Прекрасные примеры: на кого хочешь быть похожей ты?
Жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха).
(Имам мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине Абдуль-Мухсин ибн Мухаммад Аль-Касым).
Краткое содержание проповеди:
1. Подражание праведным женщинам.2. Достоинства Хадиджы (да будет доволен ею Аллах).
3. Достоинства Аиши (да будет доволен ею Аллах).
4. Достоинства Сауды (да будет доволен ею Аллах).
5. Достоинства Хафсы (да будет доволен ею Аллах).
6. Достоинства Зайнаб бинт Хузейма (да будет доволен ею Аллах).
7. Достоинства Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).
8. Достоинства Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах).
9. Достоинства Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах).
10. Достоинства Джувайрийи (да будет доволен ею Аллах).
11. Достоинства Сафийи (да будет доволен ею Аллах).
12. Достоинства Маймуны (да будет доволен ею Аллах).
13. Набожность пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его жён.
Первая проповедь.
Рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха искренней богобоязненностью, ведь в богобоязненности заключается напоминание для каждого кающегося, спасение рабов от наказания.
О верующие! Мусульманка будет счастливой, когда пойдёт по стопам лучших женщин, которые представляли собой наилучшее поколение, получили воспитание в самой благородной семье – семье пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах возвысил их положение, возвеличил их достоинство, восхвалил их в Коране, сказав: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина, если вы богобоязненны…». (Сура «Аль-Ахзаб», 32). Жёны пророка – благословенные супруги, великие женщины!
Первой из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) была Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), умная, смышлёная и набожная женщина из знатного рода. Она выросла, получив достойное воспитание, и приобретя прекрасные качества и великодушие. Хадиджа отличалась целомудрием и благородством, поэтому в Мекке её называли «Пречистая».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) женился на ней, и она была для него прекрасной супругой. Она предоставила ему себя, своё имущество и рассудительность. Будучи опечаленным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к ней, сообщая о своих проблемах. Когда посланнику Аллаха было ниспослано откровение в первый раз, его сердце затрепетало от увиденного, и, вернувшись домой, он сказал ей: «Что это, о Хадиджа?! Я испугался за себя». Она же с уверенным сердцем встретила его и успокоила, сказав: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором…».[1]
Начался Ислам с её дома, она первая, кто уверовал в этой общине. Ибн Аль-Асир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «В соответствии с единогласным мнением всех мусульман, Хадиджа является первой, кто принял Ислам. До неё не было ни мужчины, ни женщины, кто опередил бы её в этом».[2]
На первых порах призыва пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал большие трудности, усилились гонения против него. В эти тяжёлые моменты Хадиджа оказывала ему моральную поддержку, помогая ему советами. Какие бы оскорбления ни слышал пророк (мир ему и благословение Аллаха) от людей, возвращаясь к Хадидже, она успокаивала его и помогала переносить тяготы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Она уверовала в меня, когда люди проявили неверие. Она поверила мне, когда люди обвинили меня во лжи. Она помогла мне деньгами, когда люди отказались от меня. Аллах даровал мне от неё детей, не дав потомство от других женщин».[3]
Послушная жена, нежная мать, все дети пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме Ибрахима, были от неё. Она обладала великим нравом, ни разу не перечила пророку (мир ему и благословение Аллаха) словами, не спорила с ним. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне приходил Джибриль, сказав: «Обрадуйте Хадиджу домом в Раю из полого жемчуга, в котором не будет ни шума, ни утомления»[4]. Ас-Сухейли (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Он обрадовал её домом в Раю, так как она ни разу не повышала голоса на пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни разу не причиняла ему беспокойства».[5]
Хадиджа была довольной Господом и снискавшей Его довольства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Джибриль сказал мне: “Если к тебе придёт Хадиджа, то передай ей приветствие от её Господа и меня “». [6] Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Никто больше из женщин не был удостоен такого достоинства».[7] Её возлюбили Аллах, ангелы и пророк (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я был наделён любовью к ней». [8]
Поэтому, упоминая о ней, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вспоминал её с достоинством, выражал благодарность за то, что она была его спутником. Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал упоминать Хадиджу, то не переставал хвалить её и просить за неё прощения». [9]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил любовь к ней и верность, оказывая почтение подругам Хадиджи после её смерти. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «И нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи, и тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” — а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то, и у меня от неё дети”».[10]
