Виды речи, от которых следует отказаться
Бухари (6018) и Муслим (47) передали от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть говорить благое или молчит…»
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам контролировать наши языки более чем в одном хадисе, например как в хадисе переданном Тирмизи (2406) от Угбы ибн Амира, который сказал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха, в чем спасение?» Он ответил: «Контролируй свой язык, держись своего дома и плачь над своими грехами.» Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Таргиб, 3331.
Ат Тирмизи (2616) также передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Муазу, после того как научил его законам Ислама: «Не сказать ли тебе об основе всего этого?» Я (Муаз) сказал: «Конечно, о пророк Аллаха» Он взял свой язык и сказал: «Контролируй это.» Я сказал: «О пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?» Он ответил: «Да лишится тебя мать, о Муаз! Неужели люди будут брошены в Ад их лицами или носами за что-нибудь иное нежели их языки?» Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи, 2110.
Хадис предписывает удерживаться от определенных вещей, потому что в этом нет пользы человеку, и воистину это может принести ему вред в его духовных и мирских делах.
Передано от ибн Масуда, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если говорят о моих сподвижниках, то молчите. Если говорят о звездах, то молчите. И если говорят о Божественном предопределении, то молчите». (Табарани в аль Кабир, 2:96. Оценен как Сахих Шейхом Албани в аль Силсила аль Сахиха, 34)
Вот как Аллах описал их в Своей Книге, поэтому нет сомнений, что они обладатели этого характера и лучшие и величайшие из людей. Их ненавидит только лицемер, и любит их только верующий.
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:
«Одним из основных принципов Ахли Сунны Валь Джамаа является то, что они не говорят ничего критического о сподвижниках Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), ведь Аллах описал и в аяте :
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (59:10)
И они подчиняются приказу Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Не ругайте моих сподвижников, ведь клянусь Тем в чьей руке моя душа, если любой из вас потратит золота с гору Ухуд, то он не достигнет их статуса и даже полвины» (Согласованный хадис)
Маджму Фатава, 3:152
Абу Зарах сказал:
«Если ты увидишь, как кто-то ругает сахабов, то знай что он еретик, потому что Коран истина, и Посланник истина, и то что он принес истина, и никто не донес до нас все, кроме сахабов. Поэтому, кто критикует их подобен тому, кто говорит, что Коран и Сунны ложны, и его следует осудить и относится как к еретику, который впал в заблуждение»
Аль-Саваиг аль-Мухрига аля Ахла аль-Рафд валь Даляль Валь Зандага, 2:608
Относительно второй части хадиса, которая предписывает удерживаться от разговора о звездах, то это относится – а Аллаху известно лучше – к поиску наставления посредством звезд, как люди времен джахилии использовали астрологию, например определяя по движению небесных тел события которые должны были произойти на земле, такие как ветер, дождь, изменение в ценах и другие вопросы, о которых, как они заявляли, они узнавали из движения небесных тел. Они говорили, что тот кто женится под определенной звездой, то с ним произойдет что-либо, или кто будет путешествовать под такой-то звездой, то с ним что-то произойдет и т.д.
(См. Китаб аль Таухид, шейх Салих аль Фаузан, Бааб Идаа илм аль Гайб мин Гираат аль Кафф Валь Финжан ва гайрихима. Смотрите также, Фатава аль Акида, 2/185-187, 190, Шейха ибн Усеймина, где он приводит многие полезные комментарии)
«Божественное предопределение – это секрет Аллаха который спрятан от Его созданий. Ни приближенный ангел, ни Пророки, которых Он послал, не знают об этом. Упорство в этом вопросе ведет к лишению и потери милости Аллаха, и ведет к несправедливости, поэтому необходимо остерегаться в исследовании этого вопроса, размышлять над этим вопросом. Аллах сохранил знание о Его предопределении от Его рабов, и запретил им упорствовать в этом вопросе, как Он сказал в Своей книге: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (21:23)
Поэтому, кто спрашивает о том, что делает Аллах, тот отрицает законы Книги, а кто отрицает законы Книги, тот кяфир.»
(Шарх аль Агида Тахави, стр 276)
Да благословит Аллах верующих в предопределение Аллаха без использования философских дискуссий на эту тему.
Аллаху известно лучше.