Некоторые ахкамы, связанные с праздничной молитвой
Азан и икамат на праздничную молитву – нововведение
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
ولا خلاف بين أهل العلم في هذا، وأن النبي – صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – وأبا بكر وعمر كانوا يصلون العيد بغير أذان ولا إقامة قال مالك: تلك السنة التي لا اختلاف فيها عندنا واتفق العلماء على أن الأذان والإقامة للعيدين بدعة ومحدث.
“Нет разногласий среди ученых в этом – что Пророк, мир ему, и Абу Бакр и Умар молились праздничную молитву без азана и икамата.
Сказал Малик: “В этой Сунне у нас нет разногласий”
И ученые единогласны что азан и икамат для праздничных молитв – нововведение и внесенное в религию”
Источник: “Фатх аль Бари”, 7/72
Желательно совершение полного омовения перед отправкой на молитву ‘Ид
Сказал имам Ибн аль-Мунзир:
ذِكْرُ الِاغْتِسَالِ يَوْمَ الْعِيدِ رُوِّينَا عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، أَنَّهُ كَانَ يَغْتَسِلُ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ يُسْتَحَبُّ ذَلِكَ، وَلَيْسَ بِوَاجِبٍ يَأْثَمُ مَنْ تَرَكَهُ
“Раздел о совершении полного омовения (гусля) в день Ида
Нам передали от Али Ибн Аби Толиба, что он делал гусль в день Ид аль Фитр и Ид аль Адха. И Ибн Умар совершал полное омовение перед выходом на праздничную молитву..
И это – желательно, и не является обязательством которое кто оставит будет в грехе”
Источник: “Аль-Авсат”, 4/293
И Ибн Абдуль Барр передал единогласное мнение факихов саляфов о желательности этого, см. “Аль-Истизкар”, 2/378
Польза: нет ничего достоверного от Пророка, мир ему, о желательности этого, и в иджма саляфов на желательности этого – их иджма на принятие и аргументацию словами сподвижников, противореча захиритам
Сунна – нарядно одеваться и душиться, выходя на праздничную молитву
Сказал имам Абу Бакр Ибн аль-Мунзир:
قَالَ أَبُو بَكْرٍ: وَيُسْتَحَبُّ أَنْ يَلْبَسَ فِي الْعِيدَيْنِ مِنْ صَالِحِ ثِيَابِهِ كَمَا يَلْبَسُ فِي الْجُمُعَةِ، وَرُوِّينَا عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي الْفَجْرَ يَوْمَ الْعِيدَيْنِ عَلَيْهِ ثِيَابُ الْعِيدِ
وَقَالَ مَالِكٌ: سَمِعْتُ أَهْلَ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ الزِّينَةَ وَالتَّطَيُّبِ فِي كُلِّ عِيدٍ، وَكَانَ الشَّافِعِيُّ يَسْتَحِبُّ ذَلِكَ
“Желательным является чтобы человек одевал на молитвы двух праздников что-то из своих хороших одежд, подобно тому как одевает на джума-молитву.
Нам передали от Ибн Умара, что он молился фаджр в день двух молитв, и на нём уже были одеты одежды для ‘Ида
Сказал Малик: “Я слышал ученых, как они считали желательным нарядно одеваться и душиться для праздничной моитвы”
И аш Шафии также считал это желательным”
Источник: “Аль-Авсат”, 4/304
Сунна – выходить на молитву ‘Ид пешком
Передал имам Ат Тирмизи с хорошим иснадом от Али Ибн Аби Толиба, что он сказал:
مِنَ السُّنَّةِ أَنْ تَخْرُجَ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا . قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ. وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا الْحَدِيثِ عِنْدَ أَكْثَرِ أَهْلِ الْعِلْمِ يَسْتَحِبُّونَ أَنْ يَخْرُجَ الرَّجُلُ إِلَى الْعِيدِ مَاشِيًا وَأَنْ وَيُسْتَحَبُّ أَنْ لاَ يَرْكَبَ إِلاَّ مِنْ عُذْرٍ
“Из Сунны – выходить на праздничную молитву пешком”
Скажу я, Абу Иса (ат-Тирмизи): “Это хороший хадис, и по нему действуют большинство ученых, они считают желательным выходить на праздничный намаз пешком.. и желательно не садиться на средства передвижения, кроме как при оправдании”
Источник: “Джами ат Тирмизи”, 2/417
Награда за выход на молитву Ид аль Адха равняется награде добровольного хаджжа
Сказал имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани в своем “Мусаннафе”:
عَنِ ابْنِ التَّيْمِيِّ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ مِحْنَفِ بْنِ سُلَيْمٍ، وَكَانَتْ لَهُ صُحْبَةٌ قَالَ: «خُرُوجُ يَوْمِ الْفِطْرِ يَعْدِلُ عُمْرَةً، وَخُرُوجُ يَوْمِ الْأَضْحَى يَعْدِلُ حَجَّةً»
“От Ибн ат Тейми, от его отца (Сулейман Ибн Тархан, один из больших табиинов), от Михнафа Ибн Сулейма, сподвижника Пророка, мир ему, что он сказал: “Выход на молитву Ид аль Фитр равняется (в награде) Умре, а выход на молитву Ид аль Адха равняется хаджжу”
См. “аль-Мусаннаф”, 5666, и все передатчики иснада достоверные
Как сподвижники и саляфы поздравляли друг друга с праздником
Сказал Джубейр Ибн Нуфейр, один из табиинов:
كان أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا التقوا يوم العيد يقول بعضهم لبعض: تقبل الله منا ومنك
“Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему, когда встречались в день Ида, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от вас!” /Такаббаля Ллаху минна уа минкум/
Источник: “Аль-Джуз фи ат-тахния”, 33, Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал иснад хорошим
Сказал имам аль-Аджурри:
هُوَ فِعْلُ الصَّحَابَةِ وَقَوْلِ الْعُلَمَاءِ
“Это действие сподвижников, и слово ученых”
Источник: “Аль-Инсоф”, 4/153
Сказал имам Абу Дауд:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ، ” سُئِلَ عَنْ قَوْلِهِمْ يَوْمَ الْعِيدِ: تَقَبَّلَ اللَّهُ مِنَّا وَمِنْكَ؟ ، قَالَ: أَرْجُو أَنْ لَا يَكُونَ بِهِ بَأْسٌ “.
“Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль был спрошен о слове некоторых людей в день праздника: “Такаббаля Ллаху минна уа минк” (Да примет Аллах от нас и от тебя), и он ответил: “Надеюсь, что в этом нет проблем”
Источник: “Масаиль Аби Дауд”, стр. 89
Источник: vk.com/Sunnaonline