Как мусульманке получить развод от мужа по уважительной причине, если он его не дает, а имамы говорят “делать сабр”?

        11 октября 2021

❓Как мусульманке получить развод от мужа по уважительной причине, если он его не дает, а имамы говорят “делать сабр”?

Продолжаем выкладывать ответы  ученых на важные вопросы сестер. Этот вопрос мы задавали шейху Фулейджу и вот что он ответил:

Ответ: Прежде всего мы скажем этой женщине: «Если тебе не нравится что-то из нравов твоего мужа или, если он совершил какую-то несправедливость, то, если ты сможешь, постарайся исправить это упущение и решить проблему, так как будет лучше и предпочтительнее для вас продолжить вашу совместную жизнь».

Предпочтительнее для женщины, чтобы она заботилась о том, чтобы продолжить совместную жизнь со своим мужем, если то, что он совершил не дошло до того, что она не в состоянии переносить или, если он совершает какие-либо действия, которые не одобряет Ислам, или, если он вышел из лона Ислам, что имеет совершенно другой хукм. Но если женщина может уладить эту проблему и исправить эту ошибку, то это нужно так поступить, а если она заявляет, что она не желает делать этого и что она не любит его и он противен ей, то в этом случае мы скажем, что Ислам дал ей решение этой проблемы и дал ей выход. Ведь в Исламе, если мужчине стала противна его жена, то ему дозволяется дать ей развод, также, если он не желает ее, ему дозволено развести ее. Но если женщина не может развести своего мужа тогда, когда она не любит его и не желает оставаться с ним, то что предоставляет ей Ислам? Ислам дал ей право на расторжение брака и на требование хуль’а.

Хуль’ и расторжение брака требуются в том случае, когда от мужа исходит какое-либо упущение, заключающееся в несоблюдении им ее прав, в его несправедливости по отношению к ней. Если на это должны быь приведены ясные доказательства, в этом случае судья расторгает брак без какого-либо материального возмещения со стороны женщины.

А если муж выполняет свои обязанности по отношению к жене и соблюдает то, чем его обязал Всевышний Аллах, однако, женщина не любит его, он противен ей, и она не хочет оставаться с ним, она говорит, что она не сможет больше жить с ним и оставаться возле него, в этом случае мы скажем ей, что ей дозволено требовать хуль’.

В этой ситуации становится обязательным для нее, чтобы она вернула своему мужу тот свадебный дар, который он преподнес ей. Как сказал пророк ﷺ жене Сабита: «Вернешь ли ты ему его сад?», она ответила: «Да», тогда он ﷺ сказал: «В таком случае оставь ее». Она вернула Сабиту ибн Кейсу его сад, после чего их брак был расторгнут, она выждала срок ‘идды женщины, которая взяла хуль’ и их брак окончательно был аннулирован. 

Когда пророк ﷺ спросил ее о причине требование ею хуль’а, она сказала: «О посланник Аллаха, я не переношу его» и только. Она сказал: «У меня нет претензий к его нраву или к его религии, но я просто не переношу его». Тут речь шла о естественной неприязни, тогда пророк ﷺ спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад?». 

Поэтому, если женщине ненавистен ее муж, ей дозволяется просить хуль’, а если он допускает упущения в своих обязанностях, причиняет ей несправедливость и преступает границы против нее, то в этом случае брак расторгается без материального возмещения с ее стороны. Является обязательным для судьи, если к нему обратились с жалобой на мужа и предоставили доказательство о несправедливом отношении этого мужа к своей жене, и все является очевидным, чтобы он вынес решение о расторжении брака между этими супругами. 

Если все обстоит так, как говорит спрашивающая, что ее муж причиняет ей несправедливость, а судья не хочет расторгать их брак, то мы скажем, что является обязательным для него, чтобы он удовлетворил требования этой женщины. 

Судья имеет право на то, чтобы попытаться примирить супругов, уладить проблему между ними, и сделать наставления супругам, чтобы их сердца сблизились, это относится к его праведному поведению при решении подобных вопросов. Однако, если уже нет никаких путей к примирению и закрыты все двери, ведущие к этому и нет никакого шанса на примирение, то становится обязательным для судьи, чтобы он удовлетворил требования этой женщины.

Поэтому, если она хочет хуль’, то он должен дать ей его, а если она требует расторжения брака, то он должен расторгнуть его, что зависит от причины, из-за которой женщина требует разрыва.

Если судья является невеждой или несправедливым, или нарушающим ее права и склоняющимся в своем хукме к ее мужу, а женщина не хочет больше оставаться со своим мужем, то мы скажем ей, чтобы она осталась в доме своих родителей или близких родственников, и чтобы ее отец или опекун обратился к ее мужу, предложив ему на выбор: либо он дает ей развод, либо пусть забирает назад свой свадебный дар, который он дарил ей, и эта женщина получает хуль’ освобождаясь от этого мужчины. 

В таком случае этот муж имеет два выбора: либо даст ей развод, и она отправится к своим родителям, либо он удовлетворится тем, что получит материальное возмещение, и женится на другой женщине. 

В этой ситуации, муж, также, является несправедливым. Если женщина возненавидела своего мужа, не желает его и хочет расстаться с ним, то ему не дозволено чинить ей препятствия и удерживать ее, напротив, является обязательным для него пойти ей на встречу. Если он причинял ей несправедливость, то он должен развести ее и аннулировать их брак, а если он не был несправедливым к ней, то либо он поступит благородно и разведет ее по своей милости, не взяв с нее ничего, либо же он поступит по справедливости и скажет ей, чтобы она отдала ему то, что причитается ему и таким образом освободилась от него. После чего она возвращает ему его свадебный дар и освобождает себя от него. 

А если он откажется отпустить ее, то он не имеет на это право, и в этом случае она сама освобождает себя от брака с ним при помощи своего опекуна и свидетелей. То есть, она идет к нему со своим опекуном и свидетелями, которые засвидетельствуют, что она или опекун вернули ему его свадебный дар, и тем самым эта женщина освободила себя от брака с этим мужчиной.

Источник: https://youtu.be/BcIa39TYp-o


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

Оставить свой комментарий

2021 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin