Можно ли выкладывать фото мертвых мусульман? Фетва
БОЛЬШАЯ ФЕТВА О ВЫКЛАДЫВАНИИ ФОТОГРАФИЙ РАНЕНЫХ ИЛИ МЕРТВЫХ МУСУЛЬМАН ПАЛЕСТИНЫ
Отвечает шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
https://islamqa.info/ar/answers/223274
Краткий ответ: это дозволено, с некоторыми условиями, учитывая пользу и вред, например скрывая аурат мусульман и без чрезмерности, чтобы люди не стали равнодушны к этим фотографиям. Шейх говорит, что это сегодня является информационным джихадом и он помогает мусульманам очнуться.
Вопрос №223274
Каково решение о показе кровавых фотографий мусульман, на которых видны их останки, трупы и следы пыток, как это имеет место в Палестине и других странах? Разве их фотографии не следует выставлять только в саванах из уважения к ним и их семьям?
Ответ:
Хвала Аллаху
Во-первых:
Никто не сомневается в огромном влиянии, которое визуальные медиа оказывают на души тех, кто их смотрит, и их огромное влияние было продемонстрировано в кризисах и ситуациях, которые передавались людям посредством аудио и видео, способствуя тем самым изменению хода событий, жизни стран и народов.
Поэтому неудивительно, что образ в сознании работает больше, чем работа чтения и слуха, а в некоторых исследованиях констатируется, что «люди запоминают только 10% того, что они слышат, и только 30% того, что они читают. Тогда как то, что они помнят из того, что видели или делали, достигает 80%».
Поскольку мы живем в период, который некоторые называют «эпохой изображений», и переживаем «революцию средств массовой информации и коммуникаций», это повод прояснить этот вопрос и уточнить постановление о показе изображений погибших, раненых и пострадавших, чьи дома подвергаются жестоким нападениям, опустошительному голоду или великим хаосом.
Допустимо ли распространять фотографии этих людей в средства массовой информации, чтобы люди могли узнать правду о том, что с ними произошло?
Второе:
Нет ничего плохого в демонстрации фотографий и видеороликов пострадавших, погибших и раненых, принимая во внимание шариатские меры контроля в этом отношении, в том числе:
1. Никогда не публиковать фотографии женщин.
Женщина аурат, и нет необходимости выставлять напоказ изображение раненых, мертвых или голодных женщин. Фотографии мужчин и детей перекроют это.
2. Необходимость закрывать интимные места.
Во многих снимках их издатели не учитывают хукм Аллаха, и это необходимо учитывать, не демонстрируя их оголенными. Потому что интимные места мусульманина обязаны быть прикрыты, и если он ранен или убит и не может этого сделать, то он оправдан, но нет оправдания тому, кто разместил эту фотографию.
3. Не публиковать сексуальные насилия и изнасилования.
Это касается мужчин и женщин. Потому что это раскрывает то, что должно быть скрыто.
В Интернете распространились фотографии невиновных людей, их честь попрана тиранами и преступниками, которые не боятся Аллаха.
Такие вещи нельзя показывать из-за общего смысла Всевышнего: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы.» (Ан-Нур: 30-31).
4. Не публиковать фотографии частей тела и отрубленных голов.
Для сохранения неприкосновенности мусульман. Потому что эти сцены и образы могут вызвать отчаяние, отчаяние и тревогу в душах некоторых людей.
Это можно понять из того, что было сказано Пророком ﷺ в битве при Ухуде, когда был изуродован Хамза, да будет доволен им Аллах, и Пророк ﷺ хотел помешать Сафие бинт Абдуль-Мутталиб увидеть его.
Со слов аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама (да будет доволен им Аллах) сообщается: “После сражения при Ухуде появилась женщина, которая шла осмотреть убитых. Но Пророк ﷺ не пожелал, чтобы она увидела их и сказал: «Женщина, женщина!» И я обнаружил, что этой женщиной была моя мать – Сафия. И я пошёл к ней навстречу и перехватил её раньше, чем она дошла до убитых.
Тогда она ткнула меня в грудь, а она была сильной женщиной, и сказала: «Отойди от меня, да не будет у тебя родины!» На что я сказал ей: «Поистине, это Посланник Аллаха ﷺ послал к тебе». Тогда она остановилась, достала два куска одежды, которые несла с собой и сказала: «Я принесла эти одеяния для своего брата Хамзы, поистине, до меня дошла весть о его смерти. Так заверни же его в них»”. Передано Ахмадом (1418), достоверность подтвердил Аль-Албани.
Поэтому важно перед началом ролика предупредить, чтобы его не смотрели те, кому его просмотр причиняет вред, например дети и женщины.
5. Оно не должно сопровождаться запрещенными музыкальными инструментами или пением.
6. Не преувеличивайте, демонстрируя врага сильным до такой степени, что это сеет отчаяние в сердцах мусульман, и усиливает их слабость и неспособность противостоять своему врагу.
7. Обеспечить достоверность передачи.
Некоторые люди, чтобы поддержать угнетенных, публикуют сфабрикованные фотографии, чтобы завоевать симпатии людей, в то время как ложь и обман запрещены.
8. Избегайте этих изображений в мечетях.
Многие мечети превратились в галереи для выставления картин, и это неуместно делать в домах Всемогущего Аллаха, и в то же время нет никаких возражений против выставления их в общественных местах, благотворительных учреждениях или правозащитных организациях.
9. Если на фотографии изображен убитый человек или человек, тело которого изуродовано, его лицо не должно быть показано, чтобы люди его не узнали, из уважения к его неприкосновенности.
Третье:
Интересы, которые преследуют при публикации фотографий и видеороликов о пытках:
Нет сомнений в том, что средства массовой информации теперь являются оружием, с помощью которого можно сражаться и защищаться, и в этом нет никаких сомнений. Мы живем в мире джунглей, где сильные пожирают слабых, а беспомощные и покорные не имеют никакой ценности в этом мире.
Как бы мусульмане во всех уголках земли узнали правду о том, что происходит на этой земле, если бы не передаваемые им снимки, описывающие реальность?
Как могут мусульмане прийти на помощь своим братьям, если они не знают, насколько ужасно их положение?!
Пользы, полученные при использовании фотографий в качестве оружия, можно резюмировать следующим образом:
1. Оказать влияние на общественное мнение, чтобы оно встало на сторону угнетенных мусульман и остановило войну, пытки и нарушения.
Это делается путем публикации фотографий жертв мусульман, чтобы мир знал о масштабах разрушений и зла, постигших оккупированную страну и ее народ, и чтобы оказать давление на кровожадных агрессоров, чтобы они прекратили их агрессию.
Аналогичным образом, публикация фотографий погибших нападавших способствует возбуждению общественного мнения в их странах.
Таким образом, публикация фотографий убитых и раненых отвечает большим интересам, наиболее важным из которых является прекращение пролития крови мусульманских детей и прекращение разрушений в их стране.
Эти пользы ради их достижения могут сделать дозволенными некоторые запрещенные в основе вещи вещами или отказ от некоторых обязанностей.
Так что же говорить о том, если это это будет публикация снимков изначально не запретных вещей?
2. Возложение преступления на исполнителя.
Польза в этом — описание реальной картины мира.
Мерзкие яхуды теперь вместе со многими международными западными СМИ передают фотографии трагедий евреев в результате того, что моджахеды выпустили по ним импровизированные ракеты. Они ищут у них сочувствия, шантажируют их и вводят мир в заблуждение тем, что они являются угнетенным народом!
Этот недостаток невозможно исправить, кроме как с помощью оружия СМИ, которые раскрывают правду без преувеличений и фальсификаций.
Это также можно использовать для преследования и наказания виновных, если такое возможно.
То же самое произошло и в ходе суда над «сербскими» тиранами, когда были опубликованы фотографии тел мертвых мусульман и информирование мира об огромном количестве жертв их резни. Фотографии оказали наибольшее влияние для уличения тиранов и прочих лиц.
Наши большие учёные разрешают публиковать фотографии обвиняемых по делам о кражах и нападениях, а то, в чём мы сейчас находимся, гораздо серьёзнее, поскольку эти люди являются убийцами тысяч мусульман.
3. Ответ на то, что вражеские СМИ отрицают наличие жертв и раскрывают ложность своих претензий на свободу и человечность.
В ряде случаев и ситуаций публикация фотографий жертв имела существенное влияние на разоблачение лидеров заблудших религий и сект, и того, что их убеждения побуждали их к агрессии.
Сколько польз достигнуто в опубликованных наблюдений за тюрьмами, отстранения от работы офицеров и виновных в пытках, ужесточения надзора за следственными изоляторами, улучшения условий содержания заключенных и т.п. Нет сомнения, что Шариат поощряет и призывает к этому, даже если при этом совершается что-то пагубное. Так что говорить, еси это в принципе вопрос разногласия?!
4. Сбор благотворительности, пожертвований, спонсирование сирот и уход за вдовами.
Наибольшее воздействие фотографии оказывают в призыве людей помочь своим угнетенным братьям.
Видеть голодных детей, у которых животы прилипли к спине, заменяет сотни теоретических лекций по оказанию помощи им и их семьям, а также фотографирование раненых, чтобы принимать их в госпиталях и лечить там, и так далее в больших интересах, которые можно достичь, если мы правильно используем это.
Это оружие, и, как мы уже доказали, эффект от фотографий остается в сознании его зрителя во много раз больший, чем эффект от услышанного и прочитанного.
5. Агитация к джихаду и мести за кровь мусульман.
Никто не может отрицать глубокое влияние фотографий детей Газы, жертв среди завалов, убитых вражеским огнем, и никто не может забыть фотографию палестинского ребенка «Мухаммеда ад-Дурры», когда его маленькое, тощее тело было пронизанным пулями сионистского врага, когда он находился на руках у своего отца.
Такие сцены взбудоражили кровь в жилах муджахедов и подтолкнули их к участию вместе со своими братьями-муджахедами, где бы они ни находились.
Никто не отрицает, что люди неохотно покидали свои дома ради джихада и поддержки своих братьев. Наслаждений мира стало в два раза больше, чем в прошлом, и именно это заставило их предаваться комфорту и лени, искать безопасности для себя, поэтому такие сцены приходят, чтобы сделать их аскетичными в их мирской жизни и взбудоражить их кровь, чтобы они восстали в гневе за свою религию.
Четвертое:
Мы не отрицаем, что существует зло даже в публикации разрешенных в соответствии с условиями и правилами изображений, что требует от руководителей исламских средств массовой информации мудрости и рациональности в обращении с ними.
Среди этих зол следующие:
1. Притупление чувств чрезмерным показом изображений мертвых
и раненых.
Поэтому неудивительно, что семья ест и пьет, одновременно видя сцены войны и ее ужасающие образы.
Решение этой проблемы: уместность количества и способа показа фотографий людям, выбор подходящего времени и подходящей продолжительности, чтобы показать их людям.
2. Если нет изображений, то как будто ничего не было
Решение этой проблемы состоит в том, чтобы говорящий без изображения хорошо описал событие, чтобы у слушателя создалось впечатление, будто он видит само событие.
Ибн Умара сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто хотел бы посмотреть на День Воскрешения так, словно он видит его воочию, пусть прочитает суры „Когда солнце будет скручено”, и „Когда небо расколется”, и „Когда небо разверзнется”»
Передано Ат-Тирмизи (3333) и подтверждено Аль-Албани в «Сахих» ат-Тирмизи».
3. Причинение большого вреда мусульманам, особенно гражданскому населению.
Это похоже на то, что произошло на фотографиях четырех американских контрактников, искалеченных в Фаллудже, что привело к несправедливой блокаде и тяжелым страданиям мусульман.
Мудрость требует правильного выбора того, что публиковать, что принесет пользу мусульманам и предотвратит для них вред.
Могут быть и другие вредные последствия, но их мало по сравнению с теми огромными преимуществами, о которых мы упомянули.
И Аллах ведает лучше
Отвечал шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
https://islamqa.info/ar/answers/223274