Как бороться с гневом?
В исламе нервозность, гнев считается порицаемым. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». (Бухари)
Также передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз) говорил: «Не гневайся». (Бухари)
В Коране сказано: «А то, что есть у Аллаха будет лучше и долговечнее для тех…, которые прощают, когда гневаются» (42:36,37); «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!»» ( 25:63).
Награда за терпение и удержание от гнева велика. На вопрос «Что защитит меня от гнева Аллаха?», Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Не гневайся» (Ахмад). Один человек спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело поможет мне войти в рай?», «Не гневайся, и тебе будет рай» – был дан ответ (Аль Бейхаки).
«Кто сдерживает свой гнев, хотя он может проявить его, Аллах призовет в День Воскресения перед всеми созданиями Своими, чтобы тот выбирал себе в райские супруги (гурии) кого пожелает” (Ат-Тирмизи).
Раздражительность и нервозность исправимы. Мусульманин не должен говорить, что у него такой характер, или он является нервным по натуре. На самом деле, все зависит от веры человека и его силы воли. Пророк сказал: «Поистине, знания появляются в следствии изучения, а терпеливость в следствии терпения. Кто хочет добра, получит его, кто остерегается зла, то будет защищен от него» (Ат-табарани).
Наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
1. «Кого настигнет гнев, пусть сядет, если он стоит, пока гнев не уйдет с него; а если он сидит, то пусть ляжет» (Абу Дауд)
2. «Гнев от шайтана, шайтан создан из огня, а огонь тушится водой. Если кто-нибудь из вас гневается, пусть делает омовение» (Абу Дауд)
3. «Слова «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», унесут гнев» (Бухари)
4. При вспышке гнева необходимо замолчать, поскольку в ответ на свои слова человек может услышать то, что усилит его гнев, или же сам он может сказать что-нибудь такое, о чём будет жалеть, когда гнев его уляжется, так как на самом деле он не хотел говорить этого:
Сообщается, что однажды Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Если кто-нибудь из вас разгневается, пусть замолчит”, – повторив свои слова трижды..” (Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Дауд)
Аяты благородного Курана о тех, кто сдерживает гнев:
Всевышний сказал:
“Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это – от решимости в делах.” (“Совет”,43)
Всевышний также сказал:
“О те, кто уверовал! Привлекайте на помощь терпение и молитву: поистине, Аллах – с терпеливыми.”
(“Корова”, 153)
Всевышний также сказал:
“И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать1 (, кто) из вас будет сражаться и терпеть…”
(“Мухаммад”, 31)
“Спешите же (заслужить) прошение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, О которые расходуют в лёгких и трудных обстоятельствах, сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!”
(“Семейство Имрана”, 133 -134)
“А если овладеет тобой искушение от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху, ибо, поистине, Он – Слышащий, Знающий.” (“Преграды”, 200)
Хадисы и слова саляфов:
Передают со слов Абу Са`ида Са`да бин Малика бин Синана аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, потом они (снова) попросили у него (что-то), и он (снова) дал им, в конце концов раздав всё, что у него было. Потратив же всё, что ему принадлежало, он сказал: “Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого,(однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение.” (Аль-Бухари, 1469; Муслим, 1053)
Имам Ахмад приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Больше всего я люблю, когда раб (Аллаха) сдерживает (свой) гнев(, ибо) каждый раз, когда раб Аллаха сдерживает приступ гнева ради Аллаха, Аллах обязательно наполняет душу его верой”,
– а в той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сказано:
“.. .Аллах наполняет его спокойствием и верой”.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Аллах защитит от шайтана и сделает запретным для огня того. кто обладает четырьмя (качествами, а именно: способностью) владеть собой (в то время, когда) он испытывает желание, страх, страсть или гнев “.
Гнев ради Аллаха Всевышнего:
Порицаемый гнев, от которого мусульманину необходимо избавляться с помощью удаления от его причин, вызывается стремлением отомстить за себя, а не желанием отомстить за Аллаха и поддержать Его религию. Что же касается гнева ради Аллаха Всевышнего, причиной которого становится нарушение людьми религиозных запретов, что может находить своё выражение в оспариваний догматов веры, или аморальных поступках, или пренебрежении поклонением или стремлении причинить зло какому-нибудь мусульманину, опорочить его или присвоить его достояние, то в подобных случаях проявление гнева является похвальным и необходимым.
Аллах Всевышний сказал:
“И сражайтесь с ними, а Аллах накажет их вашими руками, и опозорит их, и поможет вам одолеть их, и исцелит сердца верующих О и удалит гнев их сердец.” (“Покаяние”. 14-15)
В “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что один из сподвижников сказал: “Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), отличался большей стыдливостью, чем девушка, находящаяся за занавеской, а если он видел что-нибудь такое, что ему не нравилось, мы узнавали об этом по его лицу“. (аль-Бухари)
Сообщается также, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), ни на что не гневался, но если нарушались запреты Всемогущего и Великого Аллаха, тогда ничто не могло сдержать его гнев. (Аль-Бухари, Муслим и другие мухаддисы)
Дуа для успокоения во время гнева:
Сообщается, что Суляйман бин Сурад, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды, когда) я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двое людей вступили в перебранку друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/”, то перестал бы гневаться». И ему сказали: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана”», а он воскликнул: «Разве я безумец?» [1] (Сахих аль-Бухари)
[1] – То есть разве я лишился разума, чтобы просить у Аллаха защиты? Этот человек только недавно принял ислам и поэтому считал, что с такими мольбами следует обращаться только в том случае, когда кто-либо лишается разума.
Эти же слова приводятся в книге “Крепость Мусульманина” в главе под названием: Мольба, с которой желательно обратиться к Аллаху тому, кем овладеет гнев.
Дуа для успокоения во время гнева
Подборка: Закрытый форум для сестер Muslimka.ru