Где лучше таравих – в мечети или дома?
Вопрос: Где лучше читать молитву ат-таравих – в мечети или дома?
Ответ: В этом разногласят саляфы, и у каждой группы учёных свои доводы.
– Имам Ахмад, Лейс Ибн Са’д, и другие факихи, а также фанатики суждений по собственным мнениям Абу Ханифы, склоняются к тому, что более желательно читать в мечети
– Имамы Малик, аш-Шафии, Суфьян ас-Саури, считают, что более желательно делать тарауих дома.
У каждой группы свои доводы.
Сказал имам Ибн Кудама:
وَالْمُخْتَارُ عِنْدَ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ، فِعْلُهَا فِي الْجَمَاعَةِ ، قَالَ ، فِي رِوَايَةِ يُوسُفَ بْنِ مُوسَى : الْجَمَاعَةُ فِي التَّرَاوِيحِ أَفْضَلُ ، وَإِنْ كَانَ رَجُلٌ يُقْتَدَى بِهِ ، فَصَلَّاهَا فِي بَيْتِهِ ، خِفْت أَنْ يَقْتَدِيَ النَّاسُ بِهِ وَقَدْ جَاءَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : { اقْتَدُوا بِالْخُلَفَاءِ } وَقَدْ جَاءَ عَنْ عُمَرَ أَنَّهُ كَانَ يُصَلِّي فِي الْجَمَاعَةِ .وَبِهَذَا قَالَ الْمُزَنِيّ ، وَابْنُ عَبْدِ الْحَكَمِ ، وَجَمَاعَةٌ مِنْ أَصْحَابِ أَبِي حَنِيفَةَ ، قَالَ أَحْمَدُ : كَانَ جَابِرٌ ، وَعَلِيٌّ وَعَبْدُ اللَّهِ يُصَلُّونَهَا فِي جَمَاعَةٍ قَالَ الطَّحَاوِيُّ : كُلُّ مَنْ اخْتَارَ التَّفَرُّدَ يَنْبَغِي أَنْ يَكُونَ ذَلِكَ عَلَى أَنْ لَا يَقْطَعَ مَعَهُ الْقِيَامَ فِي الْمَسَاجِدِ ، فَأَمَّا التَّفَرُّدُ الَّذِي يَقْطَعُ مَعَهُ الْقِيَامَ فِي الْمَسَاجِدِ فَلَا وَرُوِيَ نَحْوُ هَذَا عَنْ اللَّيْثِ بْنِ سَعْدٍ .
وَقَالَ مَالِكٌ ، وَالشَّافِعِيُّ : قِيَامُ رَمَضَانَ لِمَنْ قَوِيَ فِي الْبَيْتِ أَحَبُّ إلَيْنَا ؛ لِمَا رَوَى زَيْدُ بْنُ ثَابِتٍ قَالَ : { احْتَجَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حُجَيْرَةً بِخَصَفَةٍ أَوْ حَصِيرٍ ، فَخَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيهَا .فَتَتَبَّعَ إلَيْهِ رِجَالٌ ، وَجَاءُوا يُصَلُّونَ بِصَلَاتِهِ قَالَ ثُمَّ : جَاءُوا لَيْلَةً فَحَضَرُوا ، وَأَبْطَأَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْهُمْ ، فَلَمْ يَخْرُجْ إلَيْهِمْ ، فَرَفَعُوا أَصْوَاتَهُمْ ، وَحَصَبُوا الْبَابَ ، فَخَرَجَ إلَيْهِمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُغْضَبًا ، فَقَالَ : مَا زَالَ بِكُمْ صَنِيعُكُمْ حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُكْتَبُ عَلَيْكُمْ ، فَعَلَيْكُمْ بِالصَّلَاةِ فِي بُيُوتِكُمْ ، فَإِنَّ خَيْرَ صَلَاةِ الْمَرْءِ فِي بَيْتِهِ ، إلَّا الصَّلَاةَ الْمَكْتُوبَةَ } .رَوَاهُ مُسْلِمٌ .