Путешествие женщины для требования знаний и проживание там без махрама
Ассаляму алейкум!
У меня вопрос такой: Можно ли путешествовать женщине для требования знания и жить потом без махрама в другом городе или государстве?
Ответ: Алейкум ассалям уа рахмату Ллах!
Пришло в Фатве по этому поводу на сайте: http://www.saaid.net/Doat/asmari/fatwa/1.htm
От шейха Солиха ибн Мухамада аль-Асмари, и вот частично что там пришло:
«У путешествия женщины без махрама три состояния:
Первое состояние: Это когда женщина делает переселение из страны или города где она не может выстаивать свою религию. То в этом путешествии не стоит условием махрам, по единогласному мнению учёных.
Говорит ибн Муляккын:
«А что касается путешествия хиджры из страны войны (неверия) в страны Ислама, то согласились учёные что это ваджиб, даже если не будет с женщиной никого из махрама». Аль-Иълям бифаваид Уъмдатуль Ахкам 6\79.
Такие же слова приходят от имама аль-Куртуби:
«Единогласны ученые в том, то что ваджиб на женщине путешествовать без махрама если боится она за свою религию или душу. И это также насчёт делат хиджру из страны неверия»
аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхыс Китаб Муслим 3\450.
И в другом месте от имама аль-Куртуби:
«Потому что выстаивать религию ваджиб, и хиджра из необходимых обязанностей. И если ваджиб не возможно выстаивать кроме как сделав какую то вещь, то это вещь становится ваджибом» Мутолиб Ули Нуха 3\433.
Второе состояние: Это когда женщина отправляется в Хадж, когда он ей ваджиб.
И в этом положение два известных мнения у учёных:
Первое мнение: Что махрам для женщины ваджиб.
И это мнение Ибрахима Нахаи, Хасан аль-Басри, Абу Ханифы и его учеников, также это мнение Ахмад ибн Ханбала, Исхака ибн Рахавейхи и Абу Саура.
Второе мнение: Что махрам – не условие для хаджа.
И это мнение Аъто, Саида ибн Джубейра, ибн Сирина, Авзаи, Малика и Шафии.
И эти ученые сделали условием, или из этих учёных, чтобы с ней были сопровождающие из женщин, или дорога была безопасной и т.д.
И указывает на разрешённость такого хаджа то, что Умар разрешил жёнам Посланника Аллаха путешествовать в последнем их хадже, который они делали одни, и приставил к ним Усмана ибн Аффана и Абдур-Рахмана ибн Ауфа которые их соправождали, как это приходит у Бухари № 1860.
Третье состояние: И это путешествие, которое не ваджиб, наподобие умры или навещение родственников.
И оно состоит из двух вещей, и если путешествие короткое будет, то Абу Ханифа говорит нет проблем без махрама путешествовать, только разногласие состоит в том, какое путешествие считается у него коротким.
Второе если путешествие будет длинным, то у учёных здесь два мнения:
Первое: Можно путешествовать если дорога безопасная как говорилось уже, и это сторона у Шафиитов и передавалось от имама Малика. И имам Навави передал достоверную сторону в мазхабе Шафии что запрет.
Говорит ибн Мулляккын: «И если это будет хаджем (нафилем) или умрой, или сафар навещения, или торговля, или любое путешествие не обязательное, то сказало большинство учёных что нельзя, а некоторые сказали можно, если она будет путешествовать с женщинами заслуживающими доверия. И в мазхабе Малика три слова если нет опекуна». Аль-Иълям 6\81.
Второе: Нельзя путешествовать без махрама, и это мнение большинства учёных.
Даже некоторые привели согласование на это.
Говорит ибн Муляккын от Коды Иъяда: «И согласились учёные на том, что нельзя путешествовать женщине без махрама кроме как в хадж или умру, и также делая хиджру из страны неверия». Аль-Иълям 6\82.
И такое же привёл имам Навави в «Шарх Муслима» 9\148 от Ияда.
А шейх аль-Ислям ибну Теймия склонился к первому слову, как передал от него ибн Муфлих:
«И от нашего шейха пришло то, что женщина делает хадж если безопасно без махрама. И говорит он то, что это имеется ввиду в каждом путешествии поклонения (ваджиб если или мустахаб)» аль-Фуруъ 3\236.
