"Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов…"

        24 февраля 2010


Моральная сторона обязанностей мужа перед женой

Вопрос:

Я вышла замуж за взрослого (старше меня на 20 лет) мужчину и не считала бы, что разница в возрасте между мной и мужем может послужить преградой между нами, если он показал бы лицом языком и сердцем то, что подтолкнуло бы меня забыть эту разницу в годах, но он, к сожалению, лишил меня всего этого. Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов в мой адрес и никакой живой сентиментальности, которая дает женщине почувствовать свою женственность и свое положение в сердце мужа. Он не жалеет денег на расходы, не причиняет мне никакого вреда, но это не все, что желает жена от мужа. Я вижу себя только поваром для него или машиной для производства детей или же инструментом для наслаждения, когда ему этого захочется. Все это надоело и наполняет мою душу и мою жизнь пустотой, особенно когда я вижу знакомых, которые живут с мужьями, наполняющими их жизнь лаской и любовью. Однажды я пожаловалась ему на его отношение ко мне, он сказал: “Разве я нарушил из твоих прав что-либо? Разве я пожадничал на расходы для тебя?”

Вот что хочу спросить, чтобы мужья и жены знали: Является ли обязательным удовлетворение только материальных потребностей, таких как еда, питье, одежда и жилье и ничего помимо этого? Неужели психологическая и моральная стороны не учитываются в превосходном исламском законодательстве? Я интуитивно и на основе своих ограниченных знаний не думаю что это так. Поэтому прошу вас объяснить эту сторону семейной жизни, потому что она играет огромную роль в благополучии мусульманских семей и их устойчивости. Да сохранит вас Аллах.

Жена-мусульманка ОАЭ

Ответ:

То, что спрашивающая сестра интуитивно и на основе своих ограниченных знаний поняла, есть истина, к которой пришло превосходное исламское законодательство. Шариат обязывает мужа отвечать всем требованиям материальной стороны семейной жизни, будь-то одежда, жилье, лечение и т. д. учитывая его и ее положение или как выразился Коран: “…как подобает…” (Сура 2, аят 236).

При этом шариат не упустил моральную сторону, без которой невозможно стать полноценным человеком. Как сказал древний поэт “Ты душою, а не телом человек”. Наоборот, священный Коран подходит к вопросу женитьбы, что это знамение Всевышнего Аллаха и милость к своим рабам и говорит:

И из Его знамений – то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям”. (Сура 30, аят 21)

Мы понимает из этого аята, что целью супружеской жизни является душевное спокойствие, любовь и милость между супругами. Все это моральные, а не материальные ценности. Нет смысла в совместной жизни, если в ней отсутствует моральная сторона. В этом случае такая жизнь становится лишь только близкими телами с отдаленными душами.

Поэтому, многие мужья, являясь сами по себе добродушными людьми, все же ошибаются когда думают что все что они обязаны по отношению к женам, это содержание, одеть их обуть и предоставить им место жительства и больше ничего, забывая, что женщина нуждается как в пище, одежде и других материальных благах, также нуждается и даже более чем в этом, в добром слове сияющей улыбке, ласковом прикосновении, нежном поцелуе, хорошем отношении, тонкой шутке, которыми успокаивается душа, забываются заботы, и жизнь от которых становится счастливой. Имам Газзали высказался в своей книге о супружеских обязанностях и этике совместной жизни, без которых семейная жизнь не может продолжаться. К этой этике, которая упомянута в Коране и сунне, относится хорошее отношение к жене и терпение к ней.

Всевышний сказал: “…и относитесь к ним по-хорошему…”. Также Всевышний Аллах сказал, возвеличивая их права: “…и ведь они взяли с вас твердое обещание...”.

Имам Газали говорит: “Знай же, что пресечь неприятное, исходящее от нее, вовсе не является проявлением хорошего отношения к ней, наоборот, терпеть неприятность и успокаивать ее во время злости является хорошим отношением, подражая посланнику Аллаха, мир ему и благословение. Его жены могли грубо ответить ему, а иногда, одна из них могла вообще не разговаривать с ним весь день.  

Он говорил Айше: “Я знаю когда ты довольна и когда недовольна!” Она спросила: “А как ты это узнаешь?” Пророк ответил: “Когда ты довольна, ты говоришь “Нет! Клянусь господом Мухаммада”, а когда недовольна, то говоришь: “Нет! Клянусь господом Ибрагима”, она сказала: “Да, правда, я не произношу твоего имени”.

Из этики, о которой упомянул Имам Газзали – готовность не просто проявлять терпение по отношению к ним, но и успокаивать их шутками и играми, что смягчает сердца женщин. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, шутил с ними, ставя себя наравне с ними в своем поведении. Даже рассказывается, что он соревновался с Айшой в беге. Умар, да будет доволен им Аллах, несмотря на его суровость, говорил: “Мужчине следует быть в семье как ребенок, а в нужный момент, чтобы семья его нашла как мужчину”.

Большим примером во всем этом является пророк, мир ему и благословение, несмотря на его многочисленные заботы и огромную работу в распространении призыва, установлении религии, воспитании общества, укреплении основ государства изнутри и защита от выжидающих врагов извне, не говоря о его привязанности к Господу и несмотря на постоянство в поклонении постом и молитвами, чтением Корана и поминанием Всевышнего Аллаха, так что даже при ночных молитвах его ноги опухали от долгого стояния, и он плакал так, что его слезы делали мокрыми бороду. Я говорю, что, несмотря на все это, пророк не нарушал права своих жен, не забывал божественную и человеческую сторону в них, подпитывая их чувства, которые не могут быть удовлетворены едой и питьем.

Имам ибн Аль-Кайим в разъяснении отношения пророка, мир ему и благословение с женами, говорил: “Его биография с женами была: хорошее отношение и красивый нрав. Он пускал к Айше мединских девочек, чтобы они игрались с ней, когда она хотела что-либо не запретное он следовал ей в этом, когда она пила из какого-либо сосуда он брал этот сосуд, ставил губы туда, где прикасалась она и пил из него. Когда она ела мясо, он ел также с этого места”.

“Ложился на ее колени, читая Коран в таком положении, и может быть, она была в это время в периоде месячных циклов. Когда она находилась в месячных циклах, он повелевал ей одевать изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела) затем обнимал и ласкал ее. И он целовал ее, будучи даже постящимся”.

“Также считается из проявлений его хорошего отношения, что он дал ей возможность развлекаться и разрешил ей, прислонившись на его плечи, смотреть на хабашитских рабов, которые игрались в мечети. Айша соревновалась с ним в беге два раза, а однажды они толкали друг друга при выходе из дома”.

“Пророк, мир ему и благословение, говорил: “Лучшие из вас – лучшие для своих семей и я лучший из вас для своей семьи”.

“После послеобеденной молитвы он заходил к женам и интересовался их положением, а ночь проводил только у той, чья очередь наступила. Айша говорила: “Пророк поровну делил время между женами, и было очень редко, чтобы он не обходил всех нас, но он не прикасался ни к одной, пока не доходил до той, чья очередь подошла, и ночевал у нее”.

Если мы поразмыслим над приведенными наставлениями пророка, мир ему и благословение в отношении к женам, то мы найдем, что он заботился о всех женах, спрашивал обо всех и заходил ко всем, но Айшу выделял своей заботой и это было не просто так, и не было прихотью, а наоборот, учитывая, что она была девственницей и молодой, он женился на ней когда она была маленькой и не знала другого мужчины кроме пророка, мир ему и благословение. Естественно, потребности молодой девушки превышают потребности взрослой, которая уже была однажды замужем. Я не имею в виду, когда говорю “потребность” ее материальное обеспечение или половую связь, наоборот, говорю о душевных потребностях и о чувствах, которые важнее и глубже, чем все другие потребности. Нет ничего удивительного в том, что пророк, мир ему и благословение, обращал внимание на эту чувственную сторону жизни, выполняя свое обязательство, и не упускал этот момент, несмотря на огромную ответственность в политике призыва, образовании общины, и построении государства”.

“Вам поистине в посланнике Аллаха прекрасный образец”

Правдив Великий Аллах

Моральная сторона обязанностей мужа перед женой

Вопрос:

Я вышла замуж за взрослого (старше меня на 20 лет) мужчину и не считала бы, что разница в возрасте между мной и мужем может послужить преградой между нами, если он показал бы лицом языком и сердцем то, что подтолкнуло бы меня забыть эту разницу в годах, но он, к сожалению, лишил меня всего этого. Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов в мой адрес и никакой живой сентиментальности, которая дает женщине почувствовать свою женственность и свое положение в сердце мужа. Он не жалеет денег на расходы, не причиняет мне никакого вреда, но это не все, что желает жена от мужа. Я вижу себя только поваром для него или машиной для производства детей или же инструментом для наслаждения, когда ему этого захочется. Все это надоело и наполняет мою душу и мою жизнь пустотой, особенно когда я вижу знакомых, которые живут с мужьями, наполняