Можно ли носить изделия, изготовленные из дубленой кожи свиньи?
Ответ на этот насущный вопрос для мусульман проживающих в странах СНГ.
Ответ: Хвала Аллаху, Господу Миров.
Ученые разногласят в том, какие кожи очищаются посредством дубления, а какие нет, на много различных мнений, и конечно этот короткий ответ не будет посвящен изучению всех мнений и всех доводов и ответов на них, однако мы приведем то, что считаем истинным следуя за уважаемыми учеными, опиравшимися на это мнение.
Затем хотелось бы отметить, что разногласие в этом вопросе — известно, и утверждено, и каждый кто будет утверждать об единогласном мнении в этом вопросе, либо ошибается, либо лжет, а если нет в этом вопросе единогласного мнения (как это станет ясно путем приведения многочисленных слов ученых), то слово большинства ученых в Исламе не является доводом, и никто не может утверждать о правильности какого либо мнения лишь потому, что его сказало большинство ученых.
Следовательно, раз в этом мнении нет единогласия, то нужно возратиться за решение к Корану и Сунне Посланника Аллаха.
Сказал Посланник Аллаха: «Какая бы кожа не была подвергнута дублению, она станет чистой» Ат-Тирмизи, 1650, Ибн Хиббан, 1287, Ахмад, 1895, хадис достоверный
Сказал также Посланник Аллаха: «Дубление кожи мертвечины — ее очищение» Ибн Хиббан, 1290, Ад-Даракутни, 25, и др, хадис хороший
Сказал также Посланник Аллаха: «Очищение для всех кож — ее дубление» Ад-Даракутни, 28, Бейхакы, 160, Абу Бакр Аш-Шафии, 852, иснад хороший
Все эти хадисы — предельны в своей обобщенности, для всех кож, будь то свинья, или нет, будь то сьедобное при жизни, или нет, и так далее, и известное правило при работе с текстами, что любой обобщенный текст понимается на обобщенности, пока не придет доказательство, которое конкретизирует его, из Корана, или Сунны, или иджма.
Сказал имам Аш-Шафии: «Хадисы от Посланника Аллаха понимаются на обобщенности, или их очевидном смысле, до тех пор, пока не придет указание от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он хотел частное, а не общее» см. «Ихтиляфуль хадис», 1-487
Поэтому, тот, кто утверждает, что та или иная кожа не подпадают под эти слова Посланника Аллаха, должен привести четкий и ясный довод на свои утверждения из Корана, или из Сунны, или из иджма людей знания, а пока его нет, хадисы остаются на своей обобщенности.
Сказал имам Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы: «Все кожи очищаются посредством дубления, согласно обобщенности хадиса!» см. «Бада’ ас-сана’», 1-370
Сказал имам Ибн Абд аль-Барр: «Что же касается слов Посланника Аллаха: «Какая бы кожа не была подвергнута дублению..» – то обобщенность этого включает все кожи, поскольку слово пришло в контексте обобщенности, и ничем не конкретизировано» см. «Ат-Тамхид», 4-176
Сказал имам Аш-Шаукани: «И это мнение — перевешивающее, как уже предшествовало, поскольку хадисы которые имеются в этом разделе, не различили между собакой, свиньей, и тем, что помимо них» см. «Нейл аль-аутар», 1-73
Сказал имам Ибн аль-Фарас аль-Малики: «Известное слово в маликитском мазхабе — что кожа свиньи так же, как и другие кожи, разрешено пользоваться ею после дубления» см. «Мауахиб аль-джалиль», 1-144
Из больших маликитов это мнение от Сахнуна, см. «Ат-Тамхид», 4-177, «Аль-Хауи», 1-16, а от самого имама Малика есть два риваята — о нежелательности, и о запретности, см. «Ат-Тамхид», 4/177-178
Также это мнение ученых зохиристкого мазхаба. Сказал имам Ибн Хазм: «Что же касается свиньи — то вся она запрещенное, не считая чистоты ее кожи после дубления!» см. «Аль-Мухалля», 9-32
Также это мнение (см. «Ат-Тамхид» 4-178) имама Мухаммада Ибн Абдуль Хакама, из числа сподвижников и современников имама Аш-Шафии. Сказал о нем Ибн Хузейма: «Я не видел из факихов кого либо более знающего о словах сподвижников и табиинов, чем он!» см. «Ас-Сияр»
И это мнение, наиболее опирающееся на доказательства в этом разделе. Следовательно, если кожа свиньи очищается посредством дубления, то нет проблем носить изделия из дубленой кожи свиньи.
А Аллах знает лучше.