И на подобный вопрос отвечает шейх Ибн Джибрин Фатва под № 9109 говоря:
«Запрещено путешествовать женщине (без махрама) протяженностью путешествия сутки, а если путешествие будет меньше суток, и независимо будет ли это путешествие в самолете или в поезде, или в машине то не заходит это в запрет. (По смыслу хадиса: «Не разрешено женщине верующей в Аллаха и Судный день, путешествовать протяженностью сутки кроме как с ней махрам». Бухари № 1088, хотя в этом вопросе есть разногласие. Абу Ханифа считал три дня другие по другому и это возвращается к иджтихаду).
И путешествие на которое пришёл запрет – это путешествие женщиной на верблюде или наподобие верблюда, на котором она будет путешествовать далеко по пустыни оставаясь в своём путешествие несколько дней, и то что в этом путешествии могут на неё напасть разбойники или грабители или разного рода нечестивцы…
А что касается путешествия на машине вместе с женщинами, заслуживающими доверия протяженностью в пять или десять часов в то время как дорога заполнена путешествующими и нет там уединения.
А когда уже достигнет города в котором работает (учится) и обоснуется в подходящем доме, вместе с придерживающими религии подругами, то нет в этом опасности для их безопасности от развращающих в основном.
И не считается такое путешествие запрещённым». Фатва ибн Джибрина № 9109
Так же пришел ответ в теме «Путешествие женщины для требования знаний» от шейха Сами ибн Абдуль-Азиз аль-Мааджид преподаватель в университете имени имама Мухаммада ибн Сауъда в Саудие:
«Нельзя путешествовать женщине путешествия касра (т.е. когда можно укорачивать уже молитву) кроме как если с ней махрам, по хадису ибн Аббаса который сказал: «Я слышал то что Посланник Аллаха сказал, и он был делающим в это время хутбу: «Пусть никогда мужчина не остается наедине с женщиной, если только рядом с ней махрам, и пусть ни путешествует женщина, кроме как с ней должен быть махрам». И встал один из мужчин и сказал: «У меня жена вышла на хадж, а я нахожусь в военном походе таком то и таком то»? Сказал тогда Посланник Аллаха: «Иди и сделай вместе со своей женой хадж». Бухари № 3006, Муслим № 1341.
И условием стоит быть махраму с женщиной во время путешествия, а если женщина уже приехала в какой-то город (или страну) то ей жить вместе с женщинами, заслуживающими доверия, находясь в безопасности живя с ними…
А что касается того, если женщина не найдёт махрама, который смог бы с ней путешествовать, или она находит такого, но у того нет возможности для путешествия. Вместе с тем, она очень нуждается в требовании арабского языка (знания) и невозможно приобрести его кроме как в этом отдаленном городе, то думаю нет тогда проблем для путешествия ей без махрама, с условием что с ней будут путешествовать заслуживающие доверия женщины. И чтобы период путешествия, не достигал суток, как это в основном происходит в самолете.
И взяться за это слово женщине, которая живёт в стране неверия и путешествовать без махрама (для требования знаний), особенно если это происходит в самолете, не хуже чем оставаться в обществе которое смешано, и в котором открыто делаются пороки и всякого рода нечестия.
И та женщина, которая может оставаться целомудренной от всякого рода нечестий и пороков в этом джахилистксо-неверном обществе без махрама, более способна остаться целомудренной, защищая свою честь и благородства в небе определённые часы в обществе людей который сопровождают её»
Фатава мукиъ Ислям аль-Яум 12\282
И со всех этих слов учёных можно вывести то, что та которая нуждается в знаниях, которые для неё ваджиб и без которых не будет достоверной ее религия, то путешествовать лучше даже если у такой нет махрама, чем оставаться в кафирской стране не зная о религии ничего, или то что ей ваджиб. Так как три вопроса которые будут заданы в могиле будут о основах религии и если человек (будь то женщиной или мужчиной) не сможет ответить то лучше бы ему быть прахом.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.
Ассалям алейкум, полезная информация. ДжазакиЛлаху хайран.
Ассаламу Алейкум.
Исходя из слов шейха Ибн Джибрина:
«Запрещено путешествовать женщине (без махрама) протяженностью путешествия сутки, а если путешествие будет меньше суток, и независимо будет ли это путешествие в самолете или в поезде, или в машине то не заходит это в запрет. …”
можно считать дозволенным поездку в другой город для получения нешариатских знаний?
я правильно понимаю, что если я в пути нахожусь меньше суток, это не запрещено? (мы в пути находимся около 2-3 часов)
ДжазакиЛлаху хъейр.
а можно ли отправляться в другой город для получения мед образования??? очень важно для меня