Можно ли пить стоя
Вопрос: Я прочитал некоторые хадисы, в которых говорится о том, что запрещено пить стоя. Значит ли это, что пить стоя запрещено?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Существуют хадисы, содержащие запрет Пророка, мир ему, пить стоя.
Например, Муслим (2024, 2025) передал от Анаса и Абу Саида аль Худри, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) запретил пить стоя.
И пришли другие хадисы, в которых говорится, что Пророк , да благославит его Аллах и приветствует, пил стоя, например:
Аль Бухари (1637), и Муслим (2027) передали от Ибн Аббаса, что он сказал: «Я принес воды для Посланника Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, из Зам Зама и он выпил ее стоя».
Бухари(5615) передал от Али, что он пил стоя и затем сказал: «Некоторые люди запрещают другим пить стоя, но я видел Пророка, да благославит его Аллах и приветствует, делавшим так, как делаю я».
Ахмад (797) передал, что Али ибн Абу Талиб пил стоя, и люди посмотрели на него как будто они порицали это. Он сказал: «Почему вы так смотрите? Если я пью стоя, то я видел, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил стоя, и если я пью сидя, то я видел, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) пил сидя.» Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным в «Тахкыке» к «Муснаду» Ахмада.
Тирмизи (1881) передал, что Ибн Умар сказал: «Мы кушали на ходу во времена Посланника Аллаха, мир ему, и пили стоя». Назвал его достоверным шейх Альбани в «Сахих Тирмизи».
Ученые сопоставили эти хадисы, сказав, что запрет, указанный в этих хадисах, не говорит о хараме, но это следует понимать как совет и наставление, и лучше пить сидя. Хадисы, говорящие о том, что Пророк пил стоя, указывают на дозволенность этого.
Имам Ан-Навави сказал: «Нет противоречия в этих хадисах, хвала Аллаху, и нет в них слабости. Напротив, все они – достоверны. Правильное мнение, это то, что запрет, упоминающийся в них, должен пониматься как нежелательность. Тот факт, что Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, пил стоя, указывает на разрешенность этого. Это все что, нужно сказать по этому вопросу.
Если будет спрошено: «Как может быть нежелательным пить стоя, в то время как Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, сделал так?»
То ответом будет то, что если он поступает так, чтобы показать разрешенность этого, то тогда это не является нежелательным, но напротив, он был обязан показать и объяснить это, так что как это может быть нежелательным?
И достоверно пришло, что Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, совершал вуду, омывая каждую часть тела только один раз, и что он делал обход Каабы на верблюде – в то время, что ученые единогласны, что лучше совершая вуду мыть орган по три раза, и что лучше совершать таваф пешком. И подобных примеров много.
Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, показывал, что-то что дозволено, один раз или несколько, но он устойчиво следовал наилучшему варианту. Поэтому обычно он, делая вуду, мыл каждую часть тела по три раза, и обычно он совершал таваф пешком, и пил сидя. Это ясно, и не дожно путать кого либо, кто имеет хоть небольшое отношение к знаниям. И Аллаху известно лучше»
И такое сопоставление этих хадисов было предложено аль-Хаттаби, Ибн Батталем, ат-Табари и другими.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Это лучшее и более сильное объяснение, и наиболее далекое от противоречий». «Фатх уль-Бари», 10-83
Пришло в фетвах Постоянной Комиссии: «Основное правило – это то, что следует пить сидя, и это лучше, но можно пить и стоя. Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, поступал и так и так, чтобы показать на возможность выбора в этом вопросе» см. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима», 22-133
IslamQ&A
Примечание: Что же касается хадиса о том, что тот, кто выпил стоя, должен вырвать, то как сказали ученые, приказ в этом хадисе – указывает на желательность, но не на обязательность.
Сказал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани: «Нет разногласий между учеными, что не лежит ни на ком то кто попил стоя, обязательство вырвать» см. «Фатх уль-Бари», 10-82
Поэтому если выпивший стоя сделает так, стремясь к награде и проявляя строгость в следовании Сунне и поиске лучшего, то он получит награду инша Аллах, если же нет, то на нем нет греха и нельзя обвинять его в этом, как делают некоторые братья.
А Аллах знает лучше.