Серия заметок о науке хадиса: что такое сунна? + ЗАДАНИЕ!
(Часть 1 читать тут)
باسم الله الرحمن الرحيم
Что мы подразумеваем под понятием «сунна»? Свод правил, касающихся поклонения? Или желательные действия, слова, качества, ведущие к довольству Аллаха? Или это образ жизни и мыслей? Какую роль играет Сунна в жизни мусульман?
Итак, Сунна – это, прежде всего, разъяснение Корана и пример наилучшего воплощения ислама в жизнь. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был «Кораном, ступающим по земле».
1. Не зря мы говорим «жить по сунне», ведь Сунна охватывает все стороны жизни человека:
– временную (от рождения и до смерти, или даже от зарождения жизни и жизни в Ахира);
– ситуативную, регулирующую поведение мусульманина во всех сферах жизни (дома, на работе, в мечети, отношения с Аллахом, своим эго, другими мусульманами и не мусульманами, а так же с животным, растительным миром и т.п.);
– индивидуальную (забота о теле, разуме и душе).
И в этом нет ничего удивительного, ведь Пророк Мухаммад – печать пророков, и его послание адресовано ко всем и каждому до Дня Воздаяния.
«И послали Мы тебя (о, Пророк) ко всем людям (благовещающим о награде Аллаха) вестником и (предостерегающим о Его наказании) увещателем» (Коран 34;28).
2. Было бы неправильным не упомянуть и отношение Сунны к другим мирам, помимо человеческого рода. «И Мы послали тебя (о, Пророк) милостью для миров» (Коран 21:107)
Ислам призывает человечество к бережному и дружественному отношению к нашему дому, в котором нам суждено провести свои дни, и ко всем его обитателям, в отличие от техногенной культуры Запада, провозгласившей девиз «Покорение природы». Лишь только в 13 веке в «цивилизованной» Европе впервые задумались над этим вопросом, когда во Франции приняли первый закон «об ответственном отношении к животным».
При этом Пророк (да пребудет над ним мир и благословение Аллаха) уже в 7 веке учил нас бережному отношению ко всякому созданию, ответственности и умеренности. Тут можно вспомнить и известные хадисы о запертой без воды кошке, и о собаке, страдающей жаждой, а так же запрет на убийство и истязание животных ради забавы («Не используйте ничего одушевленного мишенью» (Сахих Муслим, 1957).
Все эти истории, рассказанные Пророком (мир ему), учат нас одному – проявлению доброты и заботы ко всему, что нас окружает. В сборнике имама ат-Тирмизи приводится: «Тот, кому дан его надел доброты и мягкости, тому дан его надел блага» (ч.5:2013).
Ислам учит нас, что все творения, будь то ветер и дождь, животные и птицы, растения и камни, – все это войско Творца, возносящее Ему хвалу, это общины, которые Аллах подчинил нам, чтобы облегчить наш путь к Его довольству.
Так, например, Пророк сказал: «Не ругайте ветер, ведь он приносит милость и муки, но спрашивайте у Аллаха его благо и просите защиты от его вреда». (Муснад имама Ахмада; 2:250)
3 –Другая отличительная черта Сунны – умеренность и гармония, согласующаяся со здоровой фитрой (естеством) человека.
Эту мысль можно заключить в словах Пророка, переданных в Сахихе аль-Бухари (1874) «Поистине, твое тело (обладает) правом на тебя, и у твоего глаза право на тебя, и у твоего супруга право на тебя, и у твоего гостя право на тебя».
4 – Сунна поощряет развитие науки и приобретение знаний, определяя правильную методологию и давая основы для познания.
Так, например, в доисламской Джахилии (и в современной Джахилии в том числе) люди верили, что затмения предвещают горести и беды. Пророк (мир ему) отверг это ложное утверждение, сказав: «Ни солнце, ни луна не затмеваются по причине чьей-то смерти или жизни, но они – знамения Аллаха» (Муслим, 901).
Пророк научил нас: «Размышляйте о знамениях Аллаха, но не размышляйте о самом Аллахе». И это основа любого познания – видеть в любом творении волю и мудрость Всевышнего.
Можно очень много и подробно написать по каждому из пунктов и добавить еще не одну страницу к вышесказанному, но результат не будет исчерпывающим.
Пусть это будет всего лишь предисловием для нашего дальнейшего изучения сунны иншаАллах.
Пусть каждая из нас еще раз вспомнит о месте Сунны в ее жизни и сделает еще один шаг по укреплению этой связи.
В следующей статье, если на то будет воля Всевышнего, постараюсь перейти к более научным вопросам.
Только давайте договоримся, что с каждой новой заметкой мы будем претворять в жизнь один хадис, одну сунну.
Сегодня это иншаЛЛах будет САЛЯМ:
Всевышний Аллах сказал: «А когда вы входите в дома, то приветствуйте друг друга благословенным и благим приветствием от Аллаха». («Свет», 61)
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О сынок, когда войдёшь (в свои дом), приветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
Ибн Умара передает: «Если ты зайдешь в дом, в котором нет никого, то говори: «Мир нам и праведным рабам Аллаха!» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1055).
Умм АбдуЛлах для Sestram.com