Реликвии Пророка, мир ему и благословение Аллаха?
Вопрос #91969: Как нам относиться к реликвиям, которые приписывают Пророку, мир ему и благословение?
Как мы должны относиться к реликвиям, которые якобы принадлежали Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Нет никаких доказательств, позволяющих утверждать наверняка, что сохранилось что-либо из реликвий Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Были утверждения о том, что во многих странах сохранились обувь, волосы, одежда и драгоценные камни, принадлежавшие Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и каждая сторона уверяла, что только вещи, находящиеся в их стране, являются подлинными.
Как в прошлом, так и в настоящее время была доказана лживость многих утверждений о принадлежности тех или иных вещей к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Подобными заявлениями они делают себе деньги.
Ибн Тулун в своей книге «Муфаккаха ал-Хуллан фи Хавадис аз-Заман» упомянул события 919 года, когда после утверждения о том, что один из них обладает кубком, а другой посохом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выяснилось, что они не были пророческими вещами. Это были вещи, принадлежавшие Лейсу ибн Са’ду.
Некоторые халифы и великие сподвижники хранили реликвии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но многие из них были утеряны во время войн и смут, которые выпали на долю исламских стран.
Например, во время своего нападения на Багдад (в 656 году по хиджре) татары сожгли плащ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А когда Тамерлан напал на Дамаск (в 803 году по хиджре) исчезла обувь, которая якобы принадлежала Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Поэтому имамы сомневаются в подлинности вещей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые сохранились до наших дней, а некоторые из них уверены, что это не его вещи.
1. Ибн Касир , да смилостивится над ним Аллах, говоря об одеждах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Я говорю: неизвестно что случилось с тремя этими одеждами потом». «Ал-Бидайа ван-Нихайа» (6/10) и «ас-Сира ан-Набавийа» (4/713).
2. Ас-Суйуты – да смилостивится над ним Аллах – сказал:
«Этот плащ хранился у халифов. Он переходил от одного халифа к другому, и они накидывали его на свои плечи. Этот плащ находился на Муктадире, когда его убили, и был забрызган кровью. Я думаю, что он пропал во время нашествия татар… Воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение!». «Тарих ал-Хулафа» (стр. 14)
3. Ученый Ахмад Тимур Паша после того, как назвал реликвии, принадлежавшие Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и хранящиеся в Константинополе (Стамбул) говорит:
«Вероятно некоторые из этих предметов подлинные, но мы не видели ни одного из авторитетных ученых, который утверждал бы о подлинности или недостоверности этих вещей, и только Всевышний Аллах знает о них. Но мы не можем скрывать сомнения насчёт некоторых из этих вещей». «ал-Асар ан-Набавийа» (стр. 78)
Затем он сказал на странице 82, после того, как привёл рассказы о поисках благословения (табаррук) сподвижниками от волос Посланника, да благословит его Аллах и приветствует:
«Нет доказательств того, что волосы, которые в настоящее время находятся среди людей, подлинные: до них дошла часть волос, что были разделены между сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. Весьма затруднительно сказать какие из них являются подлинными, а какие нет».
Шейх аль-Альбани , да смилостивится над ним Аллах, сказал:
«Необходимо отметить, что мы считаем дозволенным табаррук (поиск благословения) от реликвий, оставшихся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мы не порицаем это, вопреки ошибочным представлениям наших противников. Однако при поиске благословения необходимо придерживаться определённых условий, включая следующие:
Правильная вера, которая принимается у Аллаха. Тому, кто не является мусульманином, искренне исповедующим Ислам, Аллах не даст никакого блага от такого поиска благословения.
Другое условие: ищущий благословение должен использовать для этого подлинные реликвии, которые принадлежали именно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Нам известно, что реликвии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как одежда, волосы и т.д., были утеряны, и нельзя утверждать с уверенностью, что эти вещи сохранились». Ат-Тавассуль (1/145).
5. Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, в статье «Комментарии к замечаниям шейха Мухаммада аль-Маджзуба б. Мустофа» сказал:
«Что касается того, что отделилось от тела Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или вещей, которые находились в контакте с его телом, то от них можно получить благо, если они действительно принадлежали Пророку и сохранились после его смерти. Однако большая часть этих вещей не сохранилась после его смерти. Что касается утверждений некоторых современных шарлатанов о том, что всё ещё существуют его волосы и другие реликвии, то это ложные заявления, для которых нет никаких доказательств.
Эти реликвии не сохранились, т.к. прошло много времени, и очевидно, что они истлели или были утеряны. А у тех, кто утверждает обратное, отсутствуют доказательства”. «Ал-Байан ли Ахтоъ Ба’д аль-Куттаб» (стр. 154)
В главе «Существует ли в настоящее время какая либо реликвия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» доктор Насир б. Абд ар-Рахман аль-Джади’ (книга «Табаррук, его виды и ахкамы», стр. 256-260) говорит о наличии сомнений в том, что реликвии, которые существуют сегодня, действительно принадлежали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он утверждает, что много реликвий посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с течением веков исчезло по причине утери, войн или смут.
А Аллах знает лучше.
Шейх Солих аль-Мунаджид