Однажды, уже после смерти Хадиджы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) опечалился, услышав голос её сестры и сказал: «Ты напомнила мне о Хадидже». [11]
Религия, разум и нрав Хадиджы были совершенными. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достигли совершенства из числа мужчин многие, а из числа женщин только трое: Марьям бинт Имран, Асийя супруга Фараона и Хадиджа». [12]
Хадиджа превзошла женщин из этой общины по достоинству, благородству и величественности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшей женщиной (в своё время) была Марьям бинт Имран, а лучшая женщина (этой общины) – это Хадиджа». [13]
Хадиджа была праведницей и воспитала свою семью в духе праведности, в результате чего получила плоды своих стараний, а именно – её дочь стала лучшей женщиной миров в Раю. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими женщинами в Раю будут Хадиджа, Фатима, Марьям и Асийя». [14]
Хадиджа занимала достойное место в сердце пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был женат до неё, не женился на другой, и не было у него наложниц наряду с ней, пока она не покинула этот мир. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опечалился, потеряв её. Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Она была умной, величественной, религиозной, непорочной и благородной женщиной из числа обитателей Рая». [15]
Что касается Айши бинт Абу Бакр Ас-Сиддык (да будет доволен ею Аллах), то она родилась в праведном и богобоязненном доме и выросла в верующей семье. Её мать – сподвижница, её сестра Асма «Зат Ан-нитокайн» – тоже сподвижница («обладательница двух поясов», т.к. она, разорвав свой пояс на две части, в тайне носила еду пророку (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), когда они прятались в пещере во время переселения). Её брат – сподвижник, а её отец – Правдивейший в этой общине. Айша росла в семье знаний, так как её отец был выдающимся курайшитским учёным и знатоком родов. Аллах одарил её обильными знаниями и проницательной памятью. Ибн Касир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Не было среди других народов такой женщины, как Айша, по своей памяти, знаниям, красноречию и уму».[16]
Она превзошла арабок в знаниях и мудрости, была наделена пониманием в вопросах фикха («мусульманского права») и памятью в заучивании стихов. Она была сосудом для шариатских наук. Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Она лучше других женщин разбиралась в вопросах фикха. И я не знаю ни одной, как среди мусульманок, так и среди других женщин этого мира, которая обладала бы большими знаниями, чем она». [17]
Она превзошла всех женщин, благодаря своим достоинствам и прекрасным семейным отношениям. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство Айши над остальными женщинами, такое же, как превосходство ас-сарида (тюря – хлеб, накрошенный в мясной бульон) над остальной пищей».[18]
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полюбил её, и, как известно, он любил только прекрасное. Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил: «О посланник Аллаха! Кого ты любишь больше всего?» Он ответил: «Айшу». Я спросил: «А из числа мужчин?» Он сказал: «Её отца». [19]
Айша была единственной девственницей из всех его жён. Кроме того, Откровение ниспосылалось только в её присутствии, чего не было с другими жёнами. Она была целомудренной, поклоняющейся своему Господу, выходила из дома только ночью, дабы не видели её мужчины. Айша (да будет доволен ею Аллах) говорит о себе: «Мы выходили только по ночам». [20] Тем самым, она выполняла повеление Всевышнего: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Сура «Аль-Ахзаб», 33). Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Шариат переполнен повелениями, требующими от женщин оставаться дома, и воздерживаться от выхода, кроме как по необходимости… И если возникла необходимость выйти, то пусть это происходит скромно и скрытно».[21]
Аллах испытывает тех, кого Он любит, и степень испытаний зависит от веры. Айшу (да будет доволен ею Аллах), когда ей было двенадцать лет, обвинили в прелюбодеянии. Она рассказывала про себя: «Я плакала так, что не могла спать, и пока не иссякли слёзы. Даже мои родители подумали, что плач рассечёт мою печень». Её испытания усилились. Она продолжала рассказывать: «Я плакала, пока не иссякли мои слёзы, так что перестала чувствовать капли слёз». [22]
Ибн Касир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Аллах разгневался за то, как поступили с Аишей, ниспослал десять аятов о её непричастности, читаемых во все времена, возвеличив её упоминание и подняв её степень, чтобы услышали о целомудрии Аиши, несмотря на ее юные годы. Аллах засвидетельствовал, что она из числа благих женщин, обещав ей прощение и щедрый удел».
Айша (да будет доволен ею Аллах) заботилась о нашем пророке (мир ему и благословение Аллаха), ухаживая за ним, когда он болел, и прислуживая ему, пока он не умер в её доме, возложив свою голову на её грудь.
Искренняя Сауда бинт Зам’а (да будет доволен ею Аллах) – первая из женщин, на которой женился пророк (мир ему и благословение Аллаха) после Хадиджы. Она оставалась его единственной женой на протяжении около трёх лет. Сауда являлась славной и благородной, была наделена простодушием. Именно она предоставила свои дни Айше (да будет доволен ею Аллах), учитывая привязанность сердца пророка (мир ему и благословение Аллаха) к ней, а также желая довольства своего Господа.
Много молящаяся по ночам и часто постящаяся Хафса, дочь правителя правоверных Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), выросла в доме, в котором поддерживают религию и призывают к истине. Семь членов её семьи участвовали в битве у Бадра. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала о ней: «Это та, которая старалась превзойти меня из числа жён пророка (мир ему и благословение Аллаха)». [23]
Зайнаб бинт Хузейма аль-Хилялия была известна тем, что щедро расходовала на пути Аллаха и опережала других в совершении благих дел. Она была женой пророка (мир ему и благословение Аллаха) два месяца, после чего покинула этот мир.
Умм Хабиба, Рамля бинт Абу Суфьян (да будет доволен ею Аллах), надеющаяся на награду Аллаха была одной из числа мухаджиров (тех, кто переселился из Мекки в Медину, также до этого она переселялась из Мекки в Абиссинию). Не было среди жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) более близкой к нему по родству, чем она. Никто из его жён не получил в качестве махра больше, чем она. Также ни одна из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отсутствовала во время бракосочетания и не находилась так далеко от своего дома, как она. Он совершил помолвку с ней в то время, когда она была в Абиссинии (Эфиопии), так как Умм Хабиба переселилась туда с целью сохранения своей религии. Правитель Абиссинии отдал ей от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха) махр и приготовил приданное.
Терпеливая и скромная Умм Саляма, Хинд бинт Абу Умейя (да будет доволен ею Аллах). Она была в числе первых переселенцев (в Абиссинию). Когда же Умм Саляма решила переселиться в Медину со своим мужем Абу Саляма, то представители её рода разлучили её с мужем и маленьким сыном. Она рассказывала: «Каждое утро я выходила и садилась в районе Аль-Абтах, проводя всё это время в слезах до самого вечера. И так продолжалось целый год или около того, пока представители моего народа не проявили жалость ко мне и не вернули моего ребёнка». [24]
Её убеждённость в Аллахе была прочна. Когда скончался её муж Абу Саляма, она произнесла молитву, которой её обучил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и Всевышний возместил ей утрату тем, что стало лучше для нее – её мужем стал сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Она рассказывала: «Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин, которого постигла беда, скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся! О Аллах! Вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее!”, то Аллах возместит ему лучшим». Она продолжала рассказывать: «Когда умер Абу Саляма, я сказала: “Какой же мусульманин может быть лучше Абу Салямы? Вместе со своими домочадцами он был первым, кто совершил переселение к посланнику Аллаха?!” Затем я произнесла эту молитву, и Аллах возместил мне посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».[25]
Запасись же этой мольбой при утрате близких, и Аллах возместит твою потерю лучшим!
Зайнаб бинт Джахш, наделенная щедростью и стремлением помогать обездоленным, за что была прозвана Матерью Обездоленных, дочь тётки со стороны отца посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), была наделена знатностью, родословной, благородством и красотой. Аллах поженил Своего пророка, упомянув об этом в Своей Книге, без опекуна и свидетеля. Всевышний Аллах сказал: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание, Мы женили тебя на ней». (Сура «Аль-Ахзаб», 37).