وَلَنَا إجْمَاعُ الصَّحَابَةِ عَلَى ذَلِكَ ، وَجَمْعُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَصْحَابَهُ وَأَهْلَهُ فِي حَدِيثِ أَبِي ذَرٍّ ، وَقَوْلُهُ لَهُ : { إنَّ الْقَوْمَ إذَا صَلَّوْا مَعَ الْإِمَامِ حَتَّى يَنْصَرِفَ ، كُتِبَ لَهُمْ قِيَامُ تِلْكَ اللَّيْلَةِ } وَهَذَا خَاصٌّ فِي قِيَامِ رَمَضَانَ ، فَيُقَدَّمُ عَلَى عُمُومِ مَا احْتَجُّوا بِهِ ، وَقَوْلُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَلِكَ لَهُمْ مُعَلَّلٌ بِخَشْيَةِ فَرْضِهِ عَلَيْهِمْ ، وَلِهَذَا تَرَكَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْقِيَامَ بِهِمْ مُعَلَّلًا بِذَلِكَ أَيْضًا ، أَوْ خَشْيَةَ أَنْ يَتَّخِذَهُ النَّاسُ فَرْضًا ، وَقَدْ أُمِنَ هَذَا أَنْ يُفْعَلَ بَعْدَهُ فَإِنْ قِيلَ : فَعَلِيٌّ لَمْ يَقُمْ مَعَ الصَّحَابَةِ ؟ قُلْنَا : قَدْ رُوِيَ عَنْ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ السُّلَمِيِّ أَنَّ عَلِيًّا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَامَ بِهِمْ فِي رَمَضَانَ وَعَنْ إسْمَاعِيلَ بْنِ زِيَادٍ ، قَالَ : مَرَّ عَلِيٌّ عَلَى الْمَسَاجِدِ وَفِيهَا الْقَنَادِيلُ فِي شَهْرِ رَمَضَانَ فَقَالَ نَوَّرَ اللَّهُ عَلَى عُمَرَ قَبْرَهُ ، كَمَا نَوَّرَ عَلَيْنَا مَسَاجِدَنَا رَوَاهُمَا الْأَثْرَمُ
«Выбор имама Ахмада – совершение таравиха в джамаате в мечети. Сказал он в риваяте Юсуфа Ибн Мусы – «Молитва таравих в джамаате лучше, и если это будет человек кому подражают люди, и станет молиться таравих дома, то я боюсь что люди станут ему в этом подражать. И пришло от Пророка, мир ему: «Подражайте [праведным] халифам». И пришло от Умара, что он молился вместе с джамаатом».
И также сказали аль-Музани, и Ибн Абдуль Хакам, и группа последователей Абу Ханифы.
Сказал Ахмад: «Джабир и Али и Абдуллах Ибн Мас’уд молились таравих в мечети»
Сказал ат Тахави: «Все те, кто выбрали уединение дома – следует им делать если не прервется по причине этого выстаивание таравиха в мечетях. А если же это уединение приведет к прерыванию выстаивания молитвы таравих в мечети, то это не разрешено»
И передано подобное же мнение от Лейса Ибн Са’да.
И сказали Малик, и аш-Шафии, что выстаивать Рамадан тому, кто может найти в себе силы делать это дома – лучше делать это дома, по причине того, что передал Зейд Ибн Сабит, сказав: «Оградил себе Посланник Аллаха мир ему, небольшую комнату из пальмовых волокн, и стал выходить в нее для молитвы. И некоторые люди стали следовать за ним и молиться вслед за ним. И в одну из ночей они пришли, и задержался Посланник Аллаха и не вышел к ним. И они подняли свои голоса, и стали кидать камешки в дверь. И Пророк вышел к ним разгневанным, и сказал: «Вы делали это, пока я не подумал, что это станет обязательным на вас! Делайте же молитву в ваших домах, ведь истинно, лучшая молитва человека – в его доме, кроме обязательных молитв».
Передал хадис Муслим.
