Общение по интернету с противоположным полом с целью знакомства для последующего брака
Ассалам алейкум.
Можно ли брату и сестре общаться по интернету, если они хотят сделать никях друг с другом? Можно ли говорить друг другу такие слова как “я буду скучать”, если они действительно испытывают такие чувства к друг другу, но не разговаривают по телефону и не видят друг друга, и не слышат голос.
Если можно в деталях. ДжазакумуЛлаху хойрон!
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Это поистине очень важный, актуальный и достаточно многогранный вопрос в наше время.
И в этом небольшом исследовании не будут подробно разобраны все стороны этого вопроса, и также не будет попытки вывести что-то вроде “последнего слова”, однако, как в случаях и с другими религозными вопросами, будет указано на ту точку зрения, которая кажется отвечающему более очевидной, с упоминанием основных мотивов для этого.
Следует заметить, что современные требующие знание и ученые разошлись во взглядах на вопрос общения посредством интернета посторонних друг для друга представителей противоположных полов как в основе, так и в случае наличия определенных условий.
Однако, то мнение, к которому склонился отвечающий – запрет в основе общения с противоположным полом с целью знакомства, или просто общения.
И это мнение Постоянной Комисси и других современных ученых.
И можно сделать пояснение, что запрет имеет место во всех подобных положениях, кроме как в случае полной невозможности найти супругу обычным, принятым у мусульман на протяжении веков способом, и страха совершения гнусности.
Следует заметить, что разрешающие такого рода поведение (общение с целью знакомства) в основе, опираются на два основных момента.
1. То, что общение посредством интернета не попадает под положение уединения, запрещенного хадисами.
2. Наличие пользы и облегчения для мусульман.
Ответ на первую мотивировку будет следующим:
Очевидно, что говорящий это понимает из запрета уединения с посторонней женщиной лишь только вероятность совершения полового акта с ней или подобное этому из форм прямого контакта.
В то время как в Шариате есть доказательства указывающие на то, что искушение женщиной, и вред от этого не ограничивается лишь на этом.
Сказал Всевышний Аллах(смысл):
“Приукрашена для людей любовь к страстям (удовольствиям) исходящих (получаемых, присутствующих в женщинах) от женщин.”
Сура аль- Имран 14.
Сказал имам ибн Касир в тафсире этого аята:
Сообщает Всевышний о том, что приукрашено для людей в этой жизни из видов удовольствия, в виде женщин, потомства. И Он начал с женщин, так как их искушание (или искушение ими) самое сильное.
Как пришло в достоверном хадисе (аль-Бухари) то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Я не оставил после себя ни одного искушения более опасного для мужчин кроме женщин.”
Если же цель в них будет – достижение целомудрия и многочисленность потомства, то это требуемо, желательно и поощряемо, как упомянуто об этом в хадисах с побуждением к браку.
См. Тафсир ибн Касир этого аята.
Сказал имам ибн Хаджар в тафсире хадиса который упомянул имам ибн Касир:
В этом хадисе – указание на то, что искушение женщинами, самое сильное искушение, превышающее искушение чем то другим. И свидетельствует этому также слово Всевышнего Аллаха(смысл):
“Приукрашена для людей любовь к страстям (удовольствиям) исходящих (получаемых, присутствующих в женщинах) от женщин.”
Сура аль- Имран 14.
И установил их Всевышний из числа любви к удовольствям (страстям), и начал с них до других видов для указания на то, что они – основа в этом.
См. Фатхуль-Бари 9\138
Как мы видим, как аят так и хадис – общие в своем указании на опасность искушения женщинами с одной стороны, т.е. общий в отношении средств к этому искушению, и это не обязательно должно исходить:
Во-первых, лишь от уединения с женщиной.
Во-вторы,х лишь от взгляда на нее, слышания ее голоса, прикосновения к ней.
Однако смысл в этом – наличие искушения, и это вполне возможно путем общения с ней, хоть и не прямого.
С другой стороны, это не ограничивается лишь на совершении некоего гнусного поступка именно с конкретной женщиной, которой был искушен мужчина, в той или иной форме, однако в общем женщина как род – искушение для мужчины, он впадает в фитну, и в том состоянии он может совершить те или иные запретные действия..
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине Всевышний Аллах предписал сыну Адама его долю прелюбодеяния, он его совершит как бы то ни было. Ведь прелюбодеяние глаз – взгляд, прелюбодеяние языка – произношение, и душа мечтает и желает, а половой орган подтверждает это все или отрицает.”
См. аль-Бухари 6243 и др.
Сказал имам ан-Науауи в тафсире этого хадиса:
“Смысл этого хадиса заключается в том, что сынам Адама предопределена их доля прелюбодеяния. И из них есть те, кто совершает настоящее прелюбодеяние путем введения полового органа в другой половой орган, запретный для него.
Из них есть тот, чье прелюбодеяние будет ненастоящим (метафорическим в отношении определения его как прелюбодеяние) путем запретного взгляда, слушания о прелюбодеянии и тем, что связано с его достижением, или же прикосновение рукой, как например прикосновение к чужой для него женщине, или ее целование. Или же направление к прелюбодеянию шагом, или взглядом, или прикосновением, или запретными разговорами с чужой женщиной или подобное этому. Или же мыслями, в сердце. Всё это – виды метафорического прелюбодеяния. Затем половой орган подтверждает это или отрицает. И смысл этого в том, что человек может осуществить настоящее прелюбодеяние половым органом или нет.”
