Как появился ширк? Основа ширка в человечестве – фитна мёртвых праведников

        7 июня 2011

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его роду, его семье, и правильным сподвижникам.

Чтобы понять суть какого-то явления, всегда бывает полезно взглянуть на его истоки и историю. Поэтому, чтобы понять суть ширка, будет полезным взглянуть на историю его появления в человечестве. Так как же сыны Адама попали в ширк? Чем (кем) являлись идолы народа Нуха, и идолы курейшитов? Что сказали имамы об этом?

Передал имам Аль-Бухари, в тафсире аята: “И сказали они: “Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не отступайтесь ни от Вадда, ни Сува’, ни Йагуса, ни Йа’ука, ни Насра!..” (71:23), что Ибн Аббас сказал: “Это — имена праведников из народа Нуха. Когда эти праведники умерли, шайтан внушил их народу, чтобы те установили их изображения на каменных глыбах и поставили их в местах своих собраний, и назвали их именами тех праведников. Они сделали это, и они не.поклонялись этим идолам. Когда же они умерли, и забылось то, для чего были сооружены памятники, последующие поколения начали непосредственно им поклоняться”. Передал аль-Бухари в “Ас-Сахих”, 4839

Передал имам аль-Бухари, от Ибн Аббаса, что он сказал: “Аль-Лат (имя курейшитского идола) был мужчиной, который готовил паломникам ячменную кашу(Сахих аль-Бухари, 4481)

И передал Ибн Аби Хатим со своим иснадом, что его караматом было то, что любой, кто поел его кашу, полнел. См. “Фатхуль Бари”, 8-612

Привел Ибн Джарир ат-Табари с достоверным иснадом от Муджахида (великий табиин, лучший ученик Ибн Аббаса), что он сказал про аль-Лата, курейшитского идола: “Он (аль-Лат) готовил для них ячменную кашу, а когда он умер, они начали собираться на его могиле” см. “Тафсир ат-Табари”, 27-58, иснад достоверный

Передал Ибн Аби Хатим, от Аби Джафара Аль-Бакира из ахлюль бейт, что он сказал: “Вадд был мусульманином и его очень любили в своем народе. Когда он умер, они собрались вокруг его могилы в земле Вавилона, и очень грустили по нему. И когда увидел Иблис их скорбь, он предстал перед ними в образе человека, и сказал: “Я вижу вашу скорбь по этому человеку, так почему бы мне не создать для вас его изображение, и оно будет стоять в месте ваших собраний, так, что когда вы будете смотреть на него, будете вспоминать его?” Они сказали: “Да”. И он сделал его изображение, и они поместили его в место их собраний и вспоминали о нём. И когда Иблис увидел это, он сказал: “Не сделать ли мне в доме каждого из вас его образ, чтобы вы вспоминали его?”, они сказали: “Да”, и тогда Иблис сделал в доме каждого из них образ его, для напоминания о нём, и они подходили к нему, и вспоминали о Вадде с помощью него. И их дети увидели, что они делали с ним, и еще больше увеличили это, и постепенно забылось, что это было для вспоминания о Вадде, и их внуки сделали его божеством, которому поклонялись помимо Аллаха. И первым, кому поклонялись помимо Аллаха, был идол, которого они назвали Ваддом” см. “Тафсир Ибн Аби Хатим”, 18998, сказал шейх Альбани: “Иснад достоверный до Аби аль-Мутоххара (передатчика об Абу Джа’фара)”

Сказал имам Аль-Куртуби: “Первые из них сделали эти изображения лишь для того, чтобы чувствовать любовь к ним, и вспоминать их праведные дела, чтобы это помогло им усердствовать в них, как усердствовали эти праведники. И они поклонялись Аллаху возле их могил. Затем, пришли после них люди, которые не знали о цели установки этих изображений, и нашептал им шайтан, что их предки поклонялись этим изображениям и возвеличивали их. Поэтому предостерег Пророк от подобного, закрывая средства, ведущие к этому” см. “Аль-Муфхим”, 2-128

Тоже самое касается ширка иудеев и христиан. Когда у них умирал праведный человек, они чрезмерствовали в его возвеличивании, и устраивали на его могиле мечеть.

Когда перед смертью Посланника Аллаха Умм Салама рассказала ему  о церкви, которую она видела в Эфиопии и об изображениях, которые в ней были. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть, и рисуют в нём эти изображения. Они –  наихудшие из творений Аллаха в Судный День!” Передал аль-Бухари, 409, Муслим, 822

Сказал также Посланник Аллаха: “Бойтесь чрезмерности! Именно она погубила тех, кто был до вас” Передал Ахмад, 3248, Ибн Маджа, 3144, иснад достоверный.

И обратили внимание на эту основу имамы и учёные нашей Уммы.

Сказал имам Ибн Кудама: “Не разрешено устраивать места поклонения на могилах, поскольку Пророк сказал: “Проклял Аллах иудеев и христиан, взяли они могилы своих Пророков мечетями – остерегайтесь же того, что они сделали!”. И также потому, что выделение могил молитвой около них – уподобление возвеличиванию идолов суджудом у них, и приближением к ним, и передано нам, что началом поклонения идолам было возвеличивание мертвых, посредством создания их изображений, и протирания об них, и молитвы у них”. См. “Аль-Мугни”, 2-388

Сказал имам Ибн Абдуль Хади: “Основа ширка и поклонения идолам в предыдущих Уммах – впадение в фитну посредством могил и их возвеличивания” см. “Ас-Сарим аль-мунки”, 1-309


Сказал имам Аль-Куртуби в комментарии к хадису: “Не молитесь в сторону могил”: “То есть – не берите их как Киблу, и этот вопрос подобен тому, что мы представили касательно запрета брать могилу местом поклонения, и касательно порицания иудеям за то, что они сделали так. И всё это – для закрытия средств к тому, что будут убеждены невежды, что молитва в сторону могилы или на могиле – молитва для нёё, и это приведет к поклонению тому, кто в ней, как это было причиной в поклонении идоламсм. “Аль-Муфхим”, 2-128

Сказал имам Ас-Суюты в разделе с подзаголовком: “Основа поклонения идолам”: “Главной целью запрета молитвы на кладбищах было опасение того, что могилы могут взять идолами. Как пришло это от имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Я запрещаю[1] чтобы возвеличивалось творение до такой степени, что делалась на его могиле мечеть,боясь фитны из-за него для тех людей, кто будет жить после него” см. “Аль-Амру биль иттиба”, 33


Всё это позволяет сделать следующие выводы:

– Первым ширком на земле стало приобщение к Аллаху праведников

–  Познание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что Аллах направил посланников для очищения Его религии

–  Познание причины принятия ереси людьми, хотя законоположения Аллаха и природа человека отвергают это.
Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую очередь, этому способствовала любовь к праведникам. Во-вторых, деятели науки и религии сделали нечто, что, по их мнению, принесёт добро, однако последующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.

– Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведёт.

–  Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.

–  Знание запрета на сооружение памятников и мудрость их уничтожения.

– Знание огромного значения этой истории о праведных людях из народа Нуха и её крайняя необходимость, наряду с тем, что мушрики не знают о ней, либо не обращают на неё внимания.

– Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведёт.

–  Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.

–   Наставление пророка, предупредившего нас о гибели излишествующих.

–  Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится ясной польза знания и опасность его потери.

–  Причина потери знания заключается в смерти учёных.

(см. “Китаб ат-Таухид”, 21)

Просим Аллаха с помощью этой статьи открыть глаза многим мусульманам на эти вопросы. И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.


[1] В оригинале: أكره – что может означать как и макрух (нежелательность), так и тахрим (запрешенность). И многие саляфы использовали это в значении “тахрим”, как пояснили учёные (см. “Мукоддама тухфатуль ахуази”, и тд). Сказал Ибн Хаджар аль-Хейтами касательно этой темы, что нужно понимать эти слова саляфов на значении тахрим, делая хорошие мысли о них, поскольку не могли они сказать о нежелательности того, на что пришло проклятие Посланника Аллаха, и сравнение с худшими творениями Аллаха, и тд из угроз. И доказывает также что это слово использовал имам Аш-Шафии для запретности, его слова дальше: وإن صلى إليه أجزأه ، وقد أساء

“А если такой сделал молитву в сторону могилы, то она действительно, но он поступил порицаемо” – и не связывается порицаемость с тем, что нежелательно.



SunnaOnline.com


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

К записи "Как появился ширк? Основа ширка в человечестве – фитна мёртвых праведников" 2 комментария

  1. ainur:

    ассалямуалейкум. я по национальности казашка, и у нас невестки здороваются с родственниками мужа нагиная колени. является ли это ширком.ответьте пожалуйста далилем. джазакаллаху хайран.

  2. ainur:

    ассалямуалейкум сестра Админ. ответьте пожалуйста на мой вопрос.

Оставить свой комментарий

2011 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin