О нежелательности увешивания стен коврами и тканями
Действие, которого следует избегать правоверным, это увешивание стен коврами и другими подобными предметами, даже в том случае, если в составе изделия, прикрепленного к стене, отсутствует шелковая нить. Все это рассматривается как проявление роскоши и, следовательно, незаконно с точки зрения шариата.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не было тогда дома – он находился в одном из военных походов. И вот, дождавшись его возвращения, я взяла намат[1] [с каким-то изображением] и развесила его в помещении по сторонам ( ‘урд )[2]. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вошел в дом, я вышла к нему навстречу как раз в этой комнате. Я обратилась к нему со словами приветствия: “Мир тебе, Посланник Аллаха, милость Аллаха и Его благословение. Хвала Аллаху, который укрепил тебя и даровал тебе победу, порадовал твой взгляд и осыпал тебя Своими щедротами.”
И далее: Но Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал говорить со мной! Тут я поняла по его лицу, что он гневается. Он быстро прошел внутрь, ухватился рукой за намат , потянул[3] его на себя и сорвал со стены. Затем он воскликнул: [“Это ты увешиваешь стены?!”] [Занавесями с изображениями?!] Истинно, среди того, чем нас одарил Аллах, не было велений нам, чтобы мы увешивали тканями камни [и глину]”. [4]
И далее: мы выкроили из намата пару подушек и я набила их волокнами растений. Он не упрекнул меня в этом. [И далее: Бывало, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сам сиживал на этих подушках]»[5].
Подчиняясь установлению хадиса, наши праведные предшественники отказывались входить в помещение, если его стены были увешаны тканями.
Салим ибн Абдаллах рассказывал:
Я играл свадьбу еще в те времена, когда был жив мой отец. Отец оповестил о свадьбе людей, и среди тех, кого мы оповестили, был Абу Аййуб. Стены моей комнаты задрапировали зеленым[6]. Пришел Абу Аййуб, зашел, увидел меня при входе, прошел дальше и заметил, что комната задрапирована зеленым. Тогда он сказал: “Эй, Абдаллах! Вы что, занавешиваете стены?!” Отец ответил, смутившись: “Мы подчинились уговорам женщин, Абу Аййуб!” На это Абу Аййуб сказал: “Я опасался, что [кто-нибудь] другой может пойти на поводу у женщин, но не [смел и] предположить, что их уговорам поддашься ты!” А затем добавил: “Я не буду есть ваших угощений и не войду в этот дом”. И вышел, да смилуется над ним Аллах[7].
Из книги “Этикет бракосочетания согласно пречистой Сунне”
Мухаммада Насируддина аль-Альбани
[1] В аль-Камус сообщается: «Намат –лицевая сторона какой–либо подстилки или разновидность коврика».
[2] То есть: на стенах комнаты. Использованное здесь слово ‘урд означает сторону или бок всякого предмета.
Примечание автора: В первоначальном варианте этотхадис приводится без слова ‘урд (бок, сторона), однако, очевидно, что здесь должно быть именно это слово. В качестве основания для такого вывода может служить другой хадис со слов
Аиши – Анас сообщает: “У Аиши был “кырам”, которым она занавешывала сторону (то есть стену – прим. переводчика) своей комнаты.” Этот хадис приводится у аль-Бухари (10 / 321). Аллах лучше знает.
Позднее я обнаружил, что аль-Хаттаби приводит этот хадис в своем сочинении “Гариб аль-хадис” (10/2) со словом “‘урд”, но утверждает следующее: «Это ошибка. Правильно: “‘арс”. Так называли деревянную балку, которую клали поверх здания, когда хотели покрыть его крышей. Затем на балку набрасывали небольшие куски дерева». Аллах лучше знает.
[3] В хадисе вместо привычного глагола “джазаба” («тянуть») – читаем джабаза. Второй вариант вполне возможен– он возник в результате перестановки местами согласных звуков “б” и “з”. В языкознании такое явление называется метатеза (перестановка звуков. – прим. Переводчика).
[4] Аль-Байхаки писал:
«Эта фраза свидетельствует о том, что нежелательным (то есть макрух – тем, что заслуживает порицания, но в то же время не является запретным– харам. – Прим. Переводчика) является занавешивание стен, хотя на самом деле предпосылкой для этого суждения– как следует из приведенных вариантов передачи хадиса – послужила неприемлемость другого факта, а именно–присутствие изображений на материале, которым были покрыты стены».
Примечание автора: Неприемлемыми здесь следует считать оба факта – присутствие изображений на материале, которым были занавешены стены, – о чем, собственно, исказал аль-Байхаки, а также само занавешивание стен. Так следует из двух дополнений, приводимых в некоторых вариантах передачи хадиса. Первое дополнение – слова: «…с каким-то изображением», второе– фраза: «Это ты увешиваешь стены». Таким образом, в данной редакции сообщения названы сразу две причины, по которым действия Аиши оказались неприемлемы. Возможно, аль-Байхаки помешало то, что он не
располагал сводным текстом хадиса. Аллах лучше знает.
Шафиитские авторы – в частности, аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3/218/2) – указывают на неприемлемость занавешивания стен, ссылаясь при этом на приведенный выше хадис. И все же один из них – шейх Абу Наср аль-Макдиси – высказывается в пользу запрета (харам) на действия такого рода. При этом он ссылается на все тот же хадис – об этом говорится в аль-Фатх (9/25).
Разные подходы в оценке предписаний хадиса – неприемлемо занавешивание стен или запретно – возможны лишь в тех случаях, если материал, которым занавешиваются стены, не содержит в себе шелка или золота.
Шейх-уль-Ислям в “аль-Ихтийарат” (144) говорил так:
«Занавешивание стен шелком и тканями с золотой нитью запрещено, поскольку все шелковое и золотое для мужчин, для стен и для предметов женской одежды считается определенно запретным. Бывает, что из шелка и золота изготовлены накидки и покрывала, используемые женщиной для застилания постели (а не для занавешивания стен или изготовления одежды. – прим. переводчика), – на этот счет есть разные мнения – ведь все это не является одеждой. И далее: считается
нежелательным (макрух) развешивать занавески в дверных проемах без нужды, если имеются другие способы перекрыть проход – двери и им подобное. Точно также считается неприемлемым развешивать занавески в коридоре без особой потребности. Словом, все, что превосходит необходимое, является излишеством. Но становится ли оно запретным (харам) – спорно».
[5] Хадис передают Муслим (6/158), Абу Авана (8/253/1 и 261/1) – основной текст хадиса, а также первое и третье дополнения приводятся в его изложении, Ибн Са‘д (8/344) –он приводит третье дополнение, Ахмад (6/247), Абу Бакр аш-Шафи‘и в “аль-Фава’ид” (67/2) – у него приводится последнее дополнение к хадису, Абу Йа‘ла в “Муснад” (225 /1) – у него приводится предпоследнее дополнение к хадису, аль-Хайсам ибн Кулайб (124/2) – он приводит второе дополнение, и ар-Руйани (28/181/1). Предпоследнее дополнение приводится также у Муслима и Абу Аваны. Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал этот хадис в “аль-Вара‘”(20/2-21/1).
[6] Под драпировкой в данном случае имеются в виду любые изделия из текстиля, которыми могут украшать помещение, – ковры, подушки, покрывала.
[7] Этот хадис со слов Абдар-Рахмана ибн Исхака со слов аз-Зухри со слов Салима приводят ат-Табарани (1/192/2) и Ибн Асакир (5/218/2). Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал это сообщение в “аль-Вара‘“ (20/1). Тот же хадис приводит аль-Багви в “Шарх ас-Сунна” (3/24) –дополнения даны в его изложении. Аль-Марвази (19/2) сообщает, что имам Ахмад прибегал к этому хадису в качестве аргумента
но ведь речь в хадисе была об изображении на ткани!!!при чем тут ковры!?так можно хоть что придумать
Ассаляму алейкум уа рахматулЛАХИ уа баракятху.
Шейх Альбани подробно разбирает в сноске этот вопрос и пишет:
еприемлемыми здесь следует считать оба факта – присутствие изображений на материале, которым были занавешены стены, – о чем, собственно, исказал аль-Байхаки, а также само занавешивание стен. Так следует из двух дополнений, приводимых в некоторых вариантах передачи хадиса. Первое дополнение – слова: «…с каким-то изображением», второе– фраза: «Это ты увешиваешь стены». Таким образом, в данной редакции сообщения названы сразу две причины, по которым действия Аиши оказались неприемлемы. Возможно, аль-Байхаки помешало то, что он не располагал сводным текстом хадиса. Аллах лучше знает.
Шафиитские авторы – в частности, аль-Багви в Шарх ас-Сунна (3/218/2) – указывают на неприемлемость занавешивания стен, ссылаясь при этом на приведенный выше хадис. И все же один из них – шейх Абу Наср аль-Макдиси – высказывается в пользу запрета (харам) на действия такого рода. При этом он ссылается на все тот же хадис – об этом говорится в аль-Фатх (9/25).
Разные подходы в оценке предписаний хадиса – неприемлемо занавешивание стен или запретно – возможны лишь в тех случаях, если материал, которым занавешиваются стены, не содержит в себе шелка или золота.
Шейх-уль-Ислям в “аль-Ихтийарат” (144) говорил так:
«Занавешивание стен шелком и тканями с золотой нитью запрещено, поскольку все шелковое и золотое для мужчин, для стен и для предметов женской одежды считается определенно запретным. Бывает, что из шелка и золота изготовлены накидки и покрывала, используемые женщиной для застилания постели (а не для занавешивания стен или изготовления одежды. – прим. переводчика), – на этот счет есть разные мнения – ведь все это не является одеждой. И далее: считается
нежелательным (макрух) развешивать занавески в дверных проемах без нужды, если имеются другие способы перекрыть проход – двери и им подобное. Точно также считается неприемлемым развешивать занавески в коридоре без особой потребности. Словом, все, что превосходит необходимое, является излишеством. Но становится ли оно запретным (харам) – спорно».
Все это приведено выше в сноске под номером 4.