Сивак (мисвак) как профилактическое средство по уходу за зубами и огромная значимость сивака

        20 августа 2010

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего». (ан-Насаи)

Передается от Айши, что «Посланник АЛлаха всегда, днем это было или ночью, после пробуждения ото сна, чистил зубы перед тем, как совершить омовение» ( передали Ахмад, Абу Давуд).

Передается от Абу Хурейры, что Посланника Аллаха сказал:«Если бы я не боялся трудностей для моей уммы, то я бы велел им использовать мисвак с каждым вуду.» (Бухари)

Профилактическое средство по уходу за зубами

Ротовая полость и в частности зубы, играют важную роль в здоровом функционировании человеческого организма. Значение их определяется прежде всего их физиологической функцией – механическая обработка пищи с последующей ее расщеплением с помощью ферментов слюны.

Проблема здоровых зубов всегда интересовала человека. Учение о болезнях зубов возникло давно и своей историей уходит в далекое прошлое. Об этом свидетельствуют египетские папирусы, китайские письмена и труды врачей древней медицины – Гиппократа, Цельса и Галена, в которых отводится значительное место лечению зубов. В период VII – VIII вв. наибольшее развитие зубоврачевание получило на Востоке. Передовые врачи арабской медицины уделяли много внимания болезням зубов, которые они лечили общими и частными средствами. В последующие века до наших дней эта область медицины постоянно развивалась, находясь в непрерывном поиске эффективных способов лечения.

Сегодня, исследования проведенные медицинскими и аптекарскими международными центрами показали, что Сивак (веточка от дерева Арак, произрастающая только на территории Саудовской Аравии) обладает незаменимыми профилактическими свойствами предупреждения болезней зубной полости рта и ее производных: предотвращая кровоточивость десен, укрепляя структуру зубов.

Знаете ли вы, что Сивак содержит больше лекарственных и антибактериальных веществ, чем любая зубная паста промышленного производства. Подсчеты показали, что в ней содержатся 25 естественных различных лечебных компонентов так необходимые по уходу за нашими зубами.

В сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) зафиксировано более ста хадисов о пользе Сивака. Поэтому, имам Санани сказал: «Удивительно, хотя в сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержатся столь много хадисов на эту тему, мусульмане все равно пренебрегают ими и не пользуются этим средством профилактики». (Субуль Салам)

Средневековый ученый Ибн Кайим в книге «Пророческая медицина» перечислил следующие полезные свойства Сивака:

• Освежение рта.

• Укрепление зубов.

• Прекращение выделения слизи.

• Улучшение зрения. (Нервы тянущиеся от корней зубов так или иначе связаны с соседствующими частями лица человека).

• Удаление зубного камня. (Заметим, что он не удаляется массированием обыкновенной зубной щеткой, так как располагается главным образом в самой шейке зуба).

• Влияет на голосовые связки.

• Способствует процессу пищеварения в желудке.

• Поднимает общий тонус человека.

• Настраивает человека для чтения Корана, поминания Всевышнего, совершения намаза.

• Устраняет вялость организма.

• Удивляет ангелов Всевышнего Аллаха.

• Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.

Можно было бы продолжить, но обратимся к современным исследованиям, заключивших что сивак:

• превосходное средство профилактики и лечения заболевания кариеса детских зубов, благодаря содержанию в нем флюидных веществ.

• устраняет пятнистость и крапчатость зубной эмали, благодаря содержанию обесцвечивающих компонентов.

• отбеливает зубы, благодаря содержанию кремниевых веществ.

• благодаря содержанию серных и гальванических веществ не дает развиваться бактериям в кромках зубов.

• полезен при воспалительных процессах и прорезе новых зубов, обусловленное содержанием триметиламина и витамина «дж».

• способствует избавлению от курения.

Шариатом одобряется применение сивака в следующих случаях: при подготовке к омовению, намазу, чтению Корана; при появлении неприятного запаха изо рта постящегося или же после съеденной острой пищи; при долгом молчании, и наоборот, при продолжительном разговоре; при отходе ко сну и после него; при входе в дом и встречи с семьей; после еды (в начале, рекомендуется прополоскать рот водой, удалив остатки пищи, затем использовать веточку сивака); при приближении смертной агонии или непосредственно после смерти человека.

Как известно болезни лучше всего предотвращать, чем потом их лечить. Сивак в этом смысле является превосходным средством профилактики, укрепляющим ваше здоровье. Здоровых вам зубов и красивых улыбок.

Огромная значимость мисвака

Мисвак (сивак) – это чистка зубов и то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]”. (Хадис от ‘Аишы; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.)

Во времена Пророка, как и сегодня, есть кустарники, ветки которого применялись и применяются как щетка и паста единовременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке или сиваке. На сегодняшний день результатами научных исследований доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет счищается этой палочной безболезненно и очень эффективно, что в свою очередь предотвращает образование кариеса. Среди современных зубных паст имеются и те, одним из основных компонентов которых является мисвак.

Что касается времени применения, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т.д. Главным, с точки зрения действий Пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например ‘Аиша передавала, что “Посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы”.

Ученые единодушны в том, что чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком перед совершением очередной молитвы-намаза следует обратить внимание на то, что в одних хадисах говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения омовения (вуду’), а в других – перед молитвой. И в заключение приведу еще один хадис: “Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, после пробуждения ото сна, чистил зубы перед тем, как совершить омовение” (хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда).

Вопрос: Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

Ответ: В данном вопросе имеется два практических акцента, пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака после начала времени полуденной молитвы (“Зухр”) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная: Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Запах изо рта постящегося, пред Всевышним, лучше запаха благовония”. (Св. х. аль-Бухари и Муслима). “То есть, – заключила данная группа ученых, – желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта”.

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие и побуждающие к сохранению чистоты полости рта и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося:

Пророк Мухаммад говорил: “Одним из наилучших качеств постящегося, является [применение] мисвака”. (Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: “Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста”. (Св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Абу Дауд).

Имам аш-Шаукани, например, говорил: “Правильным является желательность (мустахаб) пользования мисваком на протяжении всего времени поста. Так считала бòльшая часть ученых”.

Огромная значимость мисвака

Важность использования мисвака, в свете Хадисов и высказываний Сподвижников Аллаха и Алимов

Абдуллах ибн Джараад (да будет доволен им Аллах) передал Слова Посланника Аллаха (мир ему): «Потребность использовать мисвак – это естественно для человека». (Аль Фатхуль Кабиир).

Сунна Пророков (мир им)

Абу Аййюб (да будет доволен им Аллах) передал Слова Посланника Аллаха (мир ему): «Четыре следующих пункта являются сунной Пророков (мир им): скромность, использование атара (духов) и мисвака, а также никях» (Мишкаат). (Примечание: иногда вместо скромности упоминается обрезание).

Наряду с бесчисленными преимуществами использования мисвака идет то, что это была сунна не одного, а многих Пророков (мир им). И каких же благ себя лишает тот, кто не пользуется мисваком, в то время как им пользовались Пророки Всевышнего!

Алляма ибн Исмаил (да будет Милостив к нему Аллах) сказал, «Я поражен теми людьми, которые, несмотря на все блага и достоинства мисвака, все же пренебрегают им, лишая, таким образом, себя огромного благословения, причиняя себе же вред и подвергая лишениям.”

– Мисвак – богоугодное деяние

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал Слова Посланника Аллаха (мир ему): “Сделайте должным для себя использование мисвака, так как в этом заключается не только чистота рта, но и довольство Всевышнего вами». (Шарх Тирмизи).

Аиша (да будет ею доволен Аллах) передала Слова Посланника Аллаха (мир ему): «Использование мисвака приносит чистоту рта и довольство Господа». (Бухари)

– Совет Ангела Джибрила (мир ему)

Мисвак чуть не стал фардом.

Абу Умамах передал (да будет доволен им Аллах) слова Посланника Аллаха (мир ему): «Используйте мисвак, так как это очищает рот и дает довольство вами Господа. Ангел Джибрил (мир ему) так часто рекомендовал мне мисвак, что я думал, что это станет фардом для моей уммы. А сам я использую мисвак так много и часто, что даже боюсь за свои зубы». (Ибн Маджа).

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Если бы я не боялся трудностей для моей уммы, то я бы велел им использовать мисвак с каждым вуду (омовением)». (Бухари).

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Если бы я не опасался трудностей для моей уммы, то я бы проинструктировал использовать мисвак перед каждым намазом». (Тирмизи).

Умму Салама (да будет ею доволен Аллах) передала слова Посланника Аллаха (мир ему): «Джибрил так часто советовал мне использовать мисвак, что я боялся за свои зубы». (Табарани).

Ожидание Пророком Мухаммадом (мир ему) ниспослания Божественного откровения по поводу мисвака

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Я так часто был инструктирован насчет мисвака, что я думал, что о мисваке будет ниспослано Божественное откровение». (Муснад Аби Ялаа).

(Эти слова Посланника Аллаха (мир ему) лишний раз подчеркивают огромную значимость мисвака. И безграничную Милость Аллаха, что мисвак не стал фардом для уммы, но стал великой сунной. То есть за использование человек получит великие блага и награды (одной из которых будет то, что благодаря пользованию мисваком человек сможет сказать «Ля иляха илля Ллах» перед смертью!!), но за неиспользование не будет греха, просто человек сам лишит себя бесчисленных благ и баракята.)

– Мисвак и сон Пророка Мухаммада (мир ему)

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Во сне я видел себя, чистящего зубы мисваком. Затем ко мне подошли два человека, один старше, а другой моложе. Когда я дал мисвак тому, кто моложе, мне было велено дать старшему. Так что я дал мисвак старшему из них». (Мишкаат).

– Мисвак в жизни Пророка Ибрахима (мир ему)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) поясняет следующее относительно тафсира Аята из Суры Аль-Бакара Священного Корана, где говорится, что Господь испытал Ибрахима особыми велениями, которые он (Ибрахим) выполнил.

«Он (Пророк Ибрахим – мир ему) был дан тест относительно тахарата [очищения], 5 пунктов в отношение головы и лица, и 5 – тела. 5 относительно лица и головы следующие – подравнивать усы, полоскать рот, промывать нос водой, использовать мисвак и уход за волосами. А 5 пунктов в отношение чистоты тела, следующие – подстригать ногти, делать обрезание, удалять волосы из областей подмышек и лобка и делать истинджа [очищаться после справления нужды]. (Тафсир ибн Касир).

– Использование мисвака после пробуждения ото сна

Аиша (да будет ею доволен Аллах) передала, что всегда, когда Посланник Аллаха (мир ему) пробуждался ото сна, будь это ночью или днем, то использовал мисвак и делал вуду (омовение).

– Мисвак ночью

Аиша (да будет ею доволен Аллах) передала, что вода для омовения и мисвак всегда были готовы для Посланника Аллаха (мир ему). И когда он пробуждался ночью, чтобы совершить намаз-тахаджуд, то он использовал мисвак (перед намазом). (Абу Дауд).

Передано от Хузейфы, что когда Посланник Аллаха (мир ему) просыпался ночью, то он чистил рот мисваком. (Ас-Сиааях).

Также Аиша (да будет ею доволен Аллах) передала, что для Посланника Аллаха обычно были приготовлены 3 след. посудины: одна с водой для вуду, другая с мисваком, а третья с питьевой водой. (Тот факт, что мисвак находился наравне с водой, лишний раз доказывает важность мисвака.)

– Использование мисвака при входе в дом

Шурайр ибн Хаани спросил Аишу (да будет ею доволен Аллах), «С чего начинал Пророк Мухаммад (мир ему), когда он приходил домой (входил в дом)?» «С использования мисвака», ответила она. (Мишкаат).

Мунави дает свои комментарии по этому поводу: «Мы должны говорить слова приветствия, когда входим в дом (Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух). В этом приветствии есть Имя Аллаха. А имя Аллаха должно произноситься чистым ртом.

Также по прибытию домой рекомендуется поцеловать жену, показывая ей свою любовь и внимание. Значит, тоже надо следить за тем, чтобы рот был чистым, чтобы не причинить жене неприятности.

– Использование мисвака перед чтением Корана

Али (да будет доволен им Аллах) передал: «Истинно, ваши рты – пути к Корану. Так что чистите их (пользуйтесь) мисваком». (Ибн Маджа).

Фукаха (Ученые по Фикху) сказали, что это мустахаб [желательно] – пользоваться мисваком перед чтением Корана.

Али (да будет доволен им Аллах) передал: «Мы были инструктированы пользоваться мисваком. Когда человек начинает намаз (встает на намаз), то появляется ангел, который стоит возле него и внимательно слушает чтение Корана (то, что произносится в намазе). (Постепенно) ангел приближается к человеку, пока не будет находится буквально у его рта. И все, что человек произносит в намазе из Корана, все это прямо доносится до ангела (входит в него). “(Ас-Суннатуль-Кубра).

– Использование мисвака перед встречей или собранием

Ибн Тамими ибн Аббас передал со слов своего отца, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Почему твои зубы такого цвета, когда ты пришел ко мне? Надо пользоваться мисваком». (Аль-Муджамуль Кабир из Табарани).

(Из этих слов Посланника Аллаха (мир ему) становится ясно, что перед встречей или собранием надо пользоваться мисваком, чтобы избежать плохого запаха изо рта, налета на зубах, что может произвести неприятное впечатление у окружающих.)

Источники:
http://www.islamhouse.com/p/68680
http://www.islamhouse.com/p/150403


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

Оставить свой комментарий

2010 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin