Почему дети не хотят читать исламские книги? Отвечает автор и переводчик
«Не первый раз слышу жалобы родителей на то, что дети отказываются читать исламскую литературу, и сетования на то, что исламские книжки скучные, что исламским книжкам надо «подстраиваться» под современную популярную литературу, чтобы дети соглашались это читать…
Но, как активнейший читатель по жизни и мать активно читающих детей, вижу проблему совсем с другой стороны.
Исламская книга должна отличаться.
Она не обязана быть похожей на «гарри поттеров», «властелинов колец» и прочие явления популярной неисламской литературы.
Потому что сама по себе она призвана нести знание и воспитывать, а не служить развлечением.
И долг родителя в данном случае — объяснить, что литература бывает разная и назначение у разных видов книг разное.
Чтобы ребёнок чётко понимал: вот эту книжку я читаю, чтобы получить пользу и побольше узнать о своей религии, а вот эту — для того, чтобы просто развлечься, когда у меня есть немного свободного времени, но особой пользы в ней нет.
И мои дети, хвала Всевышнему, с удовольствием читают исламскую литературу. Самую разную. В любом возрасте.
Потому что понимают, зачем она нужна и не жду от неё «экшна» и сваливающихся с неба супергероев…
Если ребёнок понимает чтение только как развлечение, это должно насторожить и даже встревожить родителей.
Потому что ни Коран, ни тафсиры, ни взрослая исламская литература на любые темы по определению развлекательной не является.
И если юный читатель привык только к приключениям и фантастике, к книжкам, в которых обязательно тысяча событий, хи-хи и ха-ха и мурашки по коже, литературу, которая не отвечает этим критериям, он читать не будет, — в первую очередь, исламскую.
И небольшая вроде проблема станет большой.
Это как с едой: если ребёнок с детства привык есть здоровую пищу, а сладкое употреблять в малых количествах, то эти привычки сохранятся у него и в будущем, а вот если с раннего детства намазывать ему брокколи нутеллой под предлогом того, что «по-другому он её есть не будет», он никогда не научится есть полезный овощ, если на нём не будет шоколадной пасты…
Исламская книжка — по сути своей учебник, и я не вижу смысла прятать от ребёнка эту суть и старательно замазывать её шоколадом.
Практика показывает, что чем раньше ребёнок поймёт, что к чему, тем больше шансов, что он будет любить и охотно читать самую разную литературу и при этом сознательно подходить к её выбору…»
Карима Умм Иклиль (она же Екатерина Сорокоумова, переводчица и автор исламских книг, мама 7 детей)