Учеба в марказе: 2,5 года спустя
4 мая 2016 года я закончила основную программу в марказе арабского языка “Ахават” в городе Александрия, Египет. На окончание марказа мне потребовалось 2,5 года, хотя программа из 13 мустав (уровней) рассчитана чуть более чем на год (1 мустава – 1 месяц, потом экзамен, пару дней перерыв и начинается новая мустава). О системе обучения я подробно писала в одном из первых постов, посвященных марказу.
Она в принципе одинакова для всех мустав с начала и до конца. Конечно ближе к концу новых, незнакомых слов становится все меньше, так как словарный запас становится уже приличным, но грамматика – сложнее, а тексты в учебнике все интереснее и интереснее – истории Пророков, биографии ученых и т.п.
Параллельно с основной программой в марказе всегда идут разные дополнительные предметы. Так я посещала также заучивание Корана, таджвид, уроки по углубленной грамматике по книге Татбик ан-Нахв, а недавно, после окончания мустав, у нас началось арабское красноречие (баляга) по книге аль-Баляга аль-Водыха и вот вот должен начаться углубленный сарф по книге Татбик ас-Сарф. Так что окончание основной программы в марказе – это, по сути, только начало. Теперь-то и начинается все самое интересное!)
И вообще если поразмышлять над местом арабского языка в шариатском знании, то понимаешь, что его освоение на приличном уровне – это далеко не конец. Это только начало. Да, ты уже не топчешься у входа на путь требования знаний, но ты и не особо далеко по нему ушел. По мне так ты только сделал первый шаг – взял арабский язык на нормальном уровне. И я постоянно осознанно делаю эту оговорку: не “выучил арабский”, а “выучил на приличном уровне”. Потому что изучать арабский язык можно всю жизнь. Это бездонный океан. Но это не самоцель. Арабский – лишь инструмент, освоив который ты можешь, наконец-то, переходить к настоящему требованию знаний.
Когда мы начинаем изучать арабский язык мы подобны младенцам, учащимся ползать, а затем ходить. Кто-то застревает на этапе ползания и так никогда и не сможет познать всю красоту окружающего мира, скрывающегося от него за порогом дома. А кто-то с трудом и усердием преодолевает этот этап и постепенно встает на ноги. Сначала он неуклюж, медлителен, не уверен в себе, но это лишь дело времени и практики, и вот он уже осмеливается бегать по дому. Теперь перед тобой встает самая главная задача на пути требования знаний – открыть дверь и перешагнуть за порог…
Не ограничивайся тем, что ты овладел арабским языком. Ныряй в океан знаний, который разлит прямо за порогом твоего дома. Ведь тебе нужно лишь пересилить тебя и шагнуть в него, как его теплые волны накроют тебя с головой и унесут на встречу тому, к чему ты так долго и упорно шел.
Наша учительница не раз повторяла нам – арабский не самоцель. Это инструмент. И она давала только одну насыха нам по окончании марказа: читайте! Пусть у вас дома постоянно будут книги, которые вы будете читать. Ведь вы именно для этого учили язык – чтобы с его помощью постигать шариат.
О чтении книг на арабском можно писать много и долго, это совершенно особый мир, к которому сперва боишься подступиться и неуверенно топчешься у входа, уткнувшись в словарь. Но стоит в него войти, как… Но я хотела написать не об этом.
Многие начинают изучать арабский язык. Многие записываются на курсы в скайпе, многие приходят на нулевую муставу в марказе, многие начинают заниматься с частным преподавателем, но как мало тех, кто доходит до конца. (хотя как я уже сказала – никакой это и не конец…) Что нужно, чтобы дойти до конца? На мой взгляд, нужно 3 вещи.
1. Нужно понять, для чего тебе знание. Об этом сказано и написано очень много, и я не знаю, можно ли еще хоть как-то затронуть сердце, которое не желает требовать знания?..
Знание – это все. Это наша дунья и ахира. Это наш таухид, наша акыда, наше поклонение, наши отношения в браке, наше воспитание детей, наши взаимодействия с окружающими… Каждый аспект нашей жизни нуждается в знании. И оно залог нашего успеха в ахира. Его не возможно не желать. В нем не возможно не нуждаться. Его не возможно не любить.
2. После того, как ты понял важность знания в твоей жизни, действительно возжелал его и полюбил его, необходимо вознамериться встать на путь требования знаний и постоянно идти по нему, не останавливаясь.مع المحبرة إلى المقبرة – “С чернильницей до могилы”, как говорил имам Ахмад. Это очень важно. Именно на этом этапе многие сходят с пути. Останавливаться нельзя, потому что придется заново собирать силы и начинать с начала.
В любое время, в любом месте всегда есть время и возможность для учебы. Так облегчает Аллах. Поэтому не жди того самого, идеального времени, когда ты будешь учиться. Идеальное время СЕЙЧАС. Учиться нужно прямо сейчас, пока ты жив. Потому что завтра тебя может уже не быть. Тот, кто действительно желает требовать знания, будет учиться всегда и везде, в каком бы положении он не оказался. Это факт.
3. И последнее – как учиться? Ведь пути к знанию различны, и есть из них более и менее эффективные. И есть то, что может быть подходит кому-то, но не подходит тебе. Нужно искать свой путь и пробовать новое.
Чтобы добиться успеха в какой-то области нет ничего проще, чем посмотреть на тех, кто уже его добился и сделать так же, как они. Поэтому читай жизнеописания ученых этой уммы. Читай о жизни праведных мусульманок. Спрашивай тех, кто преуспел вокруг тебя, как им это удалось. И применяй то, что ты узнал, в своей жизни. Что подойдет – оставляй и придерживайся этого. Что не подойдет – отбрасывай и продолжай пробовать новое.
На одной из лекций наша учительница произнесла такие слова, которые в наше время редко можно услышать. Она сказала, что она преподает нам арабский язык из-за ее глубокого убеждения в том, что вернув мусульманам язык Корана можно возродить эту Умму. И это понятно даже кафирам – именно поэтому первым делом при захвате исламской страны они запрещают арабский язык. А если забрать у мусульман арабский, то считай, забрали и Коран, и он превращается в просто книгу, пыляющуюся на полке. И это то, что мы видим сейчас. Люди не знают Корана, и не знают Ислама, не живут по нему.
И она также сказала, что убеждена, что для нас, женщин, изучать арабский язык не менее важно, а может – и более важно, чем для мужчин. Потому что мужчина зачастую образовывает себя и на этом ограничивается. А женщины и дети остаются предоставленными сами себе. И мы часто думаем, что для мужа важно учиться, да. А для нас – так, по желанию. Но именно женщина воспитывает новое поколение, и именно от нее зависит, на чем оно вырастет и какой будет будущая Умма и, следовательно, каким будет будущее Ислама.
Поэтому, сестры, хватит пребывать в беспечности, купаться в наслаждениях и удовольствиях этой дунья и отдыхать. Пришло время очнуться, встать и начать трудиться, претерпевать трудности и добиваться своей цели.
И в конце хочу сказать, что я абсолютно не горжусь тем, что я закончила марказ, потому что во-первых, это только начало, а во-вторых, у меня на это ушло в общем около 6 лет… Именно столько я уже жила в Египте на момент его окончания. Поэтому я надеюсь, что мои заметки и статьи помогут вам, сестры, не топтаться на месте подобно мне, а двигаться вперед решительными шагами и возрождать нашу Умму, чтобы она наконец-то встала с колен и показала всему миру, что такое настоящий Ислам.
Sestram.com