Обучение мусульманок в смешанных учебных заведениях: вынужденная необходимость?…
Вопрос: Ассаляму алейкум. Да вознаградит вас Аллах за ваши ответы, за вашу помощь и поддержку, и дарует вам знания и понимание религии, и да простит Он ваши и наши грехи. Ответьте, пожалуйста. Можно ли учиться в юридическом университете, ведь там изучают законы, принятые людьми, а не закон Аллаха? И каково положение женщины, то есть можно ли ей учиться в современных российских учебных заведениях (любых, буть то медицинский или бухгалтерский и т.д), ведь обучение совместное, в группе есть и девушки и парни, есть преподаватели мужчины, более того все вокруг неверующие, она слышит там и скверные слова, и видит, как все вокруг раздетые (девушки), там могут ей вслед и крикнуть плохое, и обозвать, то есть обижать и унижать, и она беззащитная, ведь рядом с ней в тот момент нет мужа или брата или отца… Вы, наверное, знакомы с обстановкой, которая присутствует в учебных заведениях россии. Так можно ли ей там обучаться, ведь женщина, наверное, тоже должна быть образованной, иметь какую-то специальность… или нет?
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Да вознаградит Вас также Всевышний Аллах за ваше стремление жить в соответствие с Его религией.
Прежде, чем ответить на Ваш первый вопрос, хотелось бы сделать небольшое вступление касающееся обучения как такового, т.е. каково положение приобретение некой информации с использованием необходимых для этого тех или иных умственных, физических и материальных усилий и затрат. Как сказали ученые, у такого действия могут быть (условно) пять известных положений. И эти положения разняться по степени того, что собственно будет приобретать из знаний мусульманин.
Это действие может иметь положение обязательного(фард), которое в свою очередь делится на фард айн, и фард кифая.
К первому ученые отнесли то знание, без которого мусульманин не может должным образом поклоняться Всевышнему Аллаху, например как изучение основ убеждений, описание, условия и т.д. совершаемых видов поклонений. Также если мусульманин собрался заняться торговлей, дать или взять в аренду, заключить брак, развестись, отправиться на джихад и т.д. То есть мусульманин обязан изучить необходимые положения того, что собирается делать, все равно будет ли это в разделе убеждений, поклонений или взаимоотношений между людьми.
Фард кифая, сюда входит изучение каждой науки, без которой мусульмане будут слабы и отстающими от других обществ, а также тех наук которые сделают мусульман более сильными. Сюда входят такие науки как медицина, различные науки имеющие связь с различными формами промышленности и т.д.
Совершение этого обязательства не лежит на каждом отдельном представители общины, однако если вся община оставит его, имея на это возмозшность, то способные на это, будут нести грех.
Также обучение может быть желательным, например глубокое изучение той или иной полезной науки, или специальности.
Также обучение может быть запретным, например как обучение колдовству.
Может быть нежелательным, как обучение глупым стихам.
Может быть просто разрешенным, как стихи, в которых нет ничего предосудительного.
См. аль-Маусуатуль –Фикхия 2\4504
В общем, чтобы не вдаваться в подробности, можно сказать что все эти положения, женщины мусульманки не отличаются в них от мужчин.
И есть много доказательств указывающих на то, что требование шариатских знаний узаконено в Шариате и для женщин.
Пришло в Кувейтской Энциклопедии по Фикху:
Нет разногласия среди факихов в законности изучения женщинами Корана, наук, и хороших нравов.
См. аль-Маусуатуль –Фикхия 2\4509
И из сунны, также передал имам аль-Бухари от Абу Саида ль-Худри – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствовал – установил специальный день для женщин, для увещевания их и обучения.
См. Сахих аль-Бухари хадис 101
Также как известно, Аиша – да будет доволен ею Аллах – была настоящим ученым среди сподвижников. И на это есть много других доказательств.
Это скажем так положения в основе и в чистом виде.
Однако для обучения женщин есть некоторые условия, необходимые для соблюдения.
Пришло в Кувейтской Энциклопедии по Фикху:
Является обязательным, чтобы обучение женщин было с соблюдением определенных норм поведения, которыми ее обязал Шариат. Как забота и сохранение ее чести, достоинства и целомудрия, без смешения с мужчинами, и запретной для мусульманки одежды. Также без проявления нежности в речи, если будет нужда в разговоре с посторонними (мужчинами).
См. аль-Маусуа туль –Фикхия 2\4509
И если это вступление стало ясным, то нет сомнения что обучение в российских учебных заведениях как таковых не может входить в раздел фард айн.
