Пользы с урока по книге “Хилья толибиль ильм” (Украшение требующего знания) шейха Бакра Абу Зейда
Польза первая.
Требующий знания должен остерегаться скверных друзей и дурного окружения, т.к. дурные нравы передаются как зараза. Профилактика недугов сердца легче, чем их лечение, поэтому лучше заранее отстраняться от тех людей, которые могут погубить тебя, чем потом искоренять последствия такой “дружбы”.
Вместо этого требующий знания должен окружать себя теми, у кого такие же цели, интересы и стремления, как и у него. Такие друзья будут помогать тебе в твоих начинаниях, подбадривать, исправлять и вместе с тобой двигаться вперед.
Их следует целенаправленно искать и прилагать усилия, чтобы твое окружение состояло именно из таких людей.
Категории друзей:
1. “Садику манфаа” – друг пользы, выгоды. Дружит с тобой только ради мирской пользы, которую он надеется от тебя получить, будь то от твоих денег, статуса и т.п. Шейх говорит, что это самый распространенный вид друзей в наше время.
2. “Садику лязза” – друг по интересам, с которым у вас общее хобби или другие незначительные интересы. Ему интересно и весело проводить с тобой время. Когда его интересы и хобби изменятся, он тебя оставит.
Это временная, поверхностная дружба. Мне показалось, что большинство сестер дружит в наше время именно такой дружбой, а не по причине общей акыды и убеждений. У них общие интересы: готовка, дети, шитье, какое-то общее занятие и т.п.
3. “Садику фадыля” – друг, который видит в тебе твои благородные качества, твое благочестие, стремление к праведности и набожности и дружит с тобой по причине этого. Такой друг поддерживает тебя в твоих благих начинаниях, стремится быть лучше вместе с тобой, дружит с тобой бескорыстно.
Именно это – настоящая дружба, только на такого друга можно положиться и такой друг – редкая монета, которую надо беречь и которой надо дорожить.
Хишам ибн Абдуль-Малик (один из халифов бану Умеййа) говорил: “Не осталось из сладостей этой дунья ничего, кроме брата, в общении с которым я могу ничего не остерегаться”. (т.е. я не боюсь, что он поймет меня неправильно или подумает обо мне плохое).
Человек нуждается в обществе и нуждается в друзьях, но если он не может найти праведных друзей, то для того, чтобы отстраниться от людей необходимо две вещи:
1. Твердое знание, т.к. не будет с ним никого, кто бы исправил его ошибку, когда он не прав.
2. Аскетичное отношение к этой дунья.
Польза вторая.
“Кибаруль химма филь ильм” – большое усердие в знаниях.
Требующий знания должен ставить перед собой высокие, благородные цели, не привязанные только к этой дунья. Мирские цели и стремления ограничивают и унижают человека, привязывают его к земле, из которой он был сотворен.
Если бы ученые до нас не поступали таким образом и ограничивались только дунья, то нас не достигли бы их работы и книги, а шариатское знание не распространилось бы в такой степени по всему миру.
Толиб должен постоянно спрашивать себя: чем я могу быть полезным умме? Как еще я могу помочь мусульманам? Что я могу сделать?
И пусть не отчаивается, что он мал и что он один. Требующий знаний должен поставить перед собой цель, составить для ее достижения план и следовать ему.
Подготовлено Sestram.info