Второй урок по книге Татбик ан-Нахвий. Часть 2
Пользы со второго урока по книге Татбик ан-Нахвий. Часть 2
Начиная со второго урока материала стало очень много за один раз. Но большую часть этого мы уже изучали раньше. Поэтому достаточно быстро по всему пробегались и за счет этого брали много за один урок. Заметки со второго урока не уместились в одну запись, поэтому сейчас продолжаю их выкладывать, часть вторая.
Остановились в прошлой записи на том, что бывает и’роб харфами и что вошло в этот раздел.
Примечания к этой главе.
12. Джам’ аль-музаккар ас-салим – جمع المذكر السالم – это термин, которым называется множественное число при соблюдении следующих условий:
1 – у него должен быть муфрад – مفرد,
2 – он должен указывать на мужской род,
3 – он должен указывать на ‘акыль – عاقل – (человека)
4 – этот муфрад должен сохранять свой вид при превращении в джам’
(Мы на уроке еще дописывали, что множественное число у него должно образовываться путем прибавления ون и ين .
А также, что он может быть как именем собственным – علم, так и описанием – صفة. )
Например: مدرس – مدرسون (учитель – учителя)
Дальше идет пункт, о котором я лично слышала впервые:
13. Если у исма нет некоторых из вышеперечисленных условий, однако его множественное число образовывается так же, как и у джам’ аль-музаккар ас-салим, то оно называется мульхакун (присоединенный к) биджам’ аль-музаккар ас-салим – ملحق بجمع المذكر السالم.
Примеры:
عام – عامون (мир – миры) – не ‘акыль,
أولو (обладатели) – у него нет муфрада,
все десятки ( … عشرون – ثلاثون – أربعون ) у них нет муфрада,
سنة – سنون – (год – годы) – не мужской род, не ‘акыль
Это примеры в книге. В классе мы также вспоминали такие примеры, как:
ابن – بنون (сын – сыновья) – не сохраняет свой вид при превращении в множественное число,
أرض – أرضون(земля – земли) – женский род,
и др.
14. Аль-асма аль-хамса – الأسماء الجمسة – (пять имен) в книге назаны аль-асма ас-ситта (шесть имен), а именно: أب – أخ – حم – فم – هن – ذو , однако слово هن сейчас не используется, поэтому они больше известны, как пять имен.
Пять имен имеют особенный и’роб, о котором уже говорилось в прошлой записи, и для того, чтобы они считались пятью именами и имели такой и’роб есть 2 условия:
1 – чтобы имя было в единственном числе – муфрад,
2 – чтобы оно было мудоф – مضاف – (присоединено) к чему-то помимо ياء المتكلم .
Если не соблюдается хотя бы одно из этих условий, то слово имеет обычный и’роб.
15. Аль-мусанна – المثنى – (двойственное число) также имеет особенный и’роб, и важно, чтобы у него было единственное число – муфрад – такого же вида.
Например:
مسلم – مسلمان – مسلمين (мусульманин – 2 мусульманина)
قلم – قلمان – قامين (ручка – 2 ручки)
Сюда не входят такие слова, как:
اثنان (два, мужского рода, у него нет муфрада)
اثنتان (две, женского рода, тоже муфрада нет)
قمران (это слово обозначает солнце и луну, у него нет муфрада, قمر – не его муфрад, т.к. обозначает только луну, а это слово – и солнце и луну)
ثقلان (это слово обозначает две нации – джиннов и людей, муфрада нет)
– потому что у них нет муфрада такого же вида.