в аль-Ибана, 1157, АбдуЛлах ибн Ахмад в ас-Суннан, 738, иснад достоверный)
Сказал имам аль-Хумейди (Умер в 219 г). : «Не принесет никакой пользы слово кроме как с делом». (Усуль ас-Сунна, 2)
Сказал имам Абу Саур (ум. 240 г) в своем диспуте с мурджиитами: «Если вы скажете, что Аллах хотел от Своих рабов подтверждения сердцем и действий, то будет вам сказано: если Аллах хотел от Своих рабов обоих этих вещей вместе, то почему же вы утверждаете, что будет верующим тот, у кого есть одна из них и нет другой, в то время как Всевышний хотел обе? Что вы думаете, если человек скажет: «Я буду делать все, что приказал Аллах, но не буду признавать это» – будет ли такой верующим? Если вы скажете: «Нет», – то будет спрошено у вас: а если он скажет: «Я буду признавать все, что приказал Аллах, но ничего не сделаю из этого», – будет ли он верующим? Если вы скажете: «Да», – то будет вам отвечено: в чем разница? Если вы утверждаете, что Аллах хотел как признание так и действие вместе, то если будет разрешенным, что человек будет верующим при наличии одного из этих, то будет разрешенным также, что он будет верующим при наличии только другого». (Шарх Усуль аль-И’тикод, 1590)
Сказал имам Ахмад (ум. в 241 г.х.): «Не будет имана кроме как с делом». (Передал аль-Халляль, 962, иснад достоверный)
Сказал имам аль-Музани (ум. в 264 г.х.): «Иман — слово и дело, вместе с убеждением в сердце. Слово языком и дела органами равны, упорядочены и связаны. Мы не разделяем между ними. Нет имана кроме как с делом, и нет дела кроме как с иманом».(Шарх ас-Сунна, 71)
Сказал имам Ибн Аби Заманин (умер 399 г.х.): «Иман — это слово языком, убеждение сердцем и подтверждение этого делом. И слово и дело неразрывны, и не будет действительно одно из этого без другого». (См. Риядуль Джанна, 1/207)
Вывод из этого раздела: Ясно видно из слов саляфов, что говоря что дела входят в иман, они имели ввиду, что нет дел без имана, поэтому, кто скажет первое, однако будет противоречить второму, не будет на акиде саляфов в этом вопросе.
Осуждение саляфами тех, кто не делал такфир оставляющему дела, и называние их мурджиитами
И если стало ясно, что саляфы, говоря: “Иман – слово и дело”, говорили и то, что не будет слова, кроме как с делом, то становится ясным их разногласие с мурджиитами, которые говорят, что может быть слово без дела. И в этом подпункте мы утвердим инша Аллах, с помощью передач от саляфов этой Уммы, что они считали мурджиитами тех, кто заявлял, что может быть иман без дел.
Передаль имам Аль-Халляль в “Ас-Сунна” с достоверным иснадом от Хамдана аль-Варрака, что он сказал: “Спросил я у Ахмада ибн Ханбаля о мурджиитах, и сказал ему: “Они говорят, что когда познал человек своего Господа сердцем, то он верующий”. И сказал Ахмад: “Мурджииты не говорят так, это джахмиты говорят так. Мурджииты говорят: “Человек не будет верующим до тех пор, пока не скажет языком, даже если не будет совершать дела органами” см. “Ас-Сунна” Аль-Халляля, 980, иснад достоверный
Сказал имам Ваки’ ибн аль-Джаррах: “Мурджииты говорят: хватит слова, даже если не совершал действия. Джахмиты говорят: Достаточно познания в сердце, даже если нет слова и дела. И всё это – куфр!” см. “Аль-Ибана”, Ибн Батты, 1264, “Маджмууль фатауа”, 7-307
И такфир за такое слово выносил не только Ваки’, однако, более того, передал имам Аль-Лялякаи от имама Ахмада и имама Аль-Хумейди такфир тем кто скажет такое слово.
Сказал имам Аль-Хумейди: “Мне рассказали, что некоторые люди говорят: “Кто признал обязательность намаза, закята, поста, хаджа, и не сделал ничего из этого до тех пор, пока не умер, либо совершал молитву повернувшись спиной к кибле до тех пор, пока умрёт, то он верующий, если не будет отрицать обязательность этих действий, и будет знать, что это вредит его Иману, и если будет признавать обязательность фардов, и то, что надо обращаться лицом к Кибле. И я сказал: “Это яснейший куфр, и противоречие Книге Аллаха, и Сунне Посланника Аллаха, и поступкам мусульман! Сказал Аллах: “И им не было приказано ничего, кроме как искренне поклоняться Аллаху” Беййина, 5.
