Участие женщины в праздничных молитвах
Ислам оказал женщине большую честь, поручив ей, как и мужчине, в полной мере проявлять поклонение своему Господу, участвовать в совместном богослужении, соблюдать все религиозные обряды и предписания.
Он вызвал в ней большой интерес к тому, чтобы она присутствовала в местах, где собираются верующие в праздник разговения и в праздник жертвоприношения, и тем самым активно участвовала в делах благочестия и празднестве всех мусульман.
Подтверждение этому мы находим во многих хадисах, приведенных в сборниках аль-Бухари и Муслима. Вот пример одного из них.
В нем говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел, чтобы все женщины участвовали в этих празднованиях. Речь идет о достигших совершеннолетия и близких к этому, девственницам, девушкам, которых не выпускают из дома, даже о тех, кто имела в это время регулы (правда, последние не участвовали в совершении молитвы). Повелевалось всем приходить на эти праздники, молиться, видеть проявление добра, участвовать в общем для всех мусульман деле.
Его стремление к обеспечению присутствия всех женщин на молитве этих двух праздников было настолько велико, что он повелел тем, у кого не одно верхнее покрывало, дать таковое сестре, не имеющей оного.
Он всячески побуждал всех женщин участвовать в совершении молитвы двух праздников, выражать сочувствие и сострадание, проявлять соучастие и совместное действие в сотворении милосердия и благочестия.
Умм Атыйя сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам, достигшим совершеннолетия, и девушкам, которых не выпускали из дома, участвовать вместе с другими в празднике разговения и в празднике жертвоприношения. А тем, у кого в это время были месячные, повелел не присутствовать в местах моления».
Она же передает: «Нам, женщинам, в том числе и девушкам, которых не выпускали из дома, и девственницам было повелено выходить на люди во время этих двух праздников. Те, у которых в это время были месячные, тоже выходили. Но им нужно было находиться сзади во время молитвы.»
Она же рассказывает: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам, женщинам, участвовать в совершении совместной молитвы в праздники разговения и жертвоприношения. Это относится к достигшим совершеннолетия и близких к этому возрасту, и девушкам, которым не разрешалось выходить из дома, и имевшим в это время месячные. Последние освобождались от молитвы. Они просто присутствовали при этом. Я сказала: «О посланник Аллаха! У одной из нас нет верхнего покрывала». Он ответил: «Пусть возьмет у сестры».
В книге Аль-Бухари «Ас-Сахих» приводится такой хадис: «Нам рассказал Ибн Сальлям: «Нам сообщил Абд аль-Ваххаб со ссылкой на Айюба, которому, в свою очередь, рассказала Хафса бинт Сирайн следующее:
«Мы запрещали девушкам, достигшим совершеннолетия и близким к этому возрасту, выходить из дому в дни двух праздников – разговения и жертвоприношения.
Однажды прибыла женщина, остановилась у Бени Халяф и стала говорить о своей сестре. Муж сестры двенадцать раз был вместе с пророком, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в военных походах. Сестра была с ним в шести походах. Она сказала: «Мы лечили раненых и ухаживали за больными».
Сестра спрашивает пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Ведь у одной из нас нет верхнего покрывала, надо ли расстраиваться, что не сможет выйти из дома».
Ответ был такой: «Пусть подруга даст ей одно из своих верхних покрывал, чтобы она смогла присутствовать, в празднестве всех мусульман».
Хафса сказала: «Когда пришла Умм Атыййа, я дала ей верхнее покрывало и спросила: «Слышала ли ты пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать?» Та ответила: «Клянусь своим отцом, слышала, как он говорил: «Пусть выходят из дома девушки, достигшие совершеннолетия, и те, которым запрещено выходить из дома, или даже и те, у которых в это время месячные, чтобы смогли присутствовать при совершении доброго дела и проявлении благочестия мусульманами. Причем последние освобождаются от участия в молитве».
Хафса переспросила: «Тем, у которых в это время месячные, тоже можно выходить?» Та ответила: «Да. А разве такие женщины не присутствуют при стоянии у горы Арафат и в других культовых действиях?»
В этом же источнике приводится другой рассказ Умм Атыййа. Она рассказала: «Нам было велено выходить из дома в день праздника, даже девственницам, даже тем, у которых в это время были месячные (только им надо было находиться позади мужчин), чтобы они вместе со всеми прославляли Всевышнего, взывали к Нему, просили Его о благословении, милости и очищении.
Эти хадисы убедительно свидетельствуют о том большом значении, которое придавал благородный посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, духовному и эмоциональному просвещению и наставлению мусульманской женщины.
Поэтому он повелел разрешить выходить из дома всем женщинам, даже тем, у которых в это время были месячные. Последние при этом освобождались от молитвы.
Он призывал всех женщин активно участвовать в этих двух праздниках и, тем самым, вместе со всеми славить Всевышнего, взывать к Нему, жить общими заботами и вопросами мусульманской общины, о которых говорилось с минбара после праздничной молитвы.
Пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, хорошо знал, как надо просвещать, наставлять и активно вовлекать женщин в дело строительства мусульманского общества. И он придавал этому большое значение. В своих проповедях он уделял много времени данному вопросу. Он направлялся к месту, где было много женщин, и обратился к ним, увещевая и наставляя их. Эта была проповедь Имама с большой буквы.
Об этом мы узнаем из хадиса, который передали два шейха аль-Бухари и Муслим со слов ибн Джурайджа. Он сказал: «Мне сообщил Ата со ссылкой на Джабера ибн Абдалла. Я слышал, как он рассказывал:
«Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, встал в день праздника разговения и помолился. Молитва предшествовала проповеди. Затем обратился к присутствующим с проповедью. После того как закончил ее, спустился, приблизился к женщинам и высказал им увещевание и поучение. При этом он опирался на руку Биляля, который стоял тут же, разостлав перед этим свой плащ. Женщины стали складывать на этот плащ садаку.
Я спросил Ата: «Это закят в день разговения?» Он ответил: «Нет. Просто женщины оказывали милость для тех, кто находится в бедственном положении».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, как видно из этого хадиса, просвещал женщин и наставлял их на правильный путь. И женщины щедро жертвовали добровольную милостыню.
Об этом есть и другой хадис. Его рассказали те же два шейха, но со ссылкой на Ибн Тауса, который, в свою очередь, ссылался на Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Последний клятвенно подтвердил, что это действительно имело место, и женщины подтвердили эту клятву.
Ибн Аббас сказал: «Я участвовал в молитве праздника разговения вместе с пророком, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, Абу Бакром, Омаром и Османом. Все они помолились до проповеди. Затем пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, выступил с проповедью и спустился, и я оказался совсем близко от него, среди мужчин, которые стояли перед ним.
Он прошел через них и приблизился к женщинам в сопровождении Биляля и сказал: «О пророк, когда придут к тебе правоверные женщины, поклянутся, что они не придают Аллаху никаких сотоварищей».
Когда текст айата закончился, он спросил: «Вы согласны с этим?» Одна женщина ответила: «Да, о пророк Аллаха». Он говорит: «Тогда пожертвуйте милостыню». Тут же Биляль расстелил свой плащ и сказал: «Спешите пожертвовать…» И женщины стали кидать кольца и перстни на плащ Биляля…
Несомненно, такое увещевание и наставление со стороны посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, оказывали на женщин огромное воздействие. Оно проявлялось во всем – готовность оказать благодеяние, творить добровольную милостыню, подтверждение твердости в вере и тщательного и строго выполнения требований культовой практики и вообще всей совокупности религиозных обязанностей.
Это давало также дополнительный толчок для проявления большей активности на поприще совершения добрых дел. Большую роль здесь сыграл призыв к участию в совместных молитвах по случаю этих двух праздников.
Мы видим, какое большое значение имеет совместная молитва в жизни мусульманского общества, как для отдельного индивидуума, так и для группы людей.
Ислам не предписывал женщинам обязательно участвовать в совместных молитвах в мечети. Но считал желательным, что если женщины собирались в каком-нибудь месте, то им нужно вместе помолиться. Любая из присутствующих женщин может руководить молитвой. При этом азан (призыв к молитве) не произносится и не обязательно выстраиваться в ряд. Это начала практиковать духовная мать мусульман Умм Саляма, когда руководила молитвой женщин.
Из книги “Личность мусульманки”, подготовлено Sestram.com