Такбиры в день праздников
Праздничный такбир – это одно из лучших желательных действий в праздник, потому что Аллах говорит:
ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون
«Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Корова 2:185).
Передается, что аль-Валид ибн Муслим сказал: «Я спросил аль-Ауза’и и Малика ибн Анаса о чтении такбира вслух в дни двух Праздников. Они ответили: «Да, Абдулла ибн Умар говорил его вслух в день аль-Фитр, пока не выходил имам (чтобы начать молитву)».
Передается в достоверном хадисе, что Абдуррахман ас-Сулями сказал: «Они придавали ему больше значения в день аль-Фитр, чем в день аль-Адха». Ваки сказал: «Это про такбир». См. «Ирва аль-Галиль», 3/122.
Ад-Даракутни и другие передали, что утром в Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха Ибн Умар усердно читал такбир, пока не приходил на место молитвы, затем он продолжал читать такбир, пока не выходил имам.
Ибн Аби Шейба передал с достоверным иснадом, что аз-Зухри сказал: «В праздничные дни люди читали такбир по пути от дома до места молитвы, пока не выходил имам. Затем они замолкали, а когда имам говорил такбир, они повторяли его». См. «Ирва аль-Галиль», 2/121.
Чтение такбира по пути от дома до места молитвы и пока не выходил имам, было очень распространено среди ранних поколений мусульман. Это передавали некоторые ученые, такие как, Ибн Аби Шейба, Абдурраззак и аль-Фирайби в «Ахкам аль-Идайн» от группы саляфов. Например, Нафиль ибн Джубайр обычно читал такбир и был удивлен тому, что люди не делают того же самого. Он спрашивал их: «Почему Вы не читаете такбир?».
Ибн Шихаб аз-Зухри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Обычно люди читали такбир, когда выходили из дома, и продолжали делать это, пока не выходил имам».
Время чтения такбира начинается с ночи перед Ид аль-Фитр и длится до момента, когда имам выходит вести молитву.
Время чтения такбира по случаю Ид аль-Адха начинается с первого дня месяца Зуль-Хаджжа и длится до заката последнего дня ташрик.
Описание такбира:
В «Мусаннафе» Ибн Аби Шейбы передается с достоверным иснадом, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) читал такбир в дни ташрик следующим образом:
الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد
«Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа ли Лляхи-ль-хамд» /Аллах велик, Аллах велик, нет бога, достойного поклонения, кроме Него. Аллах велик, Аллах велик и хвала Аллаху/.
Ибн Аби Шейба также передавал версию, где слова «Аллаху акбар» повторяются три раза.
Аль-Махамили также передал с достоверным иснадом от Ибн Мас’уда такой такбир:
«Аллаху акбару кабира, Аллаху акбару кабира, Аллаху акбар уа аджаллю, Аллаху акбар уа ли Лляхи-ль-хамд»
/Аллах – самый Великий, Аллах – самый Великий, Аллах Велик и Всемогущ, Аллах Велик и хвала Аллаху/. См. «Аль-Ирва», 3/126.