Пост беременной и кормящей. Беременная и кормящая кормят бедняка
Пост беременной и кормящей женщины
Вопрос: Что делать беременной женщине в пост? Можно ли ей не поститься?
Ответ:
Хвала Аллаху.
- Нет разногласий между учеными, что беременная и кормящая женщина – спадает с них обязательство поста, в случае, если она опасается за себя или своего ребенка.
Сказал Посланник Аллаха, мир ему:
إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى وَضَعَ عَنْ الْمُسَافِرِ الصَّوْمَ وَشَطْرَ الصَّلَاةِ وَعَنْ الْحَامِلِ أَوْ الْمُرْضِعِ الصَّوْمَ أَوْ الصِّيَامَ
«Истинно, Аллах снял с путника обязанность поститься, и половину молитв, и с беременной или кормящей пост»
Передал Имам ат-Тирмизи в «Ас-Сунан», 649, и сказал:
حَدِيثُ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ الْكَعْبِيِّ حَدِيثٌ حَسَنٌ وَلَا نَعْرِفُ لِأَنَسِ بْنِ مَالِكٍ هَذَا عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَيْرَ هَذَا الْحَدِيثِ الْوَاحِدِ وَالْعَمَلُ عَلَى هَذَا عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ
«Хадис Анаса Ибн Малика аль-Ка’би – хороший хадис, и мы не знаем для этого Анаса Ибн Малика от Пророка какой то другой хадис кроме этого единственного хадиса. И работа у ученых – по этому хадису»
Источник: «Сунан» Ат Тирмизи, 3/154
Что же касается конкретной ситуации, то женщина должна смотреть на свое состояние и консультироваться по поводу того, есть ли угроза от поста для нее или для ребенка – с врачом.
- Во вторых, что ей делать потом?
Ученые разногласят в данном вопросе на несколько мнений.
И я раньше придерживался мнения что она и возмещает, и кормит бедняков, и это мнение Ахмада, аш Шафии, Малика, Суфьяна ас-Саури, Аль-Аузаи, ат-Табари и других, однако позднее мне разьяснилось что этого мнения нет ни от кого из сподвижников Пророка, мир ему, а то что упоминается от Али – да будет доволен им Аллах – не имеет иснада.
Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль Марвази:
لَا نَعْلَمُ أَحَدًا صَحَّ عَنْهُ أَنَّهُ جَمَعَ عَلَيْهِمَا الْأَمْرَيْنِ الْقَضَاءَ وَالْإِطْعَامَ إِلَّا مُجَاهِدًا
“Мы не знаем чтобы от кого то из сподвижников и табиинов достоверно пришло обьединение между восполнением и кормлением бедняков, кроме как от Муджахида”
Источник: “Аль-Истизкар”, 3/365
И имам Ахмад сделал аналогию между этим вопросом и между вопросом того кто пропустил Рамадан, и не восполнил пока не пришел другой Рамадан – и взял хукм сподвижников что такой восстанавливает и кормит с того вопроса на этот, однако, в этом вопросе от сахабов пришли конкретные фетвы, и вернуться к ним будет правильнее чем делать кыяс на другие фетвы.
И автор этого ответа вернулся повторно к тому что передано от сподвижников, и увидел, что передано от Ибн Умара, и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что беременная и кормящая не восстанавливают пост однако лишь кормят бедняка.
Сказал Абдур-Раззак:
عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ نَافِعٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: الْحَامِلُ إِذَا خَشِيتَ عَلَى نَفْسِهَا فِي رَمَضَانَ تُفْطِرُ، وَتُطْعِمُ، وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهَا
“Рассказал нам Мамар от Аюба от Нафии от Ибн Умара что он сказал: “Беременная если боится за себя в Рамадан – не постится, однако кормит бедняка за каждый пропущенный день и затем не должна восполнять”
Источник: “Мусаннаф Абдур Раззак”, 7561, и иснад достоверный, и то же самое от него передано с достоверным иснадом насчет кормящей, см. тафсир ат Табари, 3/428
Сказал Ибн Абдуль Барр:
قال أبو عمر رواه عن بن عَبَّاسٍ سَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ وَعَطَاءٌ وَعِكْرِمَةُ بِأَسَانِيدَ حِسَانٍ أَنَّهُمَا تُفْطِرَانِ وَتُطْعِمَانِ وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِمَا وقال بن عَبَّاسٍ خَمْسَةٌ لَهُمُ الْفِطْرُ فِي شَهْرِ رَمَضَانَ الْمَرِيضُ وَالْمُسَافِرُ وَالْحَامِلُ وَالْمُرْضِعُ وَالْكَبِيرُ فَثَلَاثَةٌ عَلَيْهِمُ الْفِدْيَةُ وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِمْ الْحَامِلُ وَالْمُرْضِعُ وَالْكَبِيرُ
“Передали от Ибн Аббаса это слово Саид Ибн Джубейр, Ато и Икрима и передано это с хорошими иснадами – что беременная и кормящая могут прервать пост и нет на них восполнения.
И сказал Ибн Аббас: “Пятеро могут не держать пост в месяц Рамадан – больной, путник, беременная, кормящая, и старик, и трое должны платить искупление – кормить бедняка, и не восполнять – беременная, кормящая, и старик”
Источник: “Аль Истизкар”, 3/365, и удостоверил это от Ибн Аббаса также имам ад Даракутни, см. “Мухтасар аль хиляфият”, 65
И довод на это также – слова Всевышнего Аллаха:
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطوَقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
” А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, от которых требуется поститься но они не могут – следует во искупление накормить бедняка”
(Аль-Бакара, 184)
И Аллах согласно этому чтению аята различил между путешественником и больным, и между теми от кого требуется поститься однако они не могут – как беременная, или кормящая, или старик.
Сказал имам Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям:
وَأَمَّا الَّذِينَ رَأَوْا عَلَيْهِمَا أَنْ يُطْعِمَا وَلَا يَقْضِيَا، فَإِنَّهُمْ أَرَادُوا أَنَّهُمَا لَيْسَتَا مِنَ السَّفَرِ وَلَا الْمَرْضَى الَّذِينَ فَرْضُهُمُ الْقَضَاءُ، وَلَكِنَّهُمَا مِمَّنْ كُلِّفَ الصِّيَامَ وَطُوِّقَهُ فَلَيْسَ بِمُطِيقٍ، فَهُمْ مِنْ أَهْلِ الْفِدْيَةِ، لَيْسَ يَلْزَمُهُمْ سِوَاهَا لِقَوْلِهِ: «وَعَلَى الَّذِينَ يُطَوَّقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ» وَهِيَ قِرَاءَةُ ابْنُ عَبَّاسٍ وَفُتْيَاهُ، فَكَانَ تَأْوِيلُهُ عَلَى لَفْظِ قِرَاءَتِهُ
“Что же касается тех кто считали что беременная и кормящася должны кормить бедняка и не должны восполнять пост – то они аргументировали тем что они не относятся ни к кормящим, ни к больным, на которых наложено восполнение в аяте, однако они относятся к тем на кого был возложен пост, однако они не могут его поститься – поэтому они из тех кто платит искупление кормя беднияка, и ничего другого им не обязательно, и это по причине слов Аллаха: ” А тем, от которых требуется поститься но они не могут – следует во искупление накормить бедняка”, и это чтение Ибн Аббаса и его фетва”
Источник: “Ан Насых уаль Мансух”, 48
И раз одно из прочтений Корана поддерживает это мнение, и пришло это 2 сподвижников и не пришло противоречия им – то это слово будет первее к истине, и лучше к следованию
И из факихов это слово выбрал имам Исхак Ибн Рахавейхи, сказав:
وَالَّذِي أَذْهَبَ إِلَيْهِ فِي الْحَامِلِ وَالْمُرْضِعِ أَنْ يُفْطِرَا وَيُطْعِمَا وَلَا قَضَاءَ عَلَيْهِمَا اتِّبَاعًا لابن عباس وبن عمر
“То к чему я пришел в вопросе беременной и кормящей – то, что они прерывают пост, и кормят бедняка за каждый пропущенный день, и нет на них возмещения поста – так как я следую в этом Ибн Аббасу и Ибн Умару”
Источник: “Аль Истизкар”, 3/365
Таким образом, утверждено что беременная и кормящая когда боятся за себя или ребенка – не постятся, кормят бедняка за каждый пропущенный день, и не восполняют
- И если это утверждено, то чем же кормить бедняка?
Сказал имам Ахмад, что это пол-саа фиников или ячменя, или мудд пшеницы, и или если он позовет их и покормит любой едой так что они насытятся – то он выполнит то что от него требуется см. “Масаиль Аби Дауд”, 1/134
А Аллах знает лучше
Отвечал Абу Исмаиль Руси
Замечательная статья, да прибавит Аллах вам знаний!
Амин! И всем мусульманам!