Можем ли мы усердствовать в поклонении, как это делали ранние поколения (саляфы)?
Вопрос: Праведные мусульмане ранних поколений прославились своей любовью к поклонению и сильному усердию в его выполнении, таком как кыям аль-лейль (выстаивание ночи в молитве и поклонении), чтении и запоминании Корана. Можем ли мы в наше время делать хотя бы малую часть этого, со всей той фитной, которая окружает нас со всех сторон?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Любой из нас может усердствовать в поклонении и соревноваться с теми мусульманами в выполнении актов поклонения, предписанных в шариате и к которым побуждает Ислам. Мусульманин должен иметь сильную волю и амбиции, которые способны превратить горы в пыль, как кто-то сказал: “Амбиции и сила воли человека способны двигать горы”.
Сахабы, да будет доволен ими Аллах, являются лучшим примером для этой Уммы в подчинении Аллаху и поклонении, но это не остановило тех, кто пришел после них, стремиться соревноваться с ними в поклонении, чтобы они не были единственными приближенными в Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Послушайте, что говорит один из них, и вы будете потрясены этиой целеустремленностью и силой воли.
Абу Муслим аль-Хауляни, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Неужели сподвижники Мухаммада думали, что они будут единственными приближенными к нему? Нет, клянусь Аллахом, мы соберемся вокруг него так, что они узнают что они оставили после себя настоящих мужчин!”
Он повторял это, когда он проводил ночь в молитве и поклонении. Если его ноги уставали, он ударял по ним и говорил эти слова. С таким упорством мусульманин может выполнять акты поклонения и покорности Господу. Это достойный похвалы вид соревнования, к которому побуждается в аяте, где Аллах говорит:
“… Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!” (83:26)
Если бы было не возможно для поздних поколнений (халяф) усердствовать в совершении актов поклонения и повиновения Господу, то Аллах не побудил бы к этому Своих рабов, и не пообещал бы им за это большую награду, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не дал бы нас этот важный совет: “Используйте пять вещей до прихода пяти: жизнь до прихода смерти, здоровье до прихода болезни, свободное время до прихода занятости, молодость до прихода старости и богатство до прихода бедности”. (Шейх Альбани назвал этот хадис сахих в Сахих уа Даиф аль-Джами ас-Сагыр)[1]
И это призыв для нас использовать наши жизни по максимуму для поклонения Аллаху прежде, чем смерть застанет нас в расплох; использовать полностью наше зжлровьте до того, как мы станем немощны и больны, потому что здоровый человек может делать то, что не в состоянии совершить больной; использовать по максимуму наше свободное время, пока мы не стали заняты из-за наших супруг, детей и работы; использовать нашу молодость с ее энергией и целеустремленностью и силой воли прежде, чем мы станем старыми и слабыми; и использовать большинство из богатства, отдавая его на садака и тратя до того, как оно будет забрано и у нас больще не будет возможности делать это.
Есть много блестящих примеров среди современных мусульман, чьи жизни полны покорностью и поклонением. Ни одна эпоха в исламской истории не была лишена примеров таких людей, альхамдулиЛлях, которые обладали огромной целеустремленностью, которая побуждала их говорить и делать то, что любит Аллах и чем Он доволен. В нашей умме в эти дни есть те, кто провел всю свою жизнь на джихаде, жертвуя самим собой ради Аллаха, зарабатывая Рай. Есть и такие, кто усердствовал в поиске знаний с момента своего совершеннолетия до самой смерти. Есть те, кто регулярно выстаивали кыям аль-лейль и никогда не оставляли ее, будь они дома или в путешествии. Есть и такие, кто отдал все свое имущество ради Аллаха, хотя закят никогда даже не был на них обязателен. Есть те, которые посвятили себя нуждам уммы, заступаясь за одних, выполняя нужды других, отвечая на вопросы, давая фетвы, обучая невежественных и побуждая людей к добру.
Вы всегда сможете найти достаточно выдающихся примеров в жизни наших ученых, имамов и муджахидов. Вы найдете в их жизнях то, что побудит вас совершать больше поклонения и покажет, что все-таки есть возможность для нас соревноваться с теми, кто был до нас. Если вы посмотрите на жизни хотя бы трех имамов – Абдуль-Азиза ибн База, аль-Альбани и Ибн Усеймина – вы увидите, как ониучились, преподавали, усердствовали, отдавали и тратили, заступались за других и призывали людей к Исламу. И среди мусульман до сих по появляются примеры людей, великих своим джихадом против кафиров по всему миру.
Существует также множество отличных примеров людей, заучивающих Коран. Многие мусульмане запоминают весь Коран прежде, чем им исполнится восемь лет, и есть те, кто выучил всю Книгу за два месяца или даже за один месяц.
Мусульманин, который хочет совершать акты поклонения и повиновения, соревнуясь с теми, кто был до него, и со своими современниками из числа тех, кто обладает целеустремленностью и силой воли, должен остерегаться двух вещей:
1. Небрежности по отношению к жизни после смерти и ее воздаянию. Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал в Бада’и аль-Фауа’ид, стр. 98: “Сердца разрушаются по причине самоуверенности и беспечности и укрепляются страхом и поминанием Аллаха.”
2. Соревнования с людьми этой дунья по поводу мирских благ. Оставь это им и займись более высокими вещами. Остерегайся того, чтобы этот мир стал твоей главной заботой. Деньги и имущество должны быть у тебя в руках, а не в сердце.
3. Откладывания на потом. Ты должен торопиться совершать благие дела в ответ на приказ Аллаха:
“Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных…” (3:133)
” Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли.” (57:21)
И Аллах источник сил.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://islamqa.com/ar/ref/45207
Перевод: Sestram.com