Борьба с показухой
Вопрос 6578: «Всегда когда бы я ни сделал нечто хорошее, я пекусь о том, чтобы люди не смогли превзойти меня в этом, другими словам я совершаю это напоказ, хоть и знаю, что это не дозволено в Исламе! Как мне избавиться от показухи и подобных чувств?!»
Ответ: «Любой, кто желает избавиться от показухи, должен следовать следующим методам лечения своей души от этого недуга:
1. Раб должен вызывать в себе чувство постоянного контроля Всевышнего Аллаха над его деяниями.
Эта степень именуется ихсаном, о которой упомянул пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в известном хадисе Джибриля, сказав: «…Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто видишь Его, но хоть ты и не можешь Его увидеть, ты знаешь что Он видит тебя!» См. «Сахих Муслим»/97.
Если человек сможет прочувствовать в полной мере контроль и осведомленность Аллаха обо всех его делах, то мнение людей потеряют в его глазах какую либо ценность. И это непременно вызовет в нем возвеличивание и страх лишь пред Аллахом.
2. Обращение за помощью к Всевышнему Аллаху в избавлении от показухи.
Аллах в Своем писании повествует о верующих, которые говорят: «Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь к Тебе взываем с мольбой о помощи». («Аль-Фатиха», 5)
Это еще один из действенных способов в борьбе с показухой – мольба к Всевышнему Аллаху. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Бойтесь этого ширка, ибо он менее заметен, чем шорох муравья». И тогда кто-то сказал: «Как же мы сможем уберечься от него, если он настолько скрыт, о посланник Аллаха?!» На что он ответил: «Говорите: «Аллаахумма инна-а на’у-узу бикя мин ан нушрика бикя шай-ан на’лямху, уа настагъфирука лима-а ля на’лям!»
«О Аллах поистине мы прибегаем к тебе за помощью от того, чтобы приравнять к Тебе что-либо, зная об этом, и просим у Тебя прощения о том, что мы совершили это, не зная!»» См. «Муснад Имам Ахмад» 4/403. Шейх Аль-альбани, рахимахуЛлах подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’ «/3731.
3. Знание о том какие скверные последствия ожидают совершающего свои дела на показ в будущей жизни.
Поскольку неведение этого приводит к впадению в этот грех и продолжительному пребыванию в нем. Знайте же, что показуха сводит на нет деяния человека, превращая их в тщету, а также вызывает гнев Всевышнего! Какой разумный человек будет утомлять себя совершением дел, за которые он не получит награды, не говоря уже о том, что он будет совершать это, чтобы навлечь на себя гнев Аллаха?!
Одним из величайших хадисов о наказании в будущей жизни людей, выставляющих свои деяния напоказ служит следующий. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам: «Когда наступит Судный день Всевышний Аллах спустится к Своим рабам чтобы произвести суд над ними, и в это время все общины будут стоять на коленях. Первыми кто будет призван к ответу в этот день будут человек выучивший Коран наизусть, человек сражавшийся на пути Аллаха, и владелец большого имущества. Аллах скажет чтецу Корана: «Разве я не научил тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?!» Он ответит: «Конечно обучил». Тогда он спросит его: «Что же ты делал в соответствии с тем, чему был обучен?» Он ответит: «Я только и делал, что выстаивал молитвы читая его днем и ночью». Тогда Аллах скажет: «Ты солгал». И ангелы повторят: «Ты солгал». Аллах скажет: «Поистине желал ты лишь того, чтобы люди говорили: «он чтец» и они говорили это. Затем приведут богача и Аллах спросит его: «Разве я не продолжал умножать твое имущество до тех пор, пока ты не перестал нуждаться в ком-либо?! Он ответит: «Да, о Господи!» Тогда Он спросит: «»Что же ты делал с тем, что Я даровал тебе?» Он скажет: «Я поддерживал родственные связи и давал садакъа». Тогда Аллах скажет: «Ты солгал». И ангелы повторят: «Ты солгал». Аллах скажет: «Поистине желал ты лишь того, чтобы люди говорили «он щедрый человек», и они говорили это. Затем приведут павшего на пути Аллаха и Он спросит его: «За что ты был убит?» Он ответит: «Мне было велено совершать джихад на Твоем пути и я сражался пока меня не убили!» Тогда Аллах скажет: «Ты солгал». И ангелы повторят: «Ты солгал». Аллах скажет: «Поистине желал ты лишь того, чтобы люди говорили «он бесстрашный», и они говорили это. И тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил себя по ляшкам и сказал: «О Абу Хурайра, именно эти тремя созданиями Аллаха впервые будет разожжен Ад в Судны День!» См. «Сунан ат-Тирмизи»/2382. Сам Имам Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Ибн Хиббан в своем «Сахихе»/408 ибн Хузейма в своем /2482 назвали его достоверным.
4. Знание о том, какое наказание ожидает человека за показуху уже в этом мире.
Наряду с наказанием за показуху в загробной жизни, существует и наказание за нее уже в этом мире. Оно заключается в том, что в конечном итоге Аллах обличит такого человека и для людей станет очевидным, каковы были его истинные намерения. Таково одно из толкований слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот кто желает славы желая быть на слуху, Аллах сделает так чтобы о нем услышали, и тот кто желает показать себя, Аллах покажет его!» См. «Сахих аль-Бухъари»/6134, «Сахих Муслим»/2986.
Ибн Хаджар писал: «Аль-Хъаттаби считал, что смысл этого заключается в том, что тому, кто совершал свои деяния неискренне, желая лишь того чтобы люди обратили на него внимание и о нем распространилась молва, будет воздано тем, что Аллах обличит его и всем станет известно то, что он скрывал».
И также некоторые говорили, что если человек хотел своими деяниями заслужить высокого положения среди людей, а не Лика Аллаха, Аллах сделает так, что эти люди, от которых он хотел добиться своих целей, станут отзываться о нем дурно и в будущей жизни он не получит никакого вознаграждения». См. «Фатх аль-Бари» 11/336.
5. Сокрытие от всех своего поклонения.
Если человек будет сторониться скопления людей совершая свое поклонение, то он будет обезопашен от показухи, того же кто захочет совершать это при людно, шайтан будет всячески стремиться заставить его выставить свое поклонение напоказ, чтобы люди начали хвалить его.
Следует отметить, что поклонение, которое необходимо скрывать не относится к тем обрядам которые необходимо или же желательно совершать публично, как, например, Азан или групповой джамаат-намаз, ибо это невозможно и более того не является нужным скрывать. Это относится лишь к таким видам поклонения, как садакъа, выстаивание ночных молитв и т.п.
Молим Аллаха о том, чтобы Он даровал нам искренность (ихълас) в наших словах и поступках, и простил нам те наши деяния, в которые закралась показуха и желание славы. И да благословит Он нашего пророка Мухаммада!
Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Аминь!