Нужно ли женщине давать азан?
Вопрос: Ассаляму алейкум!
У меня вопрос на счет азана, есть люди, нам известные, которые говорят, что женщины могут и должны звать азан, опираются на хадис где Аиша р.а. звала азан среди женщин, более точной информации нет. У меня сомнения, есть ли такой хадис, может она призывала женщин, как бы созывала, но не именно звать азан? Может не правильно его трактуют, и вообще какой смысл женщине звать азан? Ведь там голос должен быть как ни как громким, а если звать тихо – то какой смысл вообще? Вот такие раздумья у нас, да и еще фитна среди мусульман, если знаете такую ситуацию – пожалуйста объясните.
Ответ:
Алейкум ассалям уа рахмату Ллах!
Пришло в «Мугни аль-Мухтадж»:
Говорит имам Науауи в Минхадж ат-Талибин: «Желательно делать женщинам икомат».
Шарх Хатыба аш-Ширбини: «То, что одна из них сделает его».
Имам Науауи: «Но не азан (т.е.в его обычной форме, с повышением голоса) в более достоверном мнении (в Шафиитском мазхабе)».
Шарх: «Т.к. в давании азана женщиной боязнь повышения голоса, и этим происходит фитна (искушение). А от икомата встают присутствующие, и в нем нет повышения голоса как в азане.
Во втором мнении: Желательно давать одной из женщин как азан, так же и икамат.
В третьем мнении: Не делается ни азан ни икамат…
И если в первом мнении: (где говорится, что не даётся азан) если даст кто-то из них про себя, не будет макрухом т.к. это зикр Аллаху, или будет слышно, чтобы слышали только те женщины которые рядом».
См. Мугни аль-Мухтадж 1\210
И из выше приведённого становится понятным то, что можно дать азан женщине, с условием, чтобы ее голос слышали лишь те женщины, с которыми она совершает намаз.
А чтобы по этому поводу устраивать фитны, то это совсем не правильно, так как в желательности азана для женщин есть разногласие, а не то, что бы это было ваджибом.
1) На счёт предания от Аишы, то шейх Албани говорит, что цепочка его неплохая, или хорошая.
2) И так же приходит от Аишы, что она сказала: «Мы читали намаз без икамата». И как сказал шейх Албани – хадис хороший.
И шейх передал слова имама аль-Байхакы:
«И если это достоверно (т.е. где говорится «читали намаз без икамата») вместе с первым, то нет противоречия в них из разрешения иногда делать, и в оставлении в другой раз, с разъяснением, того что делать можно.»
Сильсиля даифа №879
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru