Мусульманка усердствует на пути Аллаха
Мусульманка содействует торжеству ислама, усердствует на пути Аллаха
(из примеров сподвижниц Посланника Аллаха)
Цель всех действий служения Господу, которые выполняет мусульманка – победа и торжество небесной религии в повседневной жизни, работа по претворению предписанного образа действий в жизнь индивида, семьи, общества.
Искренняя мусульманка идущая путем, указанным ее религией, всегда почувствует, что степень ее поклонения будет недостаточной, если она сделает какое-то упущение в этом важнейшем аспекте своей жизни и жизни всех мусульман. Ибо поклонение – то высокое предназначение, ради которого Аллах сотворил джиннов и людей. Речь идет о превознесении и прославлении Слова Всевышнего на земле и тем самым – о преклонении людей перед Ним:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51; 56)
И тем самым достигается претворение смысла «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха» в реалии жизни.
Первые мусульманские женщины глубоко понимали смысл всего этого, проникнувшего в глубины их душ. На пути Аллаха они проявляли не меньшую устремленность и самопожертвование, чем мужчины. Более того, некоторые из женщин предыдущих поколений этой общины превосходили многих мужчин в проявлении таких качеств.
Вот, например, Асмаа бинт Умайс, жена Джаафара ибн Абу Талеба. Она без промедления приняла ислам одновременно со своим мужем в первые дни исламского призыва. А ведь это было трудное время; гонения, муки, бедность. Она без колебаний приняла решение переселиться с мужем в Эфиопию. Такой шаг тоже был сопряжен с трудностями, невзгодами и даже с опасностями. И все это она переносила терпеливо и безропотно ради дела Аллаха и Его религии. И вот Омар ибн аль-Хаттаб шутливо обращается к ней: «Эфиопка! Мы раньше вас решились па переселение из Мекки». Она ответила: «О выходец из племени Амр! Правильно говоришь. Но надо добавить, что вы были с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. С ним было легче. Он и накормит, кто голоден, научит, кто невежественен. А мы то были изгнанники, среди чужих, очень далеко от него. Давай спросим его мнение». Она действительно пришла к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и сказала: «О посланник Аллаха! Некоторые мужчины злословят в наш адрес и утверждают, что мы не были в числе тех, кто первыми участвовал в хиджре». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет па него Свою благодать, сказал: «У вас было две хиджры. Сначала вы переселились в Эфиопию, когда мы были, как заложники в Мекке, а затем вы переселились ко мне».
Асмаа бинт Умайс привела блестящий аргумент, подчеркивая заслуги тех, кто был в числе первых участников хиджры в Эфиопию. Она добилась того, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, особо подчеркнул, даже прославил значимость совершенного этими благородными людьми: они дважды совершили хиджру. Поистине, на их долю выпала великая честь – иметь такую заслугу. А заслуга эта заключается в том, что они спешили оказать содействие в достижении торжества усилий благородного посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, покидая родных и родные места ради торжества дела Аллаха.
Как известно, договор, заключенный и скрепленный клятвами после переговоров, которые состоялись тайно в первую ночь после окончания священных обрядов в низине на склоне холма Акаба, сыграл очень важную роль в обеспечении торжества посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Заслуга в этом принадлежит и мусульманкам. В составе делегации ансаров были две женщины, авторитетные, имеющие заслуги. К их мнению прислушивались. Это были Насиба бинт Кяаб аль-Мазинийя и Умм Мании Асмаа бинт Амру ас-Сулямийя Умм Муаз бен Джабаль, да будет доволен ими Аллах. Последняя была потом вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, во время боевых действий в оазисе Хайбар и очень достойно вела себя, проявив твердость характера, стойкость и отвагу.
После того, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, воспринял Его призыв выполнить религиозную миссию, стал проповедовать единобожие, отвергнув поклонение идолам, позиции сторонников многобожия (т.е. тех, которые придумывают кроме Господа и другие божества) стали слабеть. Они вступили в заговор против него с тем, чтобы ночью убить его. Проникнуть в эту тайну удалось лишь мусульманке Нафит Али аль-Миа, невольнице у Бинт Сайфийй. Старческая слабость не помешала ей спешить, чтобы спасти посланника Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего. С трудом, едва держась на ногах, она пришла и рассказала об этом заговоре. Благодаря этому пророк решил опередить события, т.е. немедленно совершить хиджру. Покидая столь любимые родные места, он оставил своего племянника Али, да будет над ним мир, спящего на его кровати. Это было сделано для того, чтобы окружившие дом, находившиеся в засаде заговорщики думали, что он находится в доме, чтобы отвлечь их внимание, исключить преследование и убийство в пути.
Поистине, эта славная женщина оказала неоценимую услугу исламу и мусульманам! Она совершила джихад, чтобы сохранить жизнь посланника Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, в труднейших условиях. И это произошло в один из самых опасных этапов осуществления его благородной миссии – исламского призыва.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, покинул вместе со своим сподвижником Мекку. Они спрятались от посторонних взоров в известной им небольшой пещере на склонах горы Саур. Там пробыли три дня. По ночам к ним приходила молодая девушка Асмаа, дочь Абу Бакра Правдивейшего, да будет им обоим благоволение Аллаха. Она приносила им еду и воду и подробно рассказывала о действиях курайшитов, осуществлявших поиски.
Вдумайтесь в это. Эта исключительная личность – юная мусульманка – глубокой ночью проделывает не близкий путь от Мекки до горы Саур. И ничто не может удержать ее делать свое дело – безлюдная, тревожная местность, трудная пересеченная дорога, возможная засада врагов. Она знала, что спасение посланника Аллаха, да будет над ним благоволение и благодать Всевышнего, и его сподвижника- достижение ими своей цели, т.е. прибытие в место назначения хиджры – большая победа религии Аллаха. Ведь она делала это каждые сутки, шла скрытно, осторожно, наблюдая вокруг, не видит ли ее кто-нибудь, затем поднимается по склону горы, чтобы доставить посланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, и его сподвижнику провизию и новости. А затем возвращается в Мекку под покровом темной ночи.
Сама по себе эта задача, которую выполнила Асмаа ради нового вероучения и пророка, не под силу даже многим крепким по духу и физически мужчинам. Но это не все. Нужно подчеркнуть, что при этом она подвергалась и другим суровым испытаниям и выстояла, ибо стояла на своем твердо, как скала. Так, однажды ее окружили курайшиты, сторонники многобожия, отвергавшие новое вероучение, и спросили, где ее отец. Она ни в чем не призналась, притворилась, что ничего не знает об отце. Они не унимались и настаивали на своем. Ярый враг ислама Абу Джахль даже ударил ее по лицу и стал дергать за серьги в ушах. Но это нисколько не уменьшило ее решимости стоять на своем, не поколебало ее волю сохранить сокровенную тайну. И она продолжала делать свое дело, пока не наступил день, когда посланник и его сподвижник покинули пещеру и направились в Ясриб, ставший затем городом пророка – Мадина ан-Наби. Девушка принесла им еду на дорогу. Перед их уходом Асмаа хотела завернуть и завязать дорожную провизию, но ничего такого под рукой не было, кроме обычного пояса, носимого женщинами, и сказала об этом отцу. Тот ответил: «Разорви его на две части. В одну половину положи путевые припасы, а другой – завяжи бурдюк с водой. Она так и сделала. Поэтому позже ее стали называть «владелица двух поясов».
По мере торжества религии Аллаха и присоединения все новых и новых сторонников к исламу призыву женщина всегда была в гуще событий. Вера во Всевышнего и в истинность ислама сделала сердца мусульманок прекрасными, восприимчивыми к общему делу, щедрыми на добрые дела. Им было невыносимо трудно жить среди язычников, вдали от обстановки радушия, приветливости, щедрости, великодушия и доброты ислама. Они участвовали вместе со своими мужьями в хиджре. Для них, как и для их мужей, это было проявлением желания повиноваться Аллаху и содействовать успеху и торжеству Его вероучения.
Как и мужчины, эти женщины верили в Аллаха, были правоверными и шли на жертвы. Именно такая глубокая вера в истинность ислама побудила Умм Кульсум бинт Укба ибн Абу Му-айт переселиться из Мекки в Мадину. Причем она сделала это одна, да еще в тот период, когда действовал договор о перемирии с курайшитами, заключенный в долине аль-Худайбийя между посланником, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, и сторонниками многобожия. Как известно, договор предусматривал, что мусульмане будут выдавать многобожни-кам всех их соплеменников, которые без согласия своих патронов примут ислам и убегут в Мекку. Например, двое мужчин из курайшитов пришли без согласия последних в Мадину, но посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, выполнил условия договора и вернул их курайшитам. Так вот, именно в такое время добралась Умм Кульсум в Мадину и сказала посланнику, да будет над ним благословение и благодать Аллаха: «Я убежала из Мекки глубоко осознанно, по своей религиозной убежденности. Поэтому прошу разрешить мне остаться здесь, не отсылать меня обратно к ним. Они устроят мне мучения, подвергнут пыткам и истязаниям. Но я же женщина и не выдержу пыток. Ты знаешь, что женщины слабы, чтобы выдерживать такое. Я знаю, что ты вернул двух мужчин, которые убежали из Мекки». Он ответил: «Аллах, Всемогущ Он и Всеславен, нарушит этот договор, если речь идет о женщинах».
Аллаху было известно, что Умм Кульсум бинт Укба ибн Абу Муайт была тверда в своей вере. То же самое относится и к другим участницам хиджры, которые переселились исключительно из своей любви к Аллаху и Его посланнику. Поэтому Он ниспослал в Коране откровение о том, что договоренность между посланником и приверженцами многобожия не распространяется на женщин, и запретил отправлять их обратно к не принявшим ислам. Эти женщины выдержали испытание и убедительно показали, что переселились не для того, чтобы быть с мужем, или по имущественным соображениям или другим причинам, а сугубо из любви к Аллаху и Его посланнику. Вот это откровение:
«О те, кто уверовали! Если к вам придут верующие женщины, участницы хиджры, то испытывайте их. Аллах вполне знает их веру. Если узнаете, что они правоверные – то не возвращайте их к неверным: они им не дозволены и те не дозволяются им». (60; 10)
К таким женщинам, внесшим большой вклад в торжество ислама, относится также Умм аль-Фадль бинт аль-Харис – шумная, приятная, благочестивая сестра духовной матери мусульман. Она была второй женщиной, принявшей ислам. Первой, как известно, была Хадиджа бинт Хувайлид, да ниспошлет ей Аллах Свое благоволение. Умм аль-Фадль стала для посланника Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, опорой, содействием и вдохновляющим собеседником.
Умм аль-Фадль была женой его дяди Аббаса ибн аль-Мутталиба. Она занимала позицию, диаметрально противоположную позиции, которой придерживалась Умм Джамиль, жена его другого дяди – Абд аль-Узза, того самого, которому мусульмане дали прозвище «Абу Ляхаб» («Тот, которому уготовано место в аду»). Она Абу Ляхабу будет своими руками подкладывать дрова в костер, а на шее у нее будет веревка из пальмовых волокон, как сказано в Священном Коране. Это за то, что она всячески старалась причинить вред посланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего. А вот Умм аль-фадль была в числе первых и самых активных сторонников пророка, да благословит его Аллаха и ниспошлет на него Свою благодать, оказывавших ему всяческое содействие и поддержку, готовых на пожертвование ради торжества его пророческой миссии. Такой она была в самое трудное время, в дни самых трудных испытаний, гонений и преследований, которые выпали на долю первых мусульман.
Она, ее муж Аббас и их сыновья скрывали, что приняли ислам, по велению посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Это был продуманный шаг. Они, таким образом, могли быть в курсе тайн сторонников многобожия и сообщать о них посланнику Аллаха, да будет над ним благоволение и благодать Аллаха. Когда произошло сражение между мусульманами и неверующими в долине Бадр и пришло сообщение о поражении курайшитов, Умм Фадль посоветовала своим сыновьям не показывать свою радость и, тем самым, избежать гнева неверующих, особенно со стороны Абу Ляхаба, который открыто проявлял ненависть к посланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Аллаха и к его сподвижникам
Умм аль-Фадль терпеливо переносила разлуку со своим мужем Аббасом ради Аллаха и Его религии с того дня, когда благородный посланник повелел ее мужу остаться в Мекке, а ей – переселиться в Мадину. Эта разлука длилась долго и была мучительным тяжким испытанием. Терпеливо и безропотно Умм аль-Фадль проводила дни и ночи, соблюдая пост, совершая молитву и ожидая приезда любимого мужа в Мадину по окончании его миссии в Мекке. Он все еще отсутствовал, когда уже и последний мухаджир приехал. Ее муки и страдания смягчило лишь то, что она видела, как ее старший сын Абдалла всегда находился при пророке, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, неотступно следует за ним, черпает мудрость из источника его мудрого руководства. Ей и в голову не приходило, что история приготовит ей такую судьбу – войти в эту историю через самые широкие ворота, быть матерью ученого исламской общины, толкователя Корана – Абдаллы ибн Абба-са, да ниспошлет Аллах им обоим Свое благоволение.
Среди женщин, в числе первых принявших ислам, идя на самопожертвование и пренебрегая связанными с этим, страданиями, гонениями, хочется назвать и Сумаййю Умм Аммар ибн Ясир. Когда жара в полдень достигла своего апогея и раскалились пески пустыни, люди из рода Бену Махзум вывели ее с сыном и мужем сыпать на них горячий песок. А перед этим надели на них разогретую кольчугу и стали бить камнями. И так до тех пор, пока сын и муж, воизбежание смерти, не отреклись. Они двое произнесли это слово, будучи принужденными это сделать. Это о них двоих и подобных им ниспослал Аллах откровение:
«…кроме тех, кто это сделает под принуждением, тогда как сердца их тверды в вере». (16; 106)
А Сумаййа? Она стойко держалась, отказалась сказать слово в угоду неверующим. Низость и подлость были характерны для Абу Джахля до такой степени, что он вонзил в нее копье, от чего она скончалась. История зафиксировала золотыми буквами ее как первого по счету героя – мученика, погибшего за ислам.
Кроме Сумаййи в истории ислама было много и других женщин, которые вынесли немыслимые муки и страдания ради торжества ислама. Их решимость не ослабела, а силы не иссякали, когда приходилось переносить репрессии. Они принимали выпавшие на их долю удары судьбы – страдания и муки – терпеливо, не допуская дурных поступков по отношению к своей религии. Они не унижались до выпрашивания пощады. Историки признают, что ослабевшими телом и духом мужчины, кроме Биляля, да помилует его Аллах, были вынуждены просить сохранить жизнь словом, угодным тиранам, творящим несправедливость. Но авторы не приводят каких-либо фактов, которые бы свидетельствовали о том, что среди женщин были такие случаи.
Поистине, речь идет об исключительном феномене мусульманских женщин. Ради торжества дела Аллаха и укрепления Его религии они стойко переносили страдания и муки, с чувством, если так можно выразиться, ощущения приятной удовлетворенности. Они не переставали пропагандировать ислам, призывать принять новую веру, зная, что, идя по этому тернистому пути, встретят трудные испытания, страдания и муки.
Нужно вспомнить и рассказ о курайшитке из племени Амир Умм Шариик, переданном Ибн Аббасом. Он был живым свидетелем сияния веры в истинность ислама в душах женщин, их устремленности и порыва на стезе призыва встать на путь Аллаха, о стойкости перед лицом страданий, тягот и изнурительного подвижничества, с которыми они сталкивались при этом.
Ибн Аббас сказал: «Ислам запал в сердце Умм Шариик, когда она жила в Мекке. Она приняла ислам, а затем стала тайно приходить к женщинам – курайшиткам и призывать их принять ислам, делая это увлеченно, всячески возбуждая у них интерес к этому. Об этом стало известно жителям Мекки, и однажды они задержали ее и стали выговаривать: «Если бы не твоя принадлежность к такому роду, то мы бы соответственно поступили с тобой, но мы вернем тебя к ним». Она рассказала потом: «Затем посадили меня на верблюда, причем так, что подо мной ничего не было ровного, удобного. Затем оставили на три дня, не давали ни есть, ни пить. Затем связали меня и посадили под открытым солнцем, а сами сидели в тени, пока не удалились…»
Этим не ограничиваются примеры активного искреннего участия мусульманской женщины в деле обеспечения торжества ислама, самопожертвования на пути Аллаха. Непременно следует отметить, что она участвовала во многих военных походах вместе с посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его сподвижниками, после того как началось вооруженное противостояние между лагерем веры в Аллаха и лагерем неверия. Она совершила много славных дел, столь нужных для воинов. Например, подготовка бурдюков для воды, снабжение муджахидов водой, уход за ранеными, вынесением убитых с поля боя. В критические моменты она не отказывалась взять в руки оружие и окунуться в пучину боевых действий рядом с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и его сподвижниками. Аль-Бухари и Муслим приводят много рассказов, в которых предстает светлый образ мусульманской женщины в то славное время, когда ислам занимал в ее сердце столь важное место и она выражала свою любовь к Аллаху и Его посланнику и гордилась этим вероучением.
В одном из хадисов имама Муслима говорится об Умм Атыййа. Она сказала: «Я участвовала вместе с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, в семи военных походах. Следовала за воинами, готовила для них пищу, ухаживала за ранеными и больными».
Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, участвовал в военном походе. С ним были и женщины из ансаров. Они доставляли воду, лечили раненых».
Имам аль-Бухари и Муслим передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Анас сказал: «В день сражения у горы Ухуд некоторые дрогнули и обратились в бегство, бежали от пророка, да будет над ним благоволение и благодать Аллаха. Абу Талуй предстал перед ним, одетый в доспехи, защищающие от
оружия неверных. Абу Тальха – хороший стрелок. Сломал в тот день два или три лука». Проходил человек, у которого с собой был колчан со стрелами, и Абу Тальха обратился к нему: «Рассыпь их для Абу Тальха». Он увидел, что пророк Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, следил за происходящим, за действиями воинов. Абу Тальха сказал: «О пророк Аллаха! Ты для меня как мои отец и мать. Не стой так на возвышении и тебя не поразит стрела. Пусть я буду заколот, а не ты». Он сказал: «Я видел Аишу бинт Абу Бакр и Умм Суляйм. Они продолжают трудиться. Я вижу их щиколотки. Они носят бурдюки с водой на спине и опорожняют их, дав людям напиться. Затем они возвращаются и вновь заполняют бурдюки, снова приходят и буквально льют воду во рты сражающихся. А у Абу Тальха меч падает из рук от дремоты».
Какое славное, великое дело делали эти две благородные госпожи, участвуя в джихаде, чтобы утолить жажду муджахидов, смягчить их боль в то время, когда они были в пылу ожесточенного жестокого боя в обстановке знойной жары, типичной для Хиджаза в это время года. Эти две славные госпожи передвигались по полю разгоревшегося боя, не обращая внимания на летящие стрелы и сражающиеся мечи.
Вот почему праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, предпочел, чтобы при дележе одежды среди женщин Мадины последний оставшийся мирт (верхняя шерстяная или шелковая одежда в виде мантии с короткими рукавами) был отдан Умм Салит, а не Умм Кульсум бинт Али. Во время боевых действий у подножия горы Ухуд Умм Салит шила бурдюки для воды. Ее работа имела очень большое значение для восстановления здоровья и сил муджахидов и тем самым-для их возвращения в строй.
Аль-Бухари рассказал, ссылаясь на Сааляба ибн Абу Малика, «Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, делил мирты между женщинами Мадины. Остался один хороший мирт. Один из присутствовавших говорит: «О повелитель правоверных! Отдай этот мирт дочери посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он имел в виду Умм Кульсум – дочь Али. Омар ответил: «Умм Салит более достойна. Она из числа женщин ансаров, которые присягнули посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. В день сражения у подножия горы Ухуд шила нам бурдюки для воды».
Во время сражения у подножия горы Ухуд лицо благородною посланника было ранено до крови, были разбиты щека и верхняя губа, был выбит передний зуб. Его дочь Фатыма, да будет над ней мир, промывала рану, а Али лил воду. Когда Фатыма увидела, что кровотечение не останавливается, взяла кусок подстилки и сожгла ее и прилепила к ране, после чего кровь остановилась.
А вот другая женщина, показавшая стойкость в трудный момент во время боя у подножия горы Ухуд – Сафийя бинт Абд аль-Мутталиб, тетка пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, со стороны отца. Она с пикой в руке обращалась к тем, кто поддался панике и обратился в бегство, и, угрожая ударить в лицо, кричала: «Вы оставили посланника Аллаха, да будет над ним благоволение и благодать Всевышнего, и сбежали!» Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал ее сыну аз-Зубайру ибн аль-Авам, чтобы он отвлек ее внимание и тем самым не дал ей возможность увидеть, что случилось с ее братом Хамзой, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Хамза пал в честном единоборстве. А потом курайшиты изуродовали его тело. Но она сказала: «А почему? Мне стало известно, что они изуродовали его тело, отрезали его уши. Что теперь делать? Аллах Всемогущий послал нам это, чтобы мы стойко, терпеливо и безропотно перенесли безутешное горе».
Одной из самых славных участниц джихада, в том числе в день битвы у подножия горы Ухуд, была Насиба бинт Кяаб аль-Мазинийя Умм Умара, да будет доволен ею Аллах. В начале боя, когда успех сопутствовал мусульманам, она вместе с другими женщинами подносила воду, ухаживала за ранеными. Но вот лучники нарушили приказ благородного посланника, и победа обернулась поражением. Всевышний Аллах так сказал о них:
«Вы уходили с поля боя, не обращая внимания друг на друга. А посланник, находившийся сзади, призывал вас продолжать сражаться». (3; 153)
В этот трудный момент Насиба извлекла свой меч и присоединилась к тем, кто твердо стоял вместе с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, образовав вокруг него живую стену, чтобы защитить от стрел язычников. Когда опасность для жизни посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, возрастала, она спешила защитить его. Это привлекло внимание посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и он особо отметил: «Куда ни посмотришь – направо, налево, повсюду, близко от меня, сражается она».
О том, что произошло в этот трудный день с ее сыном Умарой, рассказывает он сам: «В тот день я был ранен в левое предплечье. Удар был от человека высокого роста, как пальма. Прошло немного времени, а кровь не переставала течь. Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, сказал: «Перевяжи свою рану». Ко мне подошла моя матушка, имея при себе повязки в пояснице и изаре. Она все приготовила и перевязала мою рану. А пророк в это время смотрел на нас. Она сказала: «Вставай, сынок, и вновь сражайся с ними». Пророк, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, сказал: «Кто может сделать то, что делаешь ты, о мать Умара?»
В тот очень трудный, критический день тело Насибы слабело от ран. Она сражалась с мечом в руке, нанося удары противникам. Это увидел посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, подозвал ее сына: «Смотри, твоя матушка ранена – перевяжи ей рану.. Да ниспошлет Аллах благословение вам, всему вашему дому. Твоя матушка сражается лучше, чем такой-то и такой-то». Когда она услышала слова посланника, да будет над ним благословение и благодать Аллаха, сказала: «Проси Аллаха о том, чтобы мы сопровождали тебя в раю». Он ответил: «О Аллах! Сделай так, чтобы они сопровождали меня в раю!» Она сказала: «Тогда меня не беспокоит, что со мной может случиться в этой, земной жизни».
Умм Умара мужественно и стойко сражалась не только в битве у подножия горы Ухуд. Она была вместе с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, в нескольких военных походах – в событиях, связанных с переговорами и договором, скрепленным клятвами, на склоне горы Акаба, в долине аль-Худайбийя, в боевых действиях в оазисе Хайбар и долине Хунайн, Кстати, во время действий в долине Хунайн она проявила не меньший героизм, чем в ходе боя у горы Ухуд. Позже, во время правления первого из праведных халифов, Абу Бакра Правдивейшего, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, она участвовала в бою в Йамаме против сил одного из лжепророков и показала себя как блестящая участница джихада. Она имела одиннадцать ранений, и у нее была ампутирована рука.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обрадовал ее сообщением о том, что ей уготован рай. Ее высоко ценили халиф Правдивейший и его военачальник Халид ибн аль-Валид, да ниспошлет Аллах им обоим Свое благоволение. Почет и уважение ей всегда оказывал и праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение.
В блестящей плеяде выдающихся женщин – участниц джихада в этот яркий период не менее величественной, чем Насиба бинт Кяаб, выглядит Умм Суляйм бинт Мильхан. У нас уже была возможность узнать, как она действовала вместе с Умм Умара, духовной матерью мусульман Аишей, Фатымой и другими женщинами – подносила воду, ухаживала за ранеными и т.п. А теперь увидим ее участницей других событий.
Мусульмане готовятся выступить вместе с посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в новый поход, цель которого – овладение Меккой для освобождения ее от власти язычников. В нем будет участвовать и ее муж Абу Тальха. Умм Суляйм была в состоянии последних месяцев беременности. Но такое состояние она не считала помехой своему желанию и решимости сопровождать своего мужа Абу Тальха, чтобы разделить с ним честь участвовать в джихаде на пути Аллаха, не обращая внимание на всевозможные трудности: трудные бытовые условия, неудобные средства передвижения, утомительный характер дороги, вероятность возникновения бедственного положения и т.д. Конечно же, муж очень опасался за нее, переживал, что она хочет ехать, будучи в таком положении. Но Умм Суляйм сама, самостоятельно приняла решение – будет сопровождать любимого мужа, вносить вместе с ним свой вклад в обеспечение торжества дела Аллаха, стать свидетельницей этого счастливого, звездного часа, когда на площадях и улицах города постоянно раздавались восклицания правоверных муджахидов: «Нет божества, кроме Аллаха! Он Един и Единственный! Он правдив в Своей угрозе и защищает Своего раба! Он один истребляет неверующие народы! Он Вечен, не было ничего до Него и не будет ничего после Него! Нет божества, кроме Аллаха! Только Ему мы поклоняемся! Мы искренне преданы Его вероучению, если даже этим вызываем нелюбовь со стороны неверующих!» Умм Суляйм видела, как необратимо, безвозвратно падают, уходят со сцены твердыни и символы идолопоклонства и многобожия на Аравийском полуострове. А идолы падают, швыряемые посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, провозглашающего: «Восторжествовала истина, ложное ушло в небытие. Ложное было преходящим, исчезающим».
Эти сцены еще более наполняли душу Умм Суляймы верой в истинность ислама и еще больше укрепляли ее решимость и желание сражаться на пути Аллаха. Не прошло и нескольких дней, как наступил день сражения в долине Хунайн в предгорьях Хиджаза. Тогда мусульмане испытали сильное потрясение. Многих охватила паника и они побежали с поля боя, не обращая ни на что внимания. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, закричал: «Люди! Остановитесь! Сюда! Я посланник Аллаха, Мухаммед ибн Аб-далла!» Стойкость вместе с ним проявила лишь небольшая группа мухаджиров и ансаров. В этой группе были и Умм Суляйм и ее муж Абу Тальха. Посланник Аллаха, да благословит его всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, увидел ее, беременную, одетую в бурд (кусок полосатой ткани вроде пледа). Там же были верблюд, принадлежащий Абу Тальхе. Она опасалась, что верблюд будет причинять беспокойство. Поэтому приблизила его морду к себе и взялась за кольцо из волос с веревкой, охватывающей переднюю часть носа и рот верблюда, чтобы привязать его надежно. Это помешает верблюду последовать за другими, убегающими верблюдами. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обратился к ней: «Умм Суляйм?» Она ответила: «Да, это я. Ты для меня как отец и мать».
У имама Муслима читаем: «В день сражения при Хунайне Умм Суляйм взяла кинжал. Ее муж увидел ее и сказал: «О посланник Аллаха! Это Умм Суляйм, с кинжалом в руке». Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, спросил: «Зачем этот кинжал?» Она ответила: «Я взяла его на тот случай, если ко мне приблизится кто-нибудь из язычников, то я вонзаю его ему в живот». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, засмеялся. Она сказала: «О посланник Аллаха! Убей тех, кто присоединился к исламу после овладения Меккой и побежал от тебя в этом бою». Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, сказал: «О Умм Суляйм! Достаточно того, что так прекрасно сделал Аллах».
В трудный час, когда на человека давят печаль, горе и сложная, критическая ситуация, Умм Суляйм выстояла, будучи рядом с посланником Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего. Когда разгорелся жаркий бой зрачки стали расширяться, воины почувствовали колебание. Для нее было невыносимо больно видеть, как они побежали, оставляя посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Поэтому она сказала ему: «Убей их, ведь они обратились в бегство, бросив тебя». И тут нет какой-либо корысти, какого-либо стремления к тому, чтобы посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, обрадовал ее вестью о предстоящем рае, как это видно из хадиса, переданного аль-Бухари, Муслимом и другими со ссылкой на Джабира ибн Абдалла, да будет доволен им Аллах. Уже после этого говорится, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет иа него Свою благодать, сказал: «Вижу себя, как я вхожу в рай и вижу Умм Суляйм бинт Мильхан, жену Абу Тальха».
Посланник Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, навещал Умм Суляйм и ее сестру Умм Харам бит Мильхан. Он обрадовал Умм Суляйм вестью о рае, а ее сестру Умм Харам – вестью о том, что она станет самоотверженно сражаться на пути Аллаха.
Могила Умм Харам на Кипре и сегодня остается маяком, рассказывающим о мусульманской женщине, сражавшейся на пути Аллаха. Люди останавливаются у могилы и говорят: «Это могила праведной, благочестивой мусульманки, да помилует ее Аллах».
Среди женщин, которые приняли активное участие в борьбе за торжество ислама, выступали вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, была также и Умм Айман, кормилица пророка, да будет над ним благословение и благодать Аллаха. Она участвовала в боевых действиях у подножия горы Ухуд, в долине Муутау границ Византии, в оазисе Хайбар и в долине Хунайн. Она совершила славные дела: перевязывала раненых, доставляла воду изнывавшим от жажды.
Еще один пример. Это аль-Фурайа бинт Малик и Умм Хитам бинт Харис ибн ан-Нуаман, да будет доволен ими обеими Аллах. Они были в числе тех, кто дал клятву верности посланнику Аллаха, да будет над ним благословение и благодать Всевышнего, в долине аль-Худайбиййа у заброшенного колодца, где мусульмане разбили лагерь. Они направлялись на поклонение к Каабе. Как стало известно, курайшиты поклялись не допустить мусульман в Мекку. Узнав об этом, посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, направил Османа ибн аль-Аффана в Мекку для переговоров с курайшитами. Тревожно тянулось время в лагере мусульман, а известий все не было. Мусульмане подумали, что курайшиты вероломно убили Османа. На мирные переговоры рассчитывать не приходилось. И тогда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, торжественно провозгласил, что не уйдет от Мекки, не поразив врагов, и призвал верующих поклясться, что они будут биться насмерть. Стоя под плоской кроной акации, он принимал присягу верующих, которые клялись быть верными ему. Аллах оказал огромное уважение и почет Своему посланнику и всем, кто участвовал в этой благословенной присяге, одарил их Своим благорасположением и благоволением и ниспослал Священный Коран, который звучит вечно:
«Аллах доволен теми верующими, которые под деревом поклялись быть верными тебе. Он знал, что было с их сердцами, за это ниспослал им твердость, спокойствие, божественную благодать и вознаградил их скорой победой». (48; 18)
Умм аль-Мунзыр Сальма бинт Кайс тоже участвовала в принятии этой присяги, в клятве благоволения, а до этого – в клятве верующих женщин (на склонах горы Акаба), поэтому ее называли Дважды поклявшейся. Когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и мусульмане приступили к осаде крепости, за стенами которой укрылись члены племени Бану Курайз, эта славная сподвижница была с ними и добилась чести бороться на пути Аллаха.
Асмаа бинт Йазид ибн ас-Сакан участвовала вместе с посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в битве у рва, была участницей клятвы благоволения мусульман в долине аль-Худайбиййа, участвовала в походе на оазис Хайбар. Она продолжала свою многотрудную и достойную деятельность во имя ислама и после смерти посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На тринадцатом году хиджры она участвовала в походе против Сирии, в сражении на Ярмуке. Она подносила воду изнывавшим от жажды, ухаживала за ранеными, вдохновляла муджахидов на то, чтобы они сражались, проявляя стойкость, отвагу и мужество. Надо особо подчеркнуть, что сражение на Ярмуке отличается от других боевых действий тем, что как раз в нем вместе с другими муджахидами женщины приняли наиболее активное участие. Как известно, часть муджахидов испытала в ходе сражения сильное потрясение и начала отступать. Женщины-воины находились в боевых порядках сзади них и стали швырять в отступающих палки и камни, стараясь остановить их и побудить к мужеству и стойкости. Ибн Касир особо подчеркивает мужество мусульманских женщин и ту очень большую роль, которую они сыграли в этих боевых действиях. Он пишет: «В этот день мусульманские женщины сражались отважно и мужественно. От их рук пало много греков Византийской империи. От них досталось и своим, которые пытались обратиться в бегство. Женщины кричали: «Куда вы бежите? Оставляете нас этим неверующим дикарям?» Словом, удержали их. Последним не оставалось ничего другого, как вновь начать сражаться на поле боя. Такая стойкая позиция, занятая мусульманками, их воздействие на муджахидов имели огромное значение, ибо побудили оных к проявлению стойкости. И волей Аллаха мусульманам суждено было одержать победу над византийцами. В этот трудный, поистине критический день геройски сражавшаяся Асмаа бинт Йазид проявила мужество и храбрость. Она показала примеры такого героизма и мужества, такой смелости и отваги, какие мы не видели даже у многих мужчин-воинов, которые были тоже не из робкого десятка. Вот что сообщает о се смелости и отваге Ибн Хаджар:
«Умм Саляма (из ансаров), она же Асмаа бинт Йазид ибн ас-Сакяна участвовала в сражении на Ярмуке. От ее рук, в тот день погибло девять византийских воинов».
Поистине, все вышесказанное – светлые страницы истории мусульманской женщины. И написали их женщины, имеющие очень большие заслуги. Для них характерны искреннее и глубокое восприятие веры в Единого Аллаха и осознание связанных с этим обязанностей, всестороннее понимание смысла своей жизни в свете этой веры, неукоснительное выполнение своего долга перед своим Господом и требований культовой практики. Поистине, уникальные страницы в большой летописи, изобилующей проявлениями высокого достоинства, редкого самопожертвования, блестящего образа действия, гордой решимости, исключительной талантливости. Нет сомнения в том, что сознательная мусульманская женщина наших дней найдет в этих блестящих и славных страницах жизни достойнейших мусульманок предыдущих поколений прекрасный пример для подражания.
Мухаммад Али аль-Хашими
“Личность Мусульманки”
Скачать книгу: http://www.islamhouse.com/p/203408