Начало или конец месячных в один из дней Рамадана

        5 августа 2013

Вопрос: Что делать женщине, если она постилась часть дня, или пошли месячные, и наоборот – очистилась от месячных в середине дня?

Ответ:  Хвала Аллаху, Господу Миров.

 

Сказал имам Ибн Кудама:

مَسْأَلَةٌ : قَالَ : ( وَإِذَا حَاضَتْ الْمَرْأَةُ ، أَوْ نَفِسَتْ ، أَفْطَرَتْ وَقَضَتْ ؛ فَإِنْ صَامَتْ ، لَمْ يُجْزِئْهَا ) أَجْمَعَ أَهْلُ الْعِلْمِ عَلَى أَنَّ الْحَائِضَ وَالنُّفَسَاءَ لَا يَحِلُّ لَهُمَا الصَّوْمُ ، وَأَنَّهُمَا يُفْطِرَانِ رَمَضَانَ ، وَيَقْضِيَانِ ، وَأَنَّهُمَا إذَا صَامَتَا لَمْ يُجْزِئْهُمَا الصَّوْمُ ، وَقَدْ قَالَتْ عَائِشَةُ : { كُنَّا نَحِيضُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ } مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ وَالْأَمْرُ إنَّمَا هُوَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ أَبُو سَعِيدٍ : قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : { أَلَيْسَ إحْدَاكُنَّ إذَا حَاضَتْ لَمْ تُصَلِّ وَلَمْ تَصُمْ ، فَذَلِكَ مِنْ نُقْصَانِ دِينِهَا } .
رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَالْحَائِضُ وَالنُّفَسَاءُ سَوَاءٌ ؛ لِأَنَّ دَمَ النِّفَاسِ هُوَ دَمُ الْحَيْضِ ، وَحُكْمُهُ حُكْمُهُ وَمَتَى وُجِدَ الْحَيْضُ فِي جُزْءٍ مِنْ النَّهَارِ فَسَدَ صَوْمُ ذَلِكَ الْيَوْمِ ، سَوَاءٌ وُجِدَ فِي أَوَّلِهِ أَوْ فِي آخِرِهِ ، وَمَتَى نَوَتْ الْحَائِضُ الصَّوْمَ ، وَأَمْسَكَتْ ، مَعَ عِلْمِهَا بِتَحْرِيمِ ذَلِكَ ، أَتَمَّتْ ، وَلَمْ يُجْزِئْهَا .

Сказал аль-Хиракы: «Когда у женщины пошли месячные, или нифас (послеродовое кровотечение) – то ее пост нарушен, и если она будет продолжать поститься, пост будет недействительным».

Единогласны ученые на том, что женщине в состоянии месячных и послеродового кровотечения не разрешено поститься, и что они не постятся в Рамадан (пока они в таком состоянии) и восполняют пропущенные дни, и что если они постились, в таком состоянии, то их пост недействителен.

И сказала Аиша: «У нас были менструации в эпоху Посланника Аллаха, мир ему, и нам приказывали восполнять пост, и не приказывали восполнять молитву». Передали аль Бухари и Муслим. И приказывающим здесь был лишь Пророк, мир ему.

 

И сказал Абу Саид аль Худри: «Сказал Пророк, мир ему: «Ведь когда одна из вас в месячных – она не постится и не молится. И это и есть недостаток в ее религии» передал его аль Бухари.

И те у кого менструации и послеродовое течение одинаковы в хукме, потому что послеродовая кровь – тоже самое что кровь месячных, и имеют одинаковый хукм.

И в какой бы части дня не были бы обнаружены месячные – то испортился пост этого дня. И нет разницы, обнаружены ли месячные – в начале дня или в конце. И когда та, кто в менструации, прекратила есть и пить с намерением поститься – она впадает в грех, если знала о запрете, и не действителен ее пост».

Источник: «Аль-Мугни», 6/140

 

Сказал имам аль-Имрани аш Шафии:

وأما الحائض والنفساء: فلا يصح صومهما، ولا يجوز لهما أن يمسكا بنية الصوم، فإن فعلتا.. أثمتا؛ لما روى أبو سعيد الخدري – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ -: أن النبي – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – قال: «إذا حاضت المرأة.. لم تصم، ولم تصل، وذلك نقصان دينها» ، فإذا طهرتا.. وجب عليهما قضاء الصوم؛ لما روي «عن عائشة أم المؤمنين – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا -: أنها قالت في الحيض: (كنا نؤمر بقضاء الصوم، ولا نؤمر بقضاء الصلاة» فإن طهرتا في أثناء شهر رمضان.. لم يجب عليهما إمساك بقية النهاروقال أبو حنيفة، والثوري، والأوزاعي: (يلزمهما إمساك بقية النهار) دليلنا: أنهما أفطرتا بعذر، فلم يلزمهما إمساك بقية النهار.

«Что касается женщины в состоянии месячных и послеродового кровотечения, то не действителен ее пост, и не разрешено ей воздерживаться от еды и питья с намерением на пост. И если она сделала так – она впадает в грех.

И это потому, что передал Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах – что Пророк мир ему сказал: «Женщина когда в месячных – не постится и не молится, и это недостаток в ее религии».

И когда женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения – ей обязательно восполнить пропущенный пост, так как передано от Матери Правоверных Аиши, да будет доволен ей Аллах, что она сказала о месячных: «Нам было приказано восполнять пост, и не было приказано восполнять молитву».

И если женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения в дневное время в месяц Рамадан, то она не обязана воздерживаться от еды и питья остаток дня.

А Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, и аль-Аузаи сказали: «Обязательно ей воздерживаться от того что нарушает пост до конца дня».

А наш далиль на то, что не обязательно –  то, что она не постилась по причине оправдания, поэтому не обязательно ей воздерживаться остаток дня».

Источник: «Аль-Баян», 3/465

 

Таким образом:

1. Ученые не разногласят что если на какую то часть светлого времени  в Рамадан у женщины выпали месячные, то ее пост в этот день недействителен и она должна восполнить этот день когда очистится.

2. Затем после этого они разногласят касательно женщины, которая начала какой-то день в состоянии месячных, а затем очистилась от них в светлое время – что она делает до конца этого дня?

– одни сказали, что она не должна есть и пить до конца дня из уважения к Рамадану, и это слово аль-Аузаи, Ас-Саури, и одна передача от Ахмада, и слово последователей Абу Ханифы.

– другие сказали что она может есть и пить, и это слово имама Ахмада, и Малика, и аш Шафии, и на этом мнении отвечающий.

 

А Аллах знает лучше.

 

Источник: SunnaOnline.info


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

К записи "Начало или конец месячных в один из дней Рамадана" 2 комментария

  1. Мария:

    спасибо вам за ваш сайт, за статьи! Да будет доволен вами Аллах сестра!

Оставить свой комментарий

2013 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin