Дозволено ли слушать нашиды, и если да – то при каких условиях?
Вопрос: Являются ли современные нашиды дозволенными видео клипами?Разве это не подобно обычным песням кафиров? Дозволены ли видеоклипы, в которых присутствуют женщины, раcкрашенные косметикой и показывающие их лица и руки, так же много звуковых эффектов и мужчин без бород. Можно ли ли все этого показывать? Пожалуйста ответьте в деталях.Да вознаградит вас Аллах! Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых:
Нашиды изменились из того, чем они были в начале. К сожалению, нашиды и муншиды (исполнители нашидов) опустились до этого уровня. Если нашиды когда-то носили смысл имана, джихада и знания, то теперь – во многих случаях – они стали подобны песням распутников: смягченные голоса, изображения муншидов на обложках кассет, создание видео клипов, сопровождающих нашиды, которые содержат харам, такие как присутствие женщин или порочных людей, использование музыкальных инструментов.
Лучшими из них в настоящее время являются те, в которых используются звуковые эффекты, имитирующие звуки музыкальных инструментов. Никакого внимания не уделяется смыслу, скорее все внимание сосредоточено на мелодии и других звуковых эффектах. Иначе скажите мне, как муншид может исполнять нашид на английском языке, который [арабские] слушатели любят слушать так много, даже при том, что они не понимают ни одного слова из него?!
Нашиды вытеснили другие виды образовательного и полезного аудио материала, и “нашид-группы” распространились в мусульманском мире. Эти группы не смущаются печатать фотографии своих групп в газетах и журналах, в одинаковых одеждах, и с выбритыми лицами, что свидетельствует об их противоречии руководству Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Некоторые чтецы Корана, которых Аллах благословил красивыми голосами и талантом в чтении, заставляющие слушателей плакать, последовали за ними. Некоторые из них очень захотели идти по этому пути и выпустили записи, не подобающие их статусу. Таким образом, вы можете найти одного из них записывающимся в обществе чисто выбритых бесспутников (фуссаакъ), с изображениями женщин, появляющихся в видео клипах с нашидами. Камера увеличивает изображение лица муншида, когда он смотрится наилучшим образом, и он смотрит проникновенно в камеру и ведет себя как поп певец.
Мы не преувеличиваем, и мы не говорим о вещах, которые не случаются. Эти муншиды, которые публикуют свои фотографии и номера мобильных телефонов, знают, что женщины соблазняются ими, и они знают какое влияние их движения, взгляды и изображения имеют на слабую часть человечества. К сожалению мы только наблюдаем, как производство этих нашидов с изображениями становится все больше.
Поэтому некоторые из известных Шейхов, которые разрешали нашиды, сначала были расстроены тем, чем нашиды и муншиды стали – и это было прежде, чем они узнали о видео клипах – так, что они отрекались от мнения, что это допустимо, или определили условия для того, чтобы говорить о дозволенности нашидов. Среди этих Шейхов: Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да помилует его Аллах).
1. Он сказал: “Я думаю, что исламские нашиды изменились из того, чем они были прежде. Они произносились голосами, которые не были очаровательны, но теперь их поют очаровывающими голосами, и они также сопровождаются грехом и развращающими мелодиями, и говорят, что они сопровождаются дафами *, и все это означает, что нужно держаться подальше от этих нашидов. Но если человек приходит к нам и поет нашид, у которого есть смысл, и который не включает глупости, и использует только свой голос, без музыкальных инструментов, – в этом нет ничего плохого. Хассан ибн Сабит читал стихи в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха).” Дурус ва Фатава аль-Харам аль-Мадани, 1416 г.х., вопрос номер 18.
2. Он (да помилует его Аллах) также сказал: “Было много разговоров об исламских нашидах. Я не слушал их в течение долгого времени. Когда они только пявились, не было ничего неправильно в них. Не было никаких барабанов, и они исполнялись в манере, которая не вовлекала фитну, и они не были выполнены с мелодиями харам песен. Но потом они изменились, и мы начали слышать ритм, который, возможно, был барабаном (даф), или это, возможно, было что-то другое, и они начали выбирать исполнителей с красивыми и очаровывающими голосами, затем они изменились далее и начали исполняться в манере харам песен. Поэтому мы начали испытывать трудности с ними, и неспособными издавать однозначные фатвы, что они допустимы во всех случаях, или что они запрещены во всех случаях. Если они свободны от того, что я упомянул выше, они допустимы, но если они сопровождаются барабаном (даф), или выбраны исполнители с красивыми и очаровательными голосами, или они выполнены в манере неприличных песен, то не допустимо слушать их.” Сахва аль-Исламия (стр. 185).
3. Шейх Салих аль-Фавзан (да помилует его Аллах) сказал: “Что касается того, что называют исламскими нашидами, им посвящено больше времени и усилий, чем они заслуживают, до такой степени, что они стали видом искусства, который занимает место в школьных учебных программах и мероприятиях, и компании звукозаписи записывают их в огромных количествах, для продажи и распространения, и большинство домов полно ими, и много молодых людей и женщин слушают их, и это занимает много их времени, и они слушают их больше, чем записи Корана, Сунны, лекций и полезных уроков.” Аль-Байан Ахта’ Ба’д аль-Куттаб (стр. 342).
4. Шейх аль-Албани (да помилует его Аллах) сказал: “Я помню очень хорошо, когда я был в Дамаске, за два года до моей хиджры сюда, в Амман, часть мусульманской молодежи начала петь нашиды, намереваясь таким образом противодействовать песням суфиев, как стихи Бусайри и другие, и они сделали запись этого на кассетах, но скоро они стали сопровождаться ударами в дафы! Сначала они использовали это на торжествах по случаю бракосочетания, на основании того, что даф допустим в таких случаях. Затем кассеты получили широкое распространенние, было сделано много копий, и их начали использовать во многих домах, и они начали слушать их день и ночь, был ли (подходящий) случай или нет. Это стало их способом расслабиться. И все это благодаря своим прихотям и желаниям и незнанию ими уловок шайтана, который таким образом отклонил их от уделения внимания Корану и слушания его, не говоря уже об изучении его, и они оставили его, как говорится в аяте: «Посланник [в тот день] скажет: “Господи! Воистину, мой народ отверг Коран”. (не слушая его, не действуя согласно его законам и учению)’»” [аль-Фуркъан 25:30]. Тахрим Аалаат ат-Тарб (стр. 181, 182).
Прискорбно, что некоторые из тех, кто позволяет себе издавать фетвы, дошли до того, что они позволяют взрослым женщинам исполнять нашиды перед мужчинами, и даже на спутниковых каналах, перед миллионами, и эти исполнительницы используют музыкальные инструменты, которые запрещены Шариатом, но разрешены этими, так называемыми, муфтиями.
Во-вторых: Принципы и условия допустимости нашидов следующие:
Изучая слова ученых и заслуживающего доверия Шейхов, мы можем составить список принципов и шариатских условий, которые должны быть выполнены для нашидов, чтобы они могли быть дозволенными. Это включает:
1. Нашиды не должны содержать харам и неразумные слова.
2. Нашиды не должны сопровождаться музыкальными инструментами. Никакой музыкальный инструмент не разрешен, кроме дафа для женщин, в определенных случаях. См. ответ, на вопрос номер 20406.
3. Они должны быть свободны от звуковых эффектов, которые подражают музыкальным инструментам, поскольку (в шариате) берется в расчет как явное, так последствия этого, и подражать харам инструментам не допустимо, особенно когда эффект тот же, что и при применении реальных инструментов.
4. Слушание нашидов не должно стать привычкой, которая занимает время человека и затрагивает его обязанности и мустахаб (желательные) действия, такие как чтение Корана и призыв других к Аллаху.
5. Исполнитель нашидов не должна быть женщиной, выступающей перед мужчинами, или человеком с очаровательной внешностью или голосом, выступающим перед женщинами.
6. Нужно избегать слушать исполнителей с мягкими голосами, которые двигают их телами в ритме, потому что во всем этом есть фитна, и это – имитация нечечтивцев (фуссаакъ).
7. Нужно избегать изображений на обложках кассет, и т.д., нужно избегать видео клипов, которые сопровождают их нашиды, особенно те, которые содержат провокационные движения и имитации безнравственных певцов.
8. Целью нашида должны быть слова, а не мелодия.
Далее приводятся некоторые комментарии ученых, которые включают принципы и условия, упомянутые выше.
1. Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: “Подводя итог: хорошо известно в исламской религии является, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не предписывал для праведников, посвятивших себя поклонению (‘абид) и аскетов его уммы собираться, чтобы слушать поэтические стихи, читаемые в сопровождении хлопания или биения в даф. Не допустимо ни для кого отклониться от следования за ним и сдедования того, что он принес из Книги и мудрости, имеет ли это отношение к внутренним или внешним делам, как для обычного человека, так и для члена элиты. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал уступки, позволяющие некоторые виды развлечения на свадьбах и т.п., и он позволил женщинам бить в даф во время свадеб и других празднований.
Что касается мужчин его времени, ни один из них не имел обыкновение бить в даф или хлопать, скорее доказано в ас-Сахих, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Хлопание – для женщин, и тасбих – для мужчин”, и он проклял женщин, которые подражают мужчинам и мужчин, которые подражают женщинам.
Пение, отбивая даф и хлопание являются вещами, которые делают женщины: салафы называли человека, который делал подобное женоподобными, и они называли поющих мужчин женоподобными, и это известно из их высказываний”. Маджму’ аль-Фатава (11/565, 566).
2. Шейх Абд аль-Азиз ибн Бааз (да помилует его Аллах) сказал: “Исламские нашиды разные. Если они непорочны и содержат только призыв людей к хорошему, и напоминание им хорошего, и повиновение Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и призыв к людям защитить свою родину от заговоров врага, и подготовку к противостоянию с врагом и так далее, нет ничего неправильно в этом. Но если они – нечто другое, и они распространяют грех и исполняются перед смешанными зрителями мужчин и женщин, или зрителями, в которых женщины раскрыты в присутствии мужчин, или любого другого нечестивого действия, тогда не допустимо слушать их.” Маджму’ Фатава аль-Шэйх Ибн Бааз (3/437).
3. Он также сказал (да смилуется над ним Аллах): “Исламские нашиды подобны поэзии: если они непорочные (салиим), тогда они являются хорошими, и если в них есть что-нибудь порицаемое (мункар), тогда они являются порицаемыми.
Дело в том, что вы не можете вынести одно решение для всех видов нашидов, скорее каждый должен быть исследован в отдельности. Нет ничего неправильного в хороших нашидах, но нашиды, которые содержат что-нибудь порицаемое или призывают к порицаемому, являются порицаемыми.” Шарит асъиля ва аджваба аль-Джами’ аль-Кабир (номер 90/A).
4. Ученые Постоянного комитета по изданию фетв сказали: “Ты можешь заменить эти песни исламскими нашидами, которые содержат слова мудрости и увещевания, и уроками, которые помагают сосредоточиться на следовании Исламу и вызывают исламские чувства, которые помагают избегать зло и вещи, которые способствуют этому злу, и которые мотивируют их исполнителей и слушателей, чтобы повиноваться Аллаху, и препятствуут неповиновению Ему или нарушению Его пределов; они побуждают к защите Его шариата и к джихаду на Его пути. Но ты не должен взять это в привычку, скорее это должно быть из того, что делается только иногда, в специальных случаях, таких как свадьбы или при путешествии для джихада и так далее, и когда кто-нибудь чувствует себя угнетенным, чтобы восстановить дух и заставить себя делать благое, или когда чувствует себя склонным к плохому, таким образом слушая такой нашид он может противодействовать этому.” Фатава Исламиййа (4/533).
5. Шейх аль-Албани (да помилует его Аллах) сказал: “В этом [то есть, в нашидах] может быть и другой грех, – это то, что они могут быть похожи на безнравственные песни и исполняться по стандартам восточной или западной музыки, которая заставляет слушателей наслаждаться ими и заставляет их танцевать и вести себя глупо. Таким образом, целью становится мелодия и удовольствие от этого, а не нашид как таковой. Это – новая ошибка, и это – имитация кафиров и безнравственных людей. Это может привести к дальнейшей ошибке, которая заключается в подражании им в отворачивании от Корана и оставлении его, и входит в общий смысл жалобы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку Аллх говорит (интерпретация смысла): «Посланник [в тот день] скажет: “Господи! Воистину, мой народ отверг Коран”» ” [аль-Фуркъан 25:30]. Конец цитаты из Тахрим Аалаат ат-Тарб (стр. 181).
6. Он также сказал: “Если эти нашиды содержат исламские значения и не сопровождаются никакими инструментами, такими как даф, барабан Табла и т.п., то нет ничего неправильно в них, но мы должны указать на важное условие того, чтобы они были дозволенными, которое заключается в том, что они должны быть свободными от чего-нибудь, что идет против Шариата, такого как чрезмерность и т.п.. Затем, есть другое условие, что они не должны стать привычкой, потому что это отвлекает слушателей от чтения Корана, что поощрено в Сунне, и это также отвлекает их от поиска полезного знания и призыва людей к к Аллаху.” Маджаллат аль-Асала (Выпуск № 2., 15 Джумада аль-Ахира 1413 года хиджры).
7. В ответе на вопрос номер 11563 мы коснулись много правил, которые мы упомянем так же здесь, потому что они полезны:
– Не использовать в нашидах запрещенные музыкальные инструменты.
– Не слушать нашиды слишком часто или делать из этого основной род занятий, занимая все свое время, или пренебрегая из-за них ваджиб обязанностями.
– Нашиды не должны быть исполнены женщинами, или включать харам или непристойную речь.
– Они не должны напомнать мелодии безнравственных и развратных людей.
– В них не должно быть вокальных эффектов, имитирующие звучание музыкальных инструментов.
– У них не должно быть увлекательных мелодий, которые вызывают у слушателя “кайф”, как услучается с теми, кто слушает песни. Так обстоит дело со многими нашидами, которые появляются в настоящее время, так, чтобы слушатели больше не обратили внимания на хорошее значение слов, потому что они слишком очарованы мелодиями.
У нас слишком высокое мнение о наших братьях, которые исполняют нашиды и декламируют Коран, чтобы полагать, что они могут быть причиной фитны для молодых людей и женщин, и причиной отвлечения от повиновения Аллаху. Они знают, какакой большой эффект их голоса и изображения могут иметь на мужчинах и женщинах. Если вы зайдете в комнаты дискуссий (чаты), то вы увидите удивительные вещи. Вы увидите женщину, которая увлечена муншидом, или того, кто не может спать, если не послушает вокал такого-то и такого-то, и те, кто называет себя ‘ашикъат фулян (любитель такого-то и такого-то муншида), и вы увидите, что мужчины и женщины благоговолят этих муншидов, давая им звания и высокий статус, даже при том, что некоторые из них не известны религиозностью, и некоторые из них попали в ловушку исполнения безнравственных песен. И если вы зайдете на некоторые вебсайты, на которых есть эти нашиды, вы будете удивлены тем, как часто эти нашиды скачиваются, и что у многих людей нет никакого интереса к слушанию Корана и полезных лекций. Мы просим Аллаха исправить наши дела. И Аллах знает лучше.
*Даф – (перс. دف , араб. دف, азерб.Qaval) – персидский ударный музыкальный инструмент, типа бубнаиспользуемый в популярной музыке в Иране, Ираке, Сирии, Турции,Азербайджане, Горно-Бада́хшанской автоно́мной области Таджикистанa идругих странах Ближнего Востока.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
Фатва № 91142, Islam Q&A
http://www.islamqa.com/ar/ref/91142
Перевод: Саваб
Субханаллах. Очень очень хорошая статья. Сомнений не осталось