Бракосочетание пророка (мир ему и благословение Аллаха) на ней оказалось благословенным для верующих до самого Судного Часа, ведь после их женитьбы был предписан хиджаб (форма одежды для мусульманок) женщинам, для того, чтобы они оберегали благородство, целомудрие и чистоту.
Она была великодушной по отношению к обездоленным и беспомощным, много раздавала милостыню и была очень благочестивой. Несмотря на знатное происхождение и высокое положение, она раздавала милостыню из того, что зарабатывала своими руками. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала о ней: «Я не видела более религиозной женщины, чем Зайнаб. Она была самой богобоязненной, самой правдивой в словах, поддерживающей родственные связи и больше всех раздавала милостыню».[26]
Джувайрийя бинт Аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) поклоняющаяся Аллаху, была из племени Аль-Мусталик. Её отец был господином в своём народе, которому подчинялись. Она была благословенной, и это благословение распространялось и на её семью. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я не видела женщины, оказавшей столько блага для своего народа, как она (Джувайрийя)».[27]
Она отличалась многочисленным поклонением своему Господу, набожностью своему Владыке. Джувайрийя оставалась в своём месте моления до середины дня, проводя время в поминании Аллаха. Она рассказывала: «Однажды утром ко мне пришёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда я восславляла Аллаха. После этого он ушёл по своим делам и ближе к полудню вернулся, спросив меня: «Ты до сих пор сидишь (т.е. до сих пор ты поминаешь Аллаха)?» Она ответила: «Да!»[28].
Знатная Сафийя бинт Хувай (да будет доволен ею Аллах) происходила из семейства Харуна (Аарона, мир ему). Она была знатной, умной, обладающей положением, религией, благоразумием и достоинством. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Поистине, ты – дочь пророка (т.е. Харуна) и твой дядя – пророк (т.е. Муса (Моисей)), и ты – жена пророка». [29]
Свадебный стол во время женитьбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) с Сафией был накрыт маслом, творогом и финиками, таким образом, свадьба была простой и благословенной.
Мать правоверных Маймуна бинт Аль-Харис Аль-Хилялийя (да будет доволен ею Аллах) – одна из великих женщин, была известна тем, что поддерживала родственные связи. Аллах одарил её чистосердечием, простодушием и неотступным совершением поклонения. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Что касается неё, то она была самой богобоязненной среди нас и поддерживающей родственные связи».[30]
Итак, о мусульмане! Это жизнеописание матерей правоверных, чьи имена останутся навечно в Исламе. Они обладали блистательными достоинствами, вобрав в себе лучшие качества. Мусульманкам следует считать их своими светилами по жизни, брать знания из источника их похвальных поступков, подражать им в религиозности, нраве, в чувстве о постоянном контроле Аллаха, полном следовании Всевышнему и Его посланнику. Пусть мусульманки следуют им в неотступном совершении повелений Аллаха, множестве поклонений, правдивости в речи, оберегании языка, пожертвовании бедным, развеивании горести обездоленных, старании дать правильное воспитание детям, проявлении терпения в исправлении их изъянов, в прочном укреплении знаниями и вопросе основательно знающих учёных. Пусть подражают в соблюдении скромности, целомудрия и пребывания в доме, хиджабе и отдаленности от сомнений и страстей. Пусть мусульманки предостерегаются так же, как жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха) предостерегались от несбыточных мечтаний, беспечной жизни, от заботы о внешнем, оставляя при этом внутренний мир испорченным. Пусть отстраняются от взглядов на запретное, от кокетства с мужчинами. Пусть мусульманки предостерегаются от пропаганды, призывающей её выставлять свои красоты напоказ и находиться с чужими мужчинами. Гордость и величие женщины в её религиозности и хиджабе.
Я прибегаю к Аллаху от побиваемого сатаны. «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура «Аль-Ахзаб», 59).
Да благословит Аллах меня и вас Великим Кораном. И да принесет мне и вам пользу от аятов и мудрого поминания.. Я сказал своё слово. Прошу прощения Аллаха за себя, за вас и за всех мусульман от всех грехов. Просите же прощения у Него, поистине, Он – Прощающий и Милосердный!
Вторая проповедь.
Хвала Аллаху за Его блага, благодарность Ему за Его сопутствие и милости. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, нет у Него сотоварищей, возвеличивая Его. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах, его семью и сподвижников, и приветствует его многочисленным приветствием!
О мусульмане! Жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха) жили с ним в скромных домах, комнаты которых были построены из необожжённого кирпича и пальмовых ветвей. Однако эти дома были переполнены верой и богобоязненностью. Его жёны проявляли терпение вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) во времена бедности и голода. В течение целого месяца, а то и двух в их доме не разжигался огонь. Были дни, когда у них дома был только один финик. Кроме того, были времена, когда не было и еды, а только вода. Всё это – довольство малым в жизни, терпение на пути достижения обещания Аллаха. «Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее». (Сура, «Ад-Духа», 4).
Их вознаграждение будет удвоено, как сказано в Коране: «А ту из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет поступать праведно, Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приготовили для нее щедрый удел». (Сура, «Аль-Ахзаб», 31).
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился, возраст пяти из его жён был между сорока и шестьюдесятью годами. Тем самым, он взял под свою опеку вдов и поручился оказывать попечение за их детьми-сиротами. Он женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах), когда ей было сорок лет, и у неё было трое детей от другого мужа. Будучи с ней, он больше ни на ком не женился.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился на Зайнаб бинт Хузейма (да будет доволен ею Аллах), которая была вдовой, достигшей шестидесяти лет.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женился на другой вдове, Умм Саляме, у которой было шестеро детей.
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился на Сауде, которая также была вдовой, ей было пятьдесят пять лет.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женился как на родственницах (из числа дочерей дядей и тёток со стороны отца), так и на женщинах, не имеющих к нему никакого родства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был для них милосердным, благочестивым и великодушным мужем. Имел с ними прекрасные супружеские отношения, всегда был жизнерадостным, вежливым с ними. Поэтому, кто желает счастья, пусть подражает лучшему человеку, и пусть мусульманка следует за праведницами, женами пророка (мир ему и благословение Аллаха). Женщина сможет добиться успеха только тогда, когда последует за похвальными поступками матерей правоверных в скромности, праведности, богобоязненности и добродетели к мужу и детям.
После этого знайте, что Аллах повелел вам благословлять и возносить мир Его пророку, сказав об этом в Ясном Откровении: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром». (Сура «Аль-Ахзаб», 56).
О Аллах! Благослови и приветствуй нашего пророка. О Аллах! Будь доволен его праведными халифами, которые повелевали истину и были справедливы: Абу Бакром, Умаром, Усманом, Али и всеми остальными сподвижниками!
Перевод редакция сайта “Почему Ислам?”
- [1] «Сахих Аль-Бухари», книга «Толкования Корана », (4954), хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), а также приводится у Муслима в книге «О вере», (160).
- [2] «Усд аль-Гоба», (1/1337).
- [3] «Муснад Ахмад», (6/117), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах). Также привёл Ат-Табарани в сборнике хадисов: «Аль-Кабир», (23/13). Аль-Хайсами назвал хадис хорошим в книге «Аль-Маджма’», (9/224).
- [4] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3821), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2432), в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
- [5] Смотри в «Аль-бидайя уа ан-нихайя», (3/127).
- [6] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3821), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2432), в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
- [7] «Зад аль-ма’ад», (1/102).
- [8] «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2435), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах).
- [9] Привёл Ат-Табарани в «Аль-кабир», (23/13), Аль-Хайсами назвал хадис хорошим в «Аль-Маджма’», (9/224).
- [10] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3818), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах).