См. Шарх Муслим 16\206
Как мы видим, Шариат в общей форме побуждает мусульман остерегаться тех путей которые могут привести их к состоянию фитны.
И если это ясно, то при переписке между двумя молодыми людьми, целью которой изначально ставится брак, со всеми вытекающими из этого положениями, если к этому еще добавлен обмен фотографиями, то нет сомнения, что за этим следует искушение или как минимум это сильная причина для этого.
И пришло в Кувейтской Энциклопедии Фикха:
“….Что касается приветствия (Салам) мужчиной женщины, то если эта женщина будет его женой, или рабыней, или одна из тех, брак с которыми ему запрещен, то его приветствие ее будет сунной, и ее ответ ему – обязательным…
Если же женщина будет чужой для него, то если она будет старухой, или женщиной, к которой нет полового влечения, то приветствие ей (им) будет также сунной, и ответ для нее (ему) – обязателен.
Если же женщина будет молодой, есть страх искуситься ею или тем, кто поприветствовал, то приветствие ей и ее ответ, положение этого – нежелательность у маликитов, шафиитов, ханбалитов. И упомянули ханафистские ученые, то что мужчина отвечает ей (если она поприветствовала) про себя, и она также отвечает про себя, если он первым поприветствовал. И шафиитские ученые ясно заявили, что ей запрещено (тахрим) отвечать ему.”
См. Маусуатуль-Фикхия 2\8827
Следует заметить, что слова этих ученых следует понимать как то, когда есть лишь вероятность искушения, вероятность появления каких-то мыслей в случае приветствия. Что же касается того положения, когда это искушение уже присутствует, и это приветствие лишь его увеличит, то в этом случае не может быть разногласия в полном запрете этого.
И если, как мы видим, нет разногласия среди ученых в нежелательности приветствия в случае лишь наличия вероятности искушения, и это несмотря на то, что в этом положении нет также уединения, это может быть единственная встреча где-то на улице, рынке и т.д., то что тогда сказать о длительных переписках с обменом фотографий, различного рода выражениями и т.д.?
Нет сомнения, что чем дальше и глубже уходит это общение – это создает определенное состояние у переписывающихся, состояние, о котором вышеупомянутый хадис говорит как о прелюбодеянии, хоть и метафорическом, которое может перерасти в настоящее.
Следовательно стало ясно, что мотивировка отсутствия полного уединения достаточно несостоятельна.
Что же касается польз, то этому противостоит наличие вреда, а как известно из правил по фикху – Отталкивание вреда – приоритетнее достижения пользы.
Что же касается видов вреда, то в придачу к вышеупомянутому можно добавить, что такой способ знакомства противоречит принятому у мусульманам на протяжении веков способу знакомств и сватовства. Так как в большинстве случаев опекун девушки не знает о ее переписке. Также в свою очередь мужчина имеет в этом случае дело с девушкой, а не с ее опекуном, что противоречит цели Шариата в установлении опекуна для девушки в виду ее слабости, излишней чуствительности.
Затем, если расценить начало общения как сватовство, то в случае, если еще другой молодой человек пишет этой девушке, и она ему отвечает, и он знает, что она начала переписку с другим и даже если не ответила ничего первому, т.е. не согласилась, то в этом случае второй молодой человек попадает у некоторых ученых под хадис, запрещающий сватовство на сватовство другого мусульманина. Из этого следует вражда и ненависть среди мусульман.
Также наличие многих личностей, цель которых лишь развлечение и мерзости.
Т.е. как мы видим такой метод знакомств, если сделать его в основе разрешенным, входит в сильное противоречие со многими положениями Шариата, и его целями.
Заключение:
Сказал Всевышний Аллах (смысл):
“Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы.”
Сура ан-Нур 30.
Известно что этот аят – основа в запрете взгляда на женщин, так нет сомнения в том, что взгляд – одна из сильных причин искушения.
В то время когда есть нужда для этого, как сватовство, или лечение – это разрешено по степени нужды.
См. аль-Мухаззаб 2\423,аль-Фурук 1\347
Т.е. этот аят и вышеупомянутые указывают на то, что основа в общении противоположных полов – закрытие дверей приводящих к искушению, и если это так, то эта дверь открывается лишь в случае наличия реальной нужды, и лишь в той степени и форме которой достаточно для ее удовлетворения.
Следовательно в случае наличия возможности нормального знакомства и сватовства, переписка в такой форме, о которой было упомянуто с наличием разного рода вреда, не может быть оправдана, так как в таком случае в ней нет нужды ввиду наличия другого средства, включающего в себя намного меньше вреда.
Это лишь несколько моментов, упоминание которых достаточно разумному мусульманину и мусульманке чтобы отдалиться – в своей основе – от такого рода сомнительных форм знакомств, если в этом нет острой нужды.
Аллах знает лучше.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru