Мой путь в изучении арабского языка. Часть 2

        6 января 2016

изучение арабс

Ассаляму алейкум ва рахмату Ллахи ва баракятух. Сегодня, иншаЛЛах, попробую завершить свой рассказ о моем опыте изучения арабского языка.

Итак, вернемся в Дамаск. Как я уже написала, мне удалось поступить на третий курс Таахили, где я впервые познакомилась не только с нахву но и шариатскими науками.

С изучением арабского, в общем-то, не было больших проблем после того как я немного разобралась с терминами и понятиями, но требовалась постоянная внимательность, понимание и заучивание. Как уже отмечали сестры, нахву довольно логичная наука, но осознается это обычно после окончания очередной книги, когда правила уже лежат на своих полках в голове.

И3раб же мне напоминал решение увлекательных задач, но для этого у меня не хватало опыта. Поэтому советую сестрам, которым позволяет уровень владения языка, постоянно читать готовый и3раб Корана. Пусть еще далеко не все пройдено, но повтаряющиеся моменты будут откладываться в памяти. Плюс это отличный способ для повторения. Из сирийских книг могу посоветовть и3раб 30 джуза Аймана Шавва (د. أيمن الشوا)

мой опыт в изучении арабского языка3

мой опыт в изучении арабского языка

Другие предметы так же требовали много сил и внимания, особенно для тех, кто не имел о них представление ранее. Наиболее сложной мне казалась “Наука о хадисах”. Не знаю почему, но в моей голове не укладывались все условия принимаемых хадисов (сахих и хасан), не говоря уже о видах слабых хадисов (да3ыф).

Другим камнем преткновения для меня стало постоянное заучивание далилей.. Европейская система обучения полностью построена на “личном мнении” и логике, что, несомненно, полезно, но в определенных рамках. Так, если некий “авторитетный” ученый пришел к некому выводу, и этот вывод соответствует нынешней науке, то никто не будет размышлять “почему” и “как”, но передаст его слова как истину.

В исламском подходе к науке мы доверяем ученым, но тем не менее каждый раз возвращаемся к исходным доказательствам и смотрим цепочку их мыслей, ведь любой человек может ошибиться или найти что-то новое. Поэтому любой предмет, будь то фикх (право), мирас (наука о наследовании) или даже та3бир (разговорный арабский) – везде нужно было учить, учить и еще раз учить, ведь собственное мнение должно быть аргументировано.

мой опыт в изучении арабского языка4

Раз уж я упомянула мирас, то напишу несколько строк об этом предмете. В России я даже не имела представления о его существовании. Отчасти это связано с тем, что вопросы наследования из-за малого количества родственников в нашем обществе возникают крайне редко. И многие полагаются на российское законадательство. Однако, наследование и раздел имущества относится к категории фард, а не сунна, и есть ряд аятов и хадисов, подтверждающих это. Более того, это первое знание, согласно хадису, которое будет потеряно уммой. И лично для меня было неожиданностью, что мусульмане не имеют права наследовать у немусульман и наоборот.

Занятия в Та3хили проходят по принципу лекций. Экзамены проводятся два раза в год, и за месяц до них проверочные по всем предметам, то есть около четырех месяцев студенты живут в состоянии сессии.

Скажу по-правде, это совсем непросто. К тому же оценки по 100-бальной шкале распределены на все этапы.

мой опыт в изучении арабского языка5

Несомненно, время проведенное в институте было наполнено радостью от получения исламских знаний, к которым многие так долго стремились, теплым ощущением настоящего исламского братства и радостью от встречи с любимыми преподавателями (кстати, в Сирии принято называть учителей “аниса” ,а не “устаза”).

В Абу н-Нуре учились братья и сестры со всех континентов, особенно много было турчанок, малазиек и китаянок, и конечно же сестер с Кавказа.

Большая часть незамужних жили в общежитиях при ВУЗе. Но порядки там были строгие (выходить только по разрешению, в пятницу только до асра, а в другие дни в 3 часа быть дома. Во втором общежитии немного легче, но там мест свободных не было).

Другой вариант – снять квартиру с сестрами и жить сообща, что я и выбрала. Во-первых меня не радовал постоянный контроль, ведь я хотела и город посмотреть, и по гостям походить, да и материал нужно было собирать для дипломной работы. А во-вторых, я специально искала жилье, чтобы рядом не было русскоговорящих, но были арабки, чтобы 24 часа общаться на изучаемом языке, в том числе и в быту. Может быть я и упустила возможность провести время с чудесными сестрами из России, но зато мой арабский значительно улучшился. К тому же я потихоньку стала осваивать сирийский диалект.

Другую возможность для изучения языка мы нашли в мечетях.. Практически в каждой мечети в этом районе, а так же в других частях города проходили уроки по Корану, хадисам, тафсиру, арабскому и всему, что душе угодно. Более того, в Сирии как простые преподаватели, так и шейхи, и имамы мечетей готовы уделить свое внимание студентам. Все уроки здесь бесплатные, а преподаватели часто приходят к вам в дом. Награда Всевышнего гораздо ценнее мирских благ.

мой опыт в изучении арабского языка2

Об этом времени в благословенном Шаме можно рассказывать очень долго, но статья посвящена арабскому языку, поэтому ограничусь вышесказанным. Если будут другие пожелания – буду рада принести вам пользу.

Итак, год подходил к концу, я благополучно сдала экзамены, получила бесценные знания, обрела много прекрасных сестер со всего света и узнала, как и чем живут мусульмане. Этот год окончательно изменил мою жизнь, и я благодарна Аллаху за этот дар.

Не буду описывать какое потрясение я пережила, вернувшись в Россию. Контраст был во всем – отношениях, людях, видах из окна… Но, альхамдулиЛЛях, уже тогда я знала, что через год вернусь обратно в Шам, и это давало силы. К тому же началась учеба и я вернулась на факультет, о котором у меня сохранились хорошие воспоминания.

Занятия проходили в прежнем режиме, было много переводов, пресса, специальные тексты. Добавили урок по Корану, включавший сиру, чтение и перевод выборочных сур и аятов, замечания о становлении корановедения.

Видимо, преподаватель не хотел вступать в конфликт со мной (или по каким-то другим причинам), поэтому особых отхождений от исламской коранистики я практически не заметила. Да и в принципе, арабистика в последние десятилетия не преследует цели опорочить арабов или мусульман, а личные взгляды востоковедов остаются их личными взглядами. (Однако, напомню, что книги прошлых столетий, как советские, так и европейские, имели определенную направленность, и содержат ряд ошибок и соответствующих высказываний.)

Закончив обучение на Восточном факультете я вернулась в Дамаск. У меня был широкий выбор (как я думала), куда поступить учиться далее.

В Дамаске исламское образование предлагает ряд ВУЗов и школ. Прежде всего это Дамасский университет, факультет Шари3а, но образование там смешанное и по качеству не отличается от других ВУЗов. Есть так же факультет арабского языка.

Далее идут Абу н-Нур и аль-Фатх, до недавнего времени частные учебные заведения, а ныне объединенные с другим шиитским институтом в Высший Государственный Институт аш-Шам. Качество образования значительно снизилось в обмен на государственный диплом. Часть важных предметов была заменена на общеобразовательные, исключен хифз Корана в полном объеме (остался 1 джуз в год на большинстве отделений) и еще много других изменений.

Поэтому для студентов, желающих получить глубокие знания, единственный выбор – частные уроки. Хотя и здесь не все так просто – несколько лет назад уроки в мечетях для иностранцев запретили (если только незаметно прокрасться), а частные – тоже не всегда безопасно для преподавателя.

Подобные изменения “закона” надо отслеживать регулярно, в связи с “сложной ситуацией”. Поэтому иностранных студентов, особенно сестер, практически не осталось. Икаму (прописку) и раньше было сложно получить (иногда депортировали без объяснения причин), а сейчас дают только тем, кто давно учится, и только до окончания учебы ( и это не на 100%). А въезд, полагаю, окончательно запрещен.

Сама же я учусь (и настоятельно рекомендую тем сестрам, кто здесь когда-нибудь окажется) в Мадрасату ль-хадис н-Нуриййа, распологающейся в западном крыле мечети Омеййадов. Это частная женская школа, не столь давно основанная, для изучения хадисов в первую очередь.

Здесь изучают отдельными курсами Коран (хифз, таджвид, разные книги и программы, в том числе кыраат), Науку о хадисах, Тафсир и коранические науки, Фикх во всех проявлениях, Арабский на разных уровнях (в том числе и Баляга), Сборники Хадисов (6 книг “Усуль Ситта, с комментариями и хифз), и другие уроки. В прошлом году открыли отделение Шари3а (сокращенная вузовская программа).

МашаЛЛах, я не могу описать словами это место, анисат (преподавательниц).. Все, кто преподают, хафизы, знаю сестер-студенток, выучивших помимо Корана сборники хадисов (Бухари, Муслим, Тирмизи…, с иснадами, риваями…), а уж о знаниях преподавательниц хадисов молчу… Пока что я и Рияд ас-Салихин не осилила..

Насколько я узнала, подобной школы для братьев нет ни только в Дамаске, но и других арабских странах. Ближайшая школа в Индии. Так что можно и там требовать знания.

Надеюсь, что мои заметки будут полезными для вас, дорогие сестры.

Вкусив однажды сладость знания, сложно отказаться от дальнейшего пути. Учите арабский язык, но не делайте его конечной целью, а лишь ключом для познания сокровищ Корана и хадисов. К сожалению, на любом другом языке вы не сможите прочитать и понять то, что дано владеющим языком Пророка (мир ему).

Перед нами много работы (и это говорю прежде всего себе), ведь столько братьев и сестер вернулись в джахилиййу, а исламская умма находится в явном упадке. Ислам, а вместе с ним и арабский язык, возвысили множество народов от Андалусии до Китая и Малазии, Африки..Переняв культуру и язык других племен, мы утратили единую умму, потеряли доступ к Корану, наследию табиинов и их последователей (даже арабы, отказавшись от фусха в пользу диалекта).

Стремитесь к знанию каким бы сложным не был ваш путь, как бы не сопротивлялся нафс, и пусть Аллах воздаст вам наилучшим и облегчит ваши испытания.

أحبكم في الله

 

Умм АбдуЛлах для Sestram.com


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

К записи "Мой путь в изучении арабского языка. Часть 2" 4 комментария

  1. Умм Абдуллах:

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху , ДжазакиЛлаху хайран за прекрасный рассказ , очень стимулирует к изучению арабского языка , ин ша Аллах надеюсь со временем я смогу так же углубленно знать язык , так как сделала хиджру в Каир . БаракаЛлаху фикунна !

  2. хаджимурад:

    Салам алайкум. Можете помочь найти в эл.виде вышуказанную книгу Играб 30 джуза доктора Аймана?

  3. айша:

    субхьанаЛлах какая статья.я под впечатлением.несмотря на войну,на преследования сестра продолжает свле требование знаний там,а еще больше удивляют ее анисат.я даже не думала что сейчас в дамаске есть мусульмане.думала там только асадиты и шииты остались. да облегчит ей и всем мусульманам аллах

Оставить свой комментарий

2016 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin