Обязательность соблюдения справедливости между женами и ахкамы сафара (путешествий) для многоженцев
Вопрос: Можно ли человеку, женатому на двух женщинах, брать с собой вторую жену каждый раз, как он куда-то едет, зная, что первая жена не может путешествовать, т.к. следит за своими детьми? Что ей надо делать, если она почувствовала, что ее муж не хочет поровну распределять свое время между ними двумя? Если ли в интернете сайт, на котором раскрывается тема многоженства?
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых: Аллах повелел устанавливать справедливость во всем. Он сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро…» (ан-Нахль, 90).
Ибн Джарир ат-Табари رحمه الله сказал: «Аллах в этой Книге, которую Он ниспослал тебе, о Мухаммад, повелевает блюсти справедливость» («Тафсир» ат-Табари, 17\279).
Всевышний Аллах запретил Своим рабам зульм (несправедливость) и пригрозил людям, творящим несправедливость, наказанием в дунье и ахирате.
От Абу Зарра رضي الله عنه передается хадис от Пророка صلى الله عليه وسلم, в котором он передал слова Всевышнего Аллаха:
يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي ، وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا ، فَلَا تَظَالَمُوا
«О Мои рабы, воистину, Я сделал зульм запретным для Себя и сделал его между вас запретным, и не совершайте несправедливости друг с другом» (Муслим, 2577).
Всевышний Аллах повелел блюсти справедливость между женами. В Коране содержатся угрозы тем, кто несправедливо относятся к одним женам за счет других жен.
Всевышний Аллах сказал:
وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلَّا تَعُولُوا
«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (ан-Ниса, 3).
Шейх Абдуррахман ас-Саъди رحمه الله сказал: «Т.е. тот, кто хочет, пусть возьмет две жены, или пусть возьмет три жены, или четыре, но не больше, и аят показывает, сколько жен можно иметь, и нельзя прибавлять к тому, что сказал Всевышний Аллах, согласно иджамаъ (единогласному мнению ученых). И страсть человека может не удовлетворяться одной женой, и ему были разрешены еще жены, одна за другой, пока их число не достигло четырех, потому что четырех хватит почти любому человеку. Вместе с этим, ему разрешено иметь 4 жены, если он уверен, что не будет чинить несправедливость и произвол, будет соблюдать их права. Если же он боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей.
ذَلِك
«Это…», – т.е. ограничение одной женой или наложницей.
أَدْنَى أَلا تَعُولُوا
«…ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)», – т.е., ближе к тому, чтобы не было зульма (несправедливости).
И если раб хочет предпринять дело, в котором он боится несправедливости и произвола и того, что он не будет делать обязательное, то даже если это дело разрешенное, ему не следует его делать, и ему надлежит жить в достатке и благополучии, и благополучие и здоровье – лучшее, что дается рабу» («Тафсир» ас-Саъди, стр. 163).
От Абу Хурейры رضي الله عنه передается, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
إِذَا كَانَ عِنْدَ الرَّجُلِ امْرَأَتَانِ فَلَمْ يَعْدِلْ بَيْنَهُمَا جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَشِقُّهُ سَاقِطٌ
«Если мужчина, имеющий две жены, уклонится к одной из них, то придет в День Суда, а один из его боков будет упавшим» (в других риваятах сказано: «один из его боков будет приклоненным, свисающим»). Хадис привел ат-Тирмизи, 1141, Абу Дауд, 2133, ан-Насаи, 3942 и Ибн Маджа, 1969. Шейх аль-Альбани назвал оба риваята достоверными в «Сахих ат-Таргъиб ват-тархиб», 1949.
Шейх аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «Ат-Тыби сказал в объяснении слов «его бок упавший»: – т.е. одна его половина свисает. Сказали, что так его будут видеть люди, и это прибавит его мучения» («Тухфат аль-Ахвази», 4\248).
Та, кто увидит, что ее муж склоняется к другой жене за ее счет или совершает зульм в ее правах, пусть поспешит дать наставление ее мужу лучшими словами, пусть напомнит ему, что Аллах вменил ему в обязанность справедливость, и что Аллах запретил ему совершать зульм. Также пусть она даст совет своей сестре, чтобы она не принимала этот зульм и не забирала себе то, на что она не имеет права, и, может, Аллах наставит мужа, и он будет вести себя справедливо и соблюдать права всех жен.
Во-вторых: к справедливости между женами относится то, чтобы муж бросал между ними жребий, когда хочет совершить путешествие с одной из них, и это исходит из руководства пророка صلى الله عليه وسلم с его женами.
Аиша رضي الله عنها сказала: «Когда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم хотел совершить сафар, он бросал жребий между своими женами, и чей жребий выходил, с той он отправлялся» (аль-Бухари, 2454, Муслим, 2770).
Ан-Навави رحمه الله сказал: «И кто хочет совершить путешествие с одной из своих жен, пусть кинет между ними жребий, и такой жребий у нас обязателен» («Шарх Муслим», 15\210).
Ибн Хазм رحمه الله сказал: «Ему недозволенно выделять одну из своих жен, чтобы поехать с ней, кроме как по жребию» («аль-Мухалля», 9\212).
Подобное сказал аш-Шавкани رحمه الله в «аль-Сейль аль-джаррар», 2\304.
Когда же он вернется из своей поездки, ему не будет засчитываться время, проведенное с женой, с которой он ехал по жребию.
Ибн Абдулбарр رحمه الله сказал: «Когда он вернется из поездки, то возобновит разделение между женами с начала, и не будет принимать в расчет дни, которые жена провела с ним во время поездки, и тяжесть и усталость от поездки стоит перед ее долей от времени, проведенного с мужем» («ат-Тамхид», 19\266).
В-третьих: если мы предположим, что одна из жен не может поехать с ним, то глупо будет кидать жребий и на нее. В этом случае жребий должен быть кинут между теми, кто одинаково могут поехать, и не следует кидать жребий между теми, кто может, и кто не может, чтобы это не было несправедливостью для жены, если она, например, больна, или у нее дети, которых она не может оставить без присмотра, или ей запрещено выезжать, и другие подобные уважительные причины. И мужу не следует из-за своей любви к одной жене путешествовать с ней, оставляя другую, – тогда он будет залимом (притеснителем, несправедливым).
В этой ситуации ему нужно получить довольство двух своих жен, хотя бы пообещав возместить несколько дней для той жены, которая не путешествовала, после своего возвращения из поездки.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар رحمه الله сказал: «Аль-Къуртуби сказал: это (кидание жребия) различается в зависимости от положений женщин. И законность жребия касается того случая, когда их положения одинаковы, чтобы одна из жен не поехала с ним из-за того, что он предпочитает ехать с ней» («Фатх аль-Бари», 9\311).
Доктор Ахмад ар-Райян сказал: «Если условия жен одинаковы по всем пунктам, которые имеют отношение к тому, может ли она поехать или остаться, то нужно кидать жребий. Если же условия жен различаются между собой, то нет ничего плохого в том, чтобы выбрать одну из них, соблюдая два условия: отсутствия мейля (склонности к одной жене) и отсутствия стремления навредить» («Тааддуд аз-завджат», стр. 71).
Мы не знаем сайта, который бы специализировался на вопросах полигамии, но тебе можно посмотреть, что есть на нашем сайте и на других сайтах с заслуживающими доверия фатвами, и там описывается много ахкамов, касающихся многоженства.
Мы выделили отдельный раздел для вопросов и ахкамов многоженства на нашем сайте: http://www.islam-qa.com/ar/cat/355
И Аллах знает лучше.
Перевод: al-Iman.ru
машаАллах,хорошая тема
как же трудно бывает сестрам,мужья которых склоняются к одной из двух….