Сказал Ахмад ибн Ханбаль: “Кто скажет так, тот станет неверным в Аллаха, и отвергнет приказ Аллаха и то, с чем пришел Посланник!” см. “Шарх усуль аль-и’тикод”, 1594-1595
Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи (умер в 238 г.х.): ” Ушли в крайность мурджииты, до тех пор, что не начали говорить “Кто оставил предписанные молитвы, пост в Рамадан, закят, хаджж, и все обязательства, без отрицания их, воистину, мы не делаем ему такфир, а и есть надежда за него перед Всевышним Аллахом, после того, как он признал эти обязательства”. И они – мурджииты вне всякого сомнения!” см. “Масаиль Харб аль-Кармани”, 3-1017, иснад ясный в достоверности как солнце
Сказал имам Суфьян Ибн Уейна: “Мурджииты назвали оставление обязательств грехом, подобно совершению запретных дел. Однако они не одинаковы, поскольку совершение запретных дел без того, чтобы считать их дозволенными – ослушание, а преднамеренное оставление обязательств, не по невежеству, и не имея оправдания – это куфр” передал АбдуЛлах Ибн Ахмад в “Ас-Сунна”, 730[2]
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: “Исхак Ибн Рахавейхи назвал слово тех, кто не выносит такфир за оставление всех этих столпов, наряду с признанием их обязательности, словом мурджиитов, и также сказал Суфьян Ибн Уейна” см. “Фатхуль Бари”, 1-21
Сказал имам Аль-Аджурри (ум. 360 г.х.): “Кто довольствовался для себя убеждением и словом, помимо дел, не является верующим, и не принесет ему пользы убеждение и слово, и оставление дел будет свидетельством о лжи его имана, а будут его дела подтверждением его веры! И знай, что это – мазхаб ученых мусульман, как прошлых, так и нынешних, а кто говорит что-либо другое – то мерзкий мурджиит, и опасайся за свою религию от такого!” см. “Аль-Арбаин”, 1-13
Вывод из этого раздела: саляфы называли мурджиитами тех, кто говорил, что оставивший все обязательства без отрицания их обязательности, является верующим, и некоторые из саляфов даже выносили такфир тем, кто говорит такие слова.
Указание на то, что были мурджииты, которые говорили, что иман – это слово и дело, однако имели ввиду под этим другое, чем саляфы, и порицание саляфов этим мурджиитам.
Для закрепления этого утвердим, что были мурджииты, которые говорили, что иман это слово и дело, однако подразумевали под этим другое, и отношение саляфов к этой группе мурджиитов.
Сказал имам Исхак Ибн Рахавейхи: “Среди мурджиитов есть те, кто говорит, что иман слово и дело!” см. “Масаиль аль-Харб аль-Кармани”, 3-570, иснад достоверный как солнце в ясный день
Сказал имам Абу Бакр аль-Хялляль: “Из числа слов мурджиитов, слово, что иман – это слово языком и дело органами, и если сказал человек языком, то произвели действие его органы. И это самое мерзкое из их слов” см. “Ас-Сунна”, 3-570
И первый, кто ввёл это мнение, был человек по имени Аш-Шабаба.
Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: “Шабаба был призывающим к ирджа. Мы записывали его хадисы, до тех пор, пока не узнали что он говорит следующие слова: “Иман- слово и дело, и если человек скажет (что-то, например хорошее слово брату), то он сделал дело своим языком”. И это омерзительное слово!” см. “Ас-Сунна”, Аль-Халляля, 980
Сказал Абу Бакр аль-Асрам: «Я слышал, как имам Ахмад сказал, когда его спросили о словах Шабабы: «Шабаба призывал к ирджа, и было передано от Шабабы слово, худшее из слов мурджиитов, и я не слышал ни от кого, подобного этому. Шабаба сказал: «Если сказал человек что-то языком, то он совершил деяние» Он сказал: «Иман – слово и дело, как говорят (ахлю Сунна), и если человек сказал, то он совершил деяние своим органом, он совершил деяние своим языком, когда он говорит». Затем сказал имам Ахмад: «Это отвратительное слово, я не слышал никого, кто бы так говорил» См. «Ас-Сунна» аль-Халляля, 3-572, иснад достоверный. (перевод этого высказывания сайта tayhid)
Поясним, что говорил этот Шабаба: внешне он говорит, как и АхлиСсунна, что иман – это слово и дело, однако затем говорит, что для того, чтобы быть верующим, достаточно просто сказать какое-то хорошее слово, и это будет считатьс тем действием, которого хватает для того чтобы стать верующим. И имам Ахмад сказал, что это мерзейшее из слов мурджиитов!! Что же говорить про слово современных мурджиитов, которые говорят, что иман это слово и дело, а затем не обуславливают для его наличия даже того, что обусловил Шабаба, говоря, что может быть верующим человек, который абсолютно не делал дел!
Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: “И была группа мурджиитов, которая говорила: иман это слово и дело, и соответствие Сунне, а затем толковали дело как слово, и говорили: “Кто сказал (что-то хорошее), тот сделал дело языком”. И передал имам Ахмад это слово от Шабабы ибн Сувара, и порицал его за это. Он сказал: “Это самое омерзительное слово, мы не слышали, чтобы кто-то говорил его”. То есть: оно нововведение, и не говорил этого ни один из саляфов! И быть может, имам Ахмад порицал его за толкование слова Ахлюс-Сунна “Иман – слово и дело”, подобным толкованием, и воистину оно – нововведение!” см. “Фатхуль Бари”, 1/113-114
Вывод: отсюда проясняется, что у современных мурджиитов был предшественники, которые тоже говорили, как и они, что иман это слово и дело, однако имели ввиду под этим не то, что имели ввиду саляфы, и саляфы выразили порицание этим мурджиитам, и назвали их мурджиитами, несмотря на то, что внешне они говорили слово ахлисСунна.
И более того, те мурджииты были более близкими к Сунне, поскольку они обуславливали помимо убеждения и свидетельства, наличие хотя бы хорошего слова языком, что же касается современных мурджиитов, то они говорят, что хватает убеждения и свидетельства!
Заключение
Исходя из всего упомянутого, становится ясно, что использование этих фраз саляфов для защиты себя – это лишь неудачная попытка прикрытия со стороны этих мурджиитов, поскольку они имеют ввиду под этими словами совсем не то, что имели ввиду саляфы.
И поэтому мы скажем: кто сказал, что Иман – это Слово и Дело, понимая его так, как понимали саляфы, признавая то, что оно за собой влечёт – тот полностью непричастен к ирджа.
Если же кто-то сказал, что Иман – это слово и дело, а затем сказал, что у оставишего дело остается Иман, либо сказал, что Иман – это слово и дело, но нету куфра в делах, а только в убеждениях – такому человеку не помогут его слова, и он является мурджиитом, понимает он это, или нет 3.
Просим Всевышнего Аллаха прояснить наконец этот вопрос для мусульман, и наставить на истину искренних братьев и сестер, которые попали в это заблуждение, последовав за призывающими к ирджа, подобными саляф-форуму, НазратуЛлаху, и другим.
И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!
Источники:
1. “Акуаль завиль урфан”, Ас-Сан’ани
2. “Аш-Шариа”, имам Аль-Аджурри
3. “Ас-Сунна”, имам Абу Бакр аль-Халляль
4. “Фатхуль-бари”, имам Ибн Роджаб аль Ханбали
5. “Аль-Ибана”, имам Ибн Батта
6. “Масаиль Ахмад уа Исхак”, имам Харб аль-Кармани
7. “Шарх усуль аль-и’тикод”, Аль-Лялякаи
8. “Осторожно ирджа”, Абдуллах Абу АбдурРахман и Ибрахим Абу Мухаммад
И другие книги и работы.
[1] Воистину, удивительны заявления мурджиитов, которые пытаются отрицать это иджма, переданное имамом Аш-Шафии, под предлогом того, что его нету в дошедшей до нас копии книги “Аль-Умм”! Воистину, это нечто удивительное! Как будто бы передача достоверных имамов, таких как великие ученые ахли-Сунна Ибн Теймия и аль-Лялякаи не является доводом, ведь по сути, они обвиняют этих двух ученых что они налгали на имама аш-Шафии и приписали его книге “Аль-Умм” то, чего он в ней не говорил! А что же касается их заявлений о том, что в нынешней копии “Аль-Умм” такого нету, то это указывает на их невежество об исламских науках. Книга “Аль-Умм” передавалась из рук в руки, переписывались от руки, и любой, кто хоть немного знаком с тахкыком исламских трудов, знает, что различные нусхи (копии) одного и того же труда, всегда немного различаются, и в одной из них может быть то, чего нету в другой, и наоборот. И вовсе не гарантия, что те нусхи (копии) труда аш-Шафии где она была, должны были дойти до нас, ведь книга имама Аш-Шафии вовсе не Коран, который Аллах обязался оберегать до Судного Дня. А нам достаточно того, что это иджма передали из книги имама Аш-Шафии два величайших ученых ахли-Сунна уаль Джамаа, с точностью вплоть до указания главы, и поэтому даже не поворачиваются в сторону столь невежественных слов этих людей, которым иджма саляфов жжет их черные сердца.
[2] Мурджииты высказали ряд шубухатов по поводу этого асара Суфьяна Ибн Уейны, и достаточно нам в этом вопросе понимания имама Ибн Роджаба, и мы не предпочтем понимание Халяби и его учеников пониманию великого имама Ахли Сунна. Кто же хочет подробный ответ на их заблуждения в связи с этим асаром, может прочесть: http://www.tayhid.lact.ru/e/342930-ostorozhno-irdzha–chast-vosmaya
[3] Это общие слова, что же касается конкретных муджтахидов ахлиСунна, кто сказал, что оставление всех дел не выводит из Ислама, то не говорится он их что они мурджииты, но говорится, что они попали в ошибки мурджиитов в этом вопросе. И это в отличие от Халяби и его поросли, которые не являются никакими муджтахидами, и которым донесли довод, однако они упорствуют на своем заблуждении, подтасовывая и искажая слова ученых.