- [11] Привёл Аль-Бухари похожую версию хадиса в книге «О достоинствах», (3821), также Муслим в книге «О достоинствах сподвижников», (2437) в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Халя бинт Хувайлид, сестра Хадиджи, попросила разрешения войти к посланнику Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вспомнил, как Хадиджа просила разрешения войти, и поэтому заволновался, (от радости) сказав: «О Аллах! Это Халя»».
- [12] Привёл ибн Мардауейх по цепочке передатчиков от Шу’ба, от Му’авийя ибн Курра от его отца, вознося слова к пророку (мир ему и благословение Аллаха), как это приводится в «Тафсире Ибн Касира», (1/363).
- [13] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3815), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2430), в хадисе от Али (да будет доволен им Аллах).
- [14] «Муснад Ахмада», (1/293, 316, 322), со словИбн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах). Также этот хадис привели Абд ибн Хумейд (597), Ан-Насаи в книге «Аль-Кубра», (5/93, 94), Абу Йя’ля в книге «Аль-Муснад» (2722), Ат-Табарани в «Аль-Кабир», (11/336, 22/407, 23/7). Ибн Хиббан и Аль-Хаким назвали хадис достоверным (7010), , (3836, 4160, 4754, 4852). Ан-Навави же в «Тахзиб аль-асма», (2/341), назвал этот хадис хорошим, а Аль-Хайсами в книге «Аль-маджма’» сказал: «Передатчики этого хадиса соответствуют критериям доверенных передатчиков». Этот хадис приводится также в «Сахих аль-джами’, (1135).
- [15] «Сияр а’лям ан-нубаля», (2/110).
- [16] «Аль-бидайя уа ан-нихайя», (3/129).
- [17] «Сияр а’лям ан-нубаля», (2/140).
- [18] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3769, 3770), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2431, 2446), со слов Абу Мусы Аль-Аш’ари и Анаса ибн Малика (да будет доволен ими Аллах).
- [19] «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3662), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2384).
- [20] Привёл Аль-Бухари в «О свидетельствах», (2661), и Муслим в «О покаянии», (2770), в истории о клевете.
- [21] «Аль-Джами’ ли ахкам аль Куран», (14/179, 180).
- [22] Привёл Аль-Бухари в главе «О свидетельствах», (2661), и Муслим в главе «О покаянии», (2770), в истории о клевете.
- [23] Но известно в обоих Сахихах Бухари и Муслима, а также в других сборников, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала эти слова в отношении Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), как об этом приводится в истории о клевете, которую привёл аль-Бухари в главе «О свидетельствах», (2661), и Муслим в главе «О покаянии», (2770).
- [24] Привёл Ибн Исхак, как это упоминается в «Ас-сира ан-набауийя», (2/315).
- [25] «Сахих Муслим», книга «О похоронах», (918).
- [26] «Сахих Муслим», книга «О достоинстве сподвижников», (2442).
- [27] Привёл Ахмад, (6/277), Абу Дауд в главе «Об освобождение от рабства», (3931) и Аль-Хаким (6781). Ибн Аль-Джаруд (705) и Ибн Хиббан (4054, 4055) назвали хадис достоверным, а шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих сунан Абу Дауд», (3327).
- [28] «Сахих Муслим», книга «О поминании Аллаха», (2726) с таким смыслом.
- [29] Хадис передал Ат-Тирмизи в сборнике «Ас-Сунан», книга «Достоинств», (3894), от Анаса (да будет доволен им Аллах). Также его передал Ма’мар в книге «Джами’» (11/430), Абд ибн Хумейд (1248), Ахмад (3/135), Ан-Насаи в книге «Аль-Кубра», (5/291), Абу Йя’ля, (3437), и Абу Ну’ейм, (2/55). Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис достоверный, малоизвестный по этой цепочке». Ибн Хиббан, (7211) назвал хадис достоверным. Этот хадис также приведён в «Сахих сунан Ат-Тирмизи», (3055).
- [30] Привёл Ибн Са’ад в книге «Ат-табакат», (8/138), Аль-Харис ибн Абу Усама, (455) и Абу Ну’ейм, (4/97). Аль-Хаким назвал хадис достоверным (6799), а также Ибн Хаджар в книге «Аль-исоба», (8/128) версию Ибн Саада счел достоверным.