Что касается полезных предметов, как математика, физика, химия и т.д., те предметы которые можно отнести к наукам имеющих связь с фард кифая, то нет сомнения, что в основе своей это не требуется от женщин. В том же, что касается женской медицины, то здесь вопрос нужно поставить по другому. Однако мы не можем взять на себя ответственность разрешить в общей форме мусульманкам обучаться медицине в российских вузах по многим причинам.
И конечно с позволения Аллаха в начале, затем при совместном усилии мусульман можно найти выход из положения, так что можно будет обучить, с соблюдением необходимых для этого условий, необходимое колличество мусульманок, достаточных для той или иной местности, для лечения, хотя бы основных женских заболеваний.
И если это так, то стало ясным что нет острой нужды для мусульманок в этих странах отправляться в эти заведения.
И самое большее что можно было бы сказать, что обучение в тех или иных вузах – разрешенное (в общем), нежелательное для женщин, можно было это сказать если вопрос ограничивался на определении вреда или пользы тех или иных предметов или факультетов.
Однако к большому сожалению, дело не ограничивается лишь этим, а включает в себя много других, явно противоречащих тем нормам и условиям которые должны иметь место в обучении женщины, о которых вы упомянули в вопросе.
Поэтому, честно говоря, зная о том, что многие шариатские доказательства указали на стремление Шариата к защите чести, достоинства, целомудрия, сохранению женственности мусульманки, стремление закрыть дороги к искушению одного пола другим, такие как их смешение, после прочтения многих современных фетв по этому вопросу, принимая во внимание действительность, и то что в настоящий момент нет явных оснований для ощутимого изменения положения, чтобы встал вопрос о размере пользы и вреда, так как вред явный, действительный и очевидный, в то время как вероятность явной, ощутимой пользы слишком низка, принимая все это во внимание не находим ничего более правильного кроме как привести слова шейха ибн База который ответив на почти тот же вопрос, сказал:
“То что требуют шариатские доказательства, это то, что если обучение включает в себя вред для обучающейся или обучающегося, то в этом обучении (в этом случае) нет нужды. Так как является обязательным чтобы мусульманин изучил то, в чем он не имеет право быть невежественым.
И это он может изучить с преподавателями в мечети, из-за ширмы, в далеке от искушения, в домашних школах, в доме, посредством своего отца, матери, праведной женщины, и подобное этому.
Что же касается смешаных учебных заведений, то их опасность велика, и вред их велик…
Поэтому я советую этим сестрам чтобы они отдалились от этого обучения для сохранения своей религии и хороших нравов. И Всевышний Аллах даст им выход для нормального обучения…
Должность не является необходимой, также диплом не является необходимостью…”
http://www.binbaz.org.sa/mat/17106
Поэтому, сестра, пока все остается на основе, и если нет острой необходимости (а как очевидно этого нет) в обучении в этих заведениях, в такой форме как Вы описали, то это надо оставить.
Что же касается всего лишь образованности, то это же не ограничивается лишь на обучении и посещении учебных заведений.
В наше время поразительное колличество всевозможных средств позволяющие человеку по воле Аллаха освоить много полезных наук.
Что же касается изучения выдуманых людьми законов, то этот вопрос был задан Постоянной Коммиси, и шейху Усеймину также.
Можно вывести из их ответов два основных условий этого.
1.Наличие необходимых шариатских знаний для различения истины и лжи.
2.Намерение на последующую деятельность в разоблачении этих законов, и показа превосходства Шариата над ними.
См. Фатава ль-Ляджанти ад-Даима номер 18612 , 6901 , Ликаат аль-Баб аль-Мафтух 84\22
Однако в конце хотелось бы обратить внимание на то, что мусульмане не должны и не имеют право быть пассивными. К большому сожалению по причине долгих лет слабости и власти неверных над мусульманами, последние (многие из них) в свою очередь взяли позицию “реакции” и ” адаптации”, но не позитивного действия.
Мусульмане (большинство) задают вопрос, можно ли работать в банке, занимающимся лихвой, но не спрашивают как сделать банк соответствующий шариату.
Они спрашивают можно ли работать там или здесь, но не спрашивают о том, как им стать экономически независимыми.
Они спрашивают о том, можно ли учиться там и там, но не спрашивают о том, можно ли, и как сделать мусульманский садик, школу, училище, университет, в котором были бы соблюдены шариатские нормы поведения.
Они спрашивают, они спрашивают…
И конечно все это невозможно сделать за один день, однако сколько времени уже идут только такие вопросы? И это проблема не только мусульман России.
И конечно для изменения положения требуется искреннее намерение, просьба о помощи Всевышнего Аллаха, наличие необходимых знаний, совет знающих людей, а затем объединение усилий.
Здесь в связи с темой нахождения мусульман под властью немусульманского государства и то, что с этим связано вспоминается, что несколько лет (около 6-ти) назад редакция toislam.com выпустила работу (не знаю она до сих пор есть или нет) о запрете создания “Джамаатов в Исламе”, в которой они привели слова имамов, живших во 2,3 и т.д. веках по хиджре (?!!) запрещающих отделяться от основного джамаата мусульман, и создавать разные группы.
Эти слова были сказаны во времена, когда неверные седели от одного упоминания Исламского Халифата, во время, когда внешней и внутренней политикой Исламского государства был Ислам, был джихад с неверными, и не было никакого основания для отделения от основного джамаата для совершения этих и подобных им дел.
Составляющие эту работу привели эти слова и опустили их на мусульман бывшего СССР (!!!) мотивируя это тем, что в некоторых таких джамаатах были такие ошибки как присяга, то что это разделяет мусульман по джамаатовской принадлежности и т.д. И думаю все знают, что затем произошло, вплодь до того, что попытка или стремление объединить ту или иную группу мусульман для некоего общего действия расценивалось в отдельных кругах как страшное нововведение и выход с пути Салаф.
И нет сомнения это был “важный вклад” который был вложен в здание разделения и ослабления мусульман бывшего СССР под красивыми лозунгами.
Имамы порицали отделение от Халифа, который был гарантом установления шариата в государстве, эти же люди призывали к отделению мусульман друг от друга для того, чтобы объединиться вокруг кого или чего?
Над этим стоит задуматься…
Однако они не забыли скромно упомянуть в конце работы о том, что если будет “просто группа, в который будет главным тот, к кому будут возвращаться в вопросах брака, развода и т.д., то нет проблем”. То есть была предложена в замен полная пассивность, дрейфование по течению и отказ от любых попыток как то улучшить положение мусульман на широком уровне которое требует совместных усилий и конечно определенной формы организации.
И нет сомнения в том, что кто и выиграл в этом, то это далеко не сами мусульмане.
Ведь многие важные и серъезные вопросы не возможно решить при помощи некоего того “к кому будут возвращаться в вопросах брака и развода”.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru
ПРЕКРАСНАЯ СТАТЯ! ХОРОШО И ПРАВИЛЬНО СКАЗАНО:” Должность не является необходимой, также диплом не является необходимостью…» НЕ НАДО СЕСТРАМ ОБОЛШАТСЯ МИРСКИМИ БЛАГАМИ КОТОРЫЕ НЕКОТОРЫЕ ПРИОБРЕТАЮТ С ПОМОЩЬЮ ДОЛЖНОСТЕЙ И ДИПЛОМОВ…ЧАСТО ОТ ЭТОГО БОЛЬШЕ ВРЕДА ЧЕМ ПОЛЬЗА….. ДЖАЗАКАЛЛОХУ ХАЙРАН
ассаламу алейкум. я в шоке! как это нет нужды? сколько мусульман сидят в тюрьмах, сколько мусульман нуждающихся в мед помощи, зубные врачи, акушерки, юристы, гинекологи? ведь когда у нас появляется проблема со здоровьем ( особенно по женски) сразу начинаем искать а есть ли мусульманка врач? не по наслышке знаю сколько денег сдирают юристы кяфиры.если мусульмане не будут обучаться этим професиям откуда возьмутся специалисты в этой сфере?
Уаалейкум ассалям, вы не понимаете да, что вот тут написано?
“В том же, что касается женской медицины, то здесь вопрос нужно поставить по другому. Однако мы не можем взять на себя ответственность разрешить в общей форме мусульманкам обучаться медицине в российских вузах по многим причинам.”
Это другой вопрос. И каждую такую ситуацию – кто действительно хочет стать врачом, а не получить диплом чтобы родители гордились – надо рассматривать отдельно.
соглашусь с предыдущим мнением, почему нельзя учится на юриста, чтоб потом в случае проблем можно было обращаться к таким адвокатам. ведь многих наших сажают за пустяки, а своих они в жизни не посадят. а ведь бывают ситуации, когда адвокат нужен не только для защиты подсудимого, но и например если мы пострадавшая сторона, а подсудимый кафир, разве плохо будет с помощью нашего адвоката,засадить этого кафира в их же тюрьму. хотелось бы это уточнить.