Можно ли принимать подарки и есть еду с праздников немусульман?
МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ И ЕДУ В ПРАЗДНИКИ НЕМУСУЛЬМАН?
Вопрос:
Моя соседка – христианка-американка. Она со своей семьей преподнесла мне на Рождество подарки, и я не могу их вернуть, иначе она на меня обидится.
Могу ли я принять эти подарки так же, как принимал подарки от неверующих посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?
Ответ: (с сокращениями)
Хвала Аллаху.
Что касается принятия подарка от немусульманина в день его праздника, то в этом нет греха, и это не считается соучастием в его празднике и содействием. Подарок принимается ради сохранения добрых отношений, ради призыва к исламу и смягчения сердца.
Всевышний Аллах разрешил быть добрым и справедливым с неверующими, которые не сражаются против мусульман:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (сура 60 Испытуемая, аят 8).
❗️При этом следует отметить, что доброта и справедливость не означают любви и привязанности. К неверующему нельзя привязываться и любить, нельзя брать его близким другом и товарищем.
Сказал Всевышний Аллах: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие». (сура 58 Препирающаяся, аят 22),
➡️Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается принятия подарков в дни их праздников, то мы уже упоминали от ‘Али ибн Аби Талиба, что в день Навруза ему преподнесли подарок, и он принял его.
➡️Передается от Ибн Аби Шейбы, что одна женщина спросила ‘Аишу: „Наши кормилицы – многобожницы, а в дни своих праздников, они делают нам подарки“. На это ‘Аиша сказала: „Не ешьте из того, что было заколото ради этого дня, но ешьте (плоды) их деревьев“.
➡️Передается от Абу Бурза, что у него проживали язычники и делали в день Навруза и Мехрегана ему подарки. И он говорил своей семье, чтобы они ели из этих подарков фрукты, но отказывались от другого.
Все эти предания указывают, что праздник не влияет на дозволенность принятия подарка, но подарки можно принимать и в дни праздников,и в другие дни, так как в этом нет содействия им в делах неверия».
❗️После этого он заметил, что мясо животного, которое было заколото человеком Писания ради этого дня употреблять запрещено, несмотря на то, что в основе мясо животного, заколотого человеком Писания, употреблять дозволено.
Он, да помилует его Аллах, сказал: Разрешено употреблять в дни праздников пищу людей Писания: покупать у них её или получать в подарок, если только среди этого нет мясо животного, заколотого ради этого праздника.
Что касается мяса животных, заколотых язычниками, то, как известно, употреблять его запрещено, как говорят все ученые.
Что касается употребления в пищу мяса животных, которые были заколоты людьми Писания в дни их праздников, и посредством которого они ищут приближения к иным божествам, кроме Аллаха, например, приближения к ‘Исе, к планете Венера, подобно тому, как мусульмане ищут своими жертвенными животными приближения к Аллаху, то у имама Ахмада было два мнения.
Самое известное мнение, которое приводится в его текстах, гласит, что мясо употреблять запрещено, даже если при его закалывании не было произнесено имя другого божества, кроме Аллаха. Запрет употребления подобного мяса был передан от ‘Аиши, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара… (Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым. Т. 1. С. 251).
➡️Резюмируя вышесказанное, скажем, что подарок от Вашей соседки-христианки в день её праздника принять Вы можете, но при следующих условиях:
1) этот подарок не должен содержать мяса животного, которое было специально заколото ради этого дня;
2) подарок не должен содержать предметов, которые содействуют уподоблению им в дни их праздников: свеч, яиц, пальмовых листов и прочего;
3) принятию подарка должно сопутствовать разъяснение своим детям вероубеждения о непричастности и любви (дружбе), чтобы этот подарок не зародил в них любовь к этому празднику и привязанность к человеку, сделавшему подарок;
4) чтобы при принятии подарка намерением был призыв к исламу и установление добрых отношений, но не любовь и привязанность.
В том случае, если в подарке есть то, что мусульманин принять не может, следует отказаться и разъяснить причину отказа принять его.
Например, можно сказать: Мы не можем принять твой подарок, так как мясо животного, которое было заколото ради этого дня, нам употреблять недозволено, или подобный подарок может принять только человек, который празднует этот день, а мы этот день не отмечаем, так как он не является праздником в нашей религии и содержит верования, которые в нашей религии считаются неверными и т.п.
То есть можно выбрать фразу, которая бы открыла дверь призыву к исламу и разъяснению опасности неверия, в котором они пребывают.
Мусульманин должен гордиться своей религией, соблюдать её установления, не отказываться от нее и не делать уступок из стыдливости и в угоду кому-либо. Всевышний Аллах более всех достоин того, чтобы люди испытывали чувства стыда перед Ним.
А Аллах знает лучше
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид, фетва №85108, полный текст фетвы можно прочитать на его сайте islamqa.info
ЧТО КАСАЕТСЯ ЕДЫ И ПОДАРКОВ ОТ МУСУЛЬМАН В ДНИ ПРАЗДНИКОВ НЕМУСУЛЬМАН:
Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:
❌«Нельзя мусульманину принимать подарок от другого мусульманина❗️ в дни праздников неверующих, если подарок был сделан вопреки обычному распорядку дня.
Особенно, если в подарке есть то, что содействует уподоблению им (неверующим – прим. пер.). Например, если в Рождество были преподнесены свечи, или в день четверга, в последний день их поста, были подарены яйца, молоко или баранина.
Также мусульманину запрещено преподносить подарок в эти дни ради этих праздников (праздников неверующих), особенно, если в подарке есть то, что содействует уподоблению неверующим, как об этом было сказано (Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым. Т. 1. С. 227).
Из этой же фетвы шейха Мунаджида.