Серия заметок о науке хадиса. Часть 2: История иснада + задание
«Поистине, Мы ниспослали напоминание, и Мы его охраняем». (15:9)
Многие ученые в тафсире этого аята говорят, что напоминание относится не только к Корану, но и к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Насчет Корана разногласий не возникает, ведь он записывался при жизни Пророка и заучивался наизусть его сподвижниками, но что сохраняет Сунну до наших дней? Сказал Ибн Аббас: «Поистине, это знание – (твоя) религия, поэтому смотри от кого ты берешь свою религию». И это основной вопрос – ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСТОЧНИКА – при получении любых знаний.
Пророк (мир ему) был первым, кто стал возводить слова к их источнику, говоря: «Сказал мне Джибриль», «Сказал Аллах». И это несмотря на то, что все его слова были откровением от Аллаха. «Он (Мухаммад) не говорит по своей прихоти. Это – откровение (от Аллаха), которое внушается (ему)» (53:4)
Однажды Пророк (мир ему) собрал людей в мечети и сказал: «О люди! Рассказал мне Тамим ад-Дари, что люди из его племени были в море..» (Муслим, 2942). Таким образом, Пророк (мир ему) учил своих сподвижников и их последователей точности и честности в передаче хадисов.
Более того, он предостерег будущие поколения от возведения лжи на Пророка: «Кто преднамеренно возводит на меня ложь, пусть займет свое место в Аду». (Сахих аль-Бухари, Муслим)
Сподвижники Пророка следовали тем же путем и сторонились неточности в передаче хадисов. Сообщается от аль-Бара ибн Азиба: «Не все, что мы вам рассказываем, мы слышали от Пророка, что-то мы слышали от него, что-то передали сподвижники, и мы не говорим ложь».
С тех пор мусульмане придерживаются правила передачи хадисов с иснадом, следят за точностью и честностью передатчика. Особенно это стало актуально со времени правления третьего праведного халифа – Османа ибн Аффана (ум. 35 г.х.), когда распространилась фитна и противоречия в землях ислама и появились ложные хадисы, не имеющие отношение к словам Пророка (мир ему).
«Иснад – оружие верующего, если не будет при нем оружия, то чем он будет сражаться», – так сказал великий ученый Ислама, знаток хадисов Суфьян ас-Саури (ум. 161 г.х.)
Поэтому передача хадиса с иснадом занимает столь важное место, которое нельзя недооценивать. Отсутствие или недостоверность иснада ведет к оставлению всего хадиса, ведь хадис – часть религии, а религии нельзя учиться от кого бы то ни было.
Ученые, собравшие и сохранившие для нас хадисы Пророка (мир ему), взяли на себя огромную ответственность перед всей уммой, Пророком и Аллахом. Ведь они будут спрошены за каждое слово, возведенное к Посланнику Аллаха.
В Сахихе аль-Бухари 1602 хадиса с иснадом, не считая повторов. Эти хадисы он выбрал из 100.000 достоверных хадисов, которые он знает по памяти. В его книге собраны хадисы приблизительно от 2000 рассказчиков, выбранных из числа 30.000 честных и точных передатчиков, которых он знает. Сахих аль-Бухари записан в 4 томах, если же из него убрать все иснады, то тексты хадисов поместятся в одной небольшой книге.
А теперь задумаемся, существует ли на свете другая книга подобного размера, текст которой передали 2000 достоверных рассказчиков, известных как автору, так и другим ученым не только по именам, но и все их качества и жизнеописание!?..
********
ЗАДАНИЕ:
Есть очень много различных хадисов, которые мы должны научиться воплощать в свою жизнь, чтобы действительно следовать за нашим Пророком (мир ему) и его праведными последователями. Но я бы хотела обратить ваше внимание на те сунны, которые сделают нас примером для окружающих, мусульман и неверующих.
Передает Абу Хурейра, что Пророк (мир ему) сказал: “Есть три признака лицемеров: если он разговаривает – лжет, если пообещает- нарушит слово, если ему доверят что-то – обманет”. (Хадис сахих)
Давайте вместе следить за своими словами и поступками, ведь если мы показываем перед людьми одно, а скрываем другое, то это может стать причиной серьезной болезни сердца – нифака (лицемерия), а между лицемерием и Джаханнам полшага.
Умм АбдуЛлах для Sestram.com