И мы (т.е. ханбалиты) опираемся на иджма сподвижников на молитву таравих в мечети, и на то, что Пророк, мир ему, собрал своих сподвижников и семью как пришло в хадисе Абу Зарра, и на его слово Абу Зарру: «Истинно, люди которые молились с имамом, до тех пор, пока он не закончит – будет им записано выстаивание всей этой ночи», и это хадис частный и конкретный касательно Рамадана, и ставится прежде обобщенности тех текстов, которыми они аргументировали.
И это слово Пророка им, которым они аргументировали – причиной его была боязнь Пророка, что молитва таравих будет узаконена для них как фард, и поэтому оставил Пророк, мир ему, выстаивание с ними, обосновывая это данной причиной, или боязнью того, что люди сделают это обязательным для себя.
Теперь же, после его смерти, мы в безопасности от этого.
А если будет сказано: «Али не выстаивал со сподвижниками?»
То будет отвечено: передано от Абу Абдур-Рахмана ас-Сулями, что Али да будет доволен им Аллах, выстаивал со сподвижниками в месяц Рамадан. И пришло от Исмаиля Ибн Зейда, что он сказал: «Прошёл Али мимо мечети, в которой были фонари в месяц Рамадан, и сказал: «Да осветит Аллах могилу Умара, так, как он осветил нам наши мечети». Передал это аль-Асрам»
Источник: «Аль-Мугни», 3/390
Те же ученые, что считают лучшим дома, тоже опираются на мнение ряда сподвижников, а также на то, что хадис Пророка: «лучшая молитва человека – в его доме, кроме обязательных молитв» – является частным касательно месяца Рамадан.
Что же касается собирания Умаром сподвижников для чтения таравиха в джамаате, то они отвечают на это, что во первых, сам Умар не выстаивал с ними, а лишь сделал для них имамам с которым бы они могли читать, а во вторых, он лишь оживил эту Сунну, и это не указывает на то, что это лучше, чем читать дома.
Однако они сделали оговорку – что это разногласие относится лишь к ситуации, когда человек умеет читать Коран, и по причине его отсутствия не отменится чтение джамаатом в мечети.
Сказал имам аль Багави аш-Шафии:
والأفضل أن يصليها جماعة أو منفردا نظر إن كان الرجل لا يحسن القرآن أو تختل الجماعة بتخلفه أو يخاف النوم والكسل ففعلها في الجماعة أفضل وإن لم يكن شيء من ذلك ففيه وجهان
«Будет ли лучшим молиться тарауих в джамаате или одному? Смотрится: если человек не умеет читать Коран, или по причине его отсутствия не будет выстаиваться джамаат в мечети, или он боится, что будет просто спать или лениться – то делать таравих в джамаате лучше.
А если этих факторов нет, то в этом вопросе два разных мнения в мазхабе..»
Источник: «Ат-Тахзиб», 2/223
И многие шафииты выбрали большую желательность совершения таравиха в джамаате
Сказал имам Яхья аль-Имрани аш Шафии после того как упомянул слова аш Шафии: «Что касается выстаивания намаза в Рамадан, то молитва одиночного любимее мне»:
فمنهم من قال بظاهره، وإن صلاة التراويح على الانفراد أفضل بكل حال؛ لـ: (أن النبي – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – صلاها في جماعة، ثم صلاها بعد ذلك منفردًا) وقال أبو العباس وأكثر أصحابنا: بل فعلها جماعة أفضل؛ لما ذكرناه من إجماع الصحابة – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ -، ولم يرد الشافعي بهذا: أن التراويح على الانفراد، أفضل من فعلها في الجماعة، وإنما أراد: أن صلاة التراويح، وإن سن لها الجماعة، فإن صلاة المنفرد – وهي الوتر، وركعتا الفجر – أحب إلي منه؛ للأخبار التي وردت بها، وقد اختلف في وجوب الوتر، وواظب رسول الله – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – عليها في الحضر والسفر، ولو أراد: الانفراد في التراويح أفضل. . لكان يقول: وأما قيام رمضان: فصلاتها على الانفراد أحب إلي من صلاتها في جماعة. وأما انفراد النبي – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: فإنه قال: «خشيت أن تفرض عليكم، فتعجزوا عنها» ومن أصحابنا من قال: إن كان الرجل يحفظ القرآن، وكان إذا تخلف عن المسجد والجماعة، لم تختل الجماعة بتخلفه، ولم يتعطل المسجد. . فصلاته في بيته أفضل من صلاته في المسجد؛ لقوله – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «صلاة المرء في بيته، أفضل من صلاته في المسجد إلا المكتوبة» ولم يذكر في ” الإبانة ” [ق 76] غير هذا، والصحيح: أن صلاتها في الجماعة أفضل؛ لإجماع الصحابة على ذلك، وإجماع أهل الأعصار بعدهم وأما الخبر: فأراد النوافل التي ليس لها سبب، ولا وقت معين.
«Среди наших ученых есть те, кто взял внешний смысл этих слов, и сказал что молитва таравих в одиночку лучше в любом случае, так как Пророк мир ему – молился её в джамаате, а затем после этого стал молиться в одиночку.
И сказал Абу аль-Аббас ас-Сурейдж, и большинство наших ученых-шафиитов – «Нет, делание таравиха в джамаате лучше», и аргументировали упомянутым нами единогласием сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И что аш Шафии не имел ввиду этим словом, что таравих в одиночку лучше чем таравих джамаатом, а имел ввиду что молитва таравих хоть и узаконен для нее джамаат, но молитва в одиночку – а это витр, и два ракаата перед фаджром – любимее для него чем таравих, по причине сообщений которые пришли об этом. И есть разногласие об обязательности витра, и Пророк, мир ему, постоянно совершал витр и дома, и в пути.
А если же аш Шафии имел ввиду, что делать таравих в одиночку лучше, то он бы сказал: «Что касается выстаивания Рамадана, то делание его в одиночку мне любимее чем в джамаате».
Что же касается того, что Пророк читал таравих в одиночку, то ведь он сказал: «Я боялся, что это станет обязательным для вас, и вы не сможете делать это».
И среди наших ученых есть те, кто сказал: «Если человек помнит Коран, и если он не станет молиться в мечети, то не прекратится по причине этого молитва джамаатом, и не покинут мечеть – то лучше ему молиться дома, чем в мечети, по причине слов Пророка: «Молитва человека дома лучше его молитвы в мечети, кроме обязательных молитв».
И аль-Мас’уди в «Аль-Инаба» не упомянул ничего, кроме этого мнения.
И верным является то, что молитва таравих в джамаате лучше, чем дома, по причине единогласия сподвижников на этом, и единогласия людей всех времён после них.
Что же касается хадиса, то Пророк имел ввиду молитвы науафиль (добровольные), у которых нет причины и специально отведенного времени»
Источник: «Аль-Баян», 2/278
Как бы там ни было, вопрос – вопрос разногласия среди факихов, и лично отвечающий считает, что в наше время слабости Имана, разрозненности мусульман, и ситуации, когда многие мусульмане чуть приближаются к поклонению и оставляют дунья, и собираются вместе лишь в месяц Рамадан – давать фетву о том, что лучше читать таравих дома, не совсем верно.
Кто же возьмёт это мнение лично для себя, по какой то причине – как например, то, что когда читаешь Коран сам – больше боязнь Аллаха и сосредоточенность – то нет в этом проблем, инша Аллах, и это было мнением ряда сподвижников и саляфов.
Аллах знает лучше.
Источник: SunnaOnline.info
Ассаляму алейкум уа рахматуллах! Намаз таравих может состоять как из восьми, так и из двадцати ракаат. Также есть мнение о дозволенности 36 ракаат. Причем каждая из сторон имеет свои доводы. Подробнее читайте здесь: https://islam.global/verouchenie/namaz/pochemu-taravikh-namaz-privlekaet-tak-mnogo-veruyushchikh/. И все-таки, по-моему таравих мужчинам лучше совершать коллективно в мечети, так как за него саваб больше, а женщинам у себя дома, так как для женщин лучший намаз – молитва в своей комнате. Хотя также можно и в мечети.
уаалейкум ассалям