Сначала восполнение Рамадана, затем пост Шавваль
Вопрос :
Относительно шести дней шавваля после дня Ида: должна ли женщина начинать с восполнения поста тех дней, которые она пропустила по причине менструации, после чего поститься 6 дней из шавваля, или нет?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Если она хочет аджр (награду), о которой говорится в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “кто постился рамадан, потом шесть дней из шавваля, тот словно постился целый год
” من صام رمضان ثم أتبعه ستا من شوال كان كصيام الدهر (хадис передал Муслим, № 1984), то для того, чтобы этот хадис подошел к ней и она достигла аджра, упомянутого в нем, она должна сначала восполнить дни рамадана, а потом поститься 6 дней из шавваля.Что касается разрешенности, то ей разрешено отложить восполнение дней рамадана, но сделать так, чтобы она восполнила их до наступления следующего рамадана.
Вопрос : Разрешено ли человеку поститься шесть дней шавваля до восполнения пропущенных им дней рамадана, если оставшейся части месяца шавваля не хватит для того, чтобы пропоститься в нем 6 дней?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Правильным является то, что держание поста в течение шести дней месяца шавваля связано с завершением поста рамадана, – на это указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Кто постился рамадан, потом шесть дней шавваля, тот словно постился целый год
” من صام رمضان ثم أتبعه ستا من شوال كان كصيام الدهر (хадис передал Муслим, № 1164).
Его слова “потом” (”сумма” ثم) – харф атф حرف عطف, указывают на очередность и последовательность. Они указывают, что необходимо сначала завершить пост рамадана, потом уже поститься шесть дней из шавваля, чтобы достичь аджр, который упомянут в хадисе.
Потому что про того, кто должен возмещать дни из рамадана, говорят “сама баъд рамадан صام بعض رمضان” – “он постился некоторую часть рамадана“, но не говорят “сама рамадан صام رمضان” – “он постился рамадан“.
Но если у человека есть оправдание, которое помешало ему поститься шесть дней шавваля в шаввале по причине возмещения дней рамадана, как, например, женщина-нафса نفساء (с послеродовым кровотечением), которая весь шавваль возмещает пропущенный рамадан, то она может поститься шесть дней шавваля в зуль-къаъде, т.к. у нее есть уважительная причина. Также каждому, у кого есть оправдание (узр عذر), разрешено восполнять шесть дней шавваля в зуль-къаъде после возмещения дней рамадана. Что касается того, кто вышел из месяца шавваля, не пропостившись в нем шесть дней без причины, то он не получит аджра (если будет поститься 6 дней в зуль-къаъде).
Шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах, спросили, можно ли женщине, имеющей долг за рамадан, сначала пропоститься шесть дней шавваля, или же сначала нужно восполнить рамадан?
Он ответил: “Если женщина не допостилась рамадан, то она не должна поститься шесть дней из шавваля до того, как восполнит рамадан, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто постился рамадан, потом шесть дней из шавваля…”, и та женщина, которая имеет долг за рамадан и не допостилась, получит аджр за держание поста шести дней только после того, как закончит поститься рамадан. Если предположить, что восполнение рамадана займет весь шавваль, как, например, у женщины-нафсы (с послеродовым кровотечением), которая не постилась ни дня в рамадане, потом начала возмещать рамадан в шаввале и не закончила возмещение до того, как начался месяц зуль-къаъда, то она может поститься шесть дней шавваля в шаввале, и у нее будет аджр за то, что она постилась в шаввале, т.к. отложение возмещения рамадана в данном случае – дарура (необходимость), держание поста шести дней шавваля имеет оправдание, и у нее будет за это аджр (”Маджмуъ аль-фатава”, 19\20).
Сюда можно добавить, что восполнение (قضاء) рамадана – ваджиб (обязательно) для того, кто не держал пост по уважительной причине (узр), более того, это часть (джузъ) поста, одного из столпов ислама, поэтому человеку необходимо спешить восполнить пост и избавиться от долгов до того, как совершать нечто мустахаббное (пост шести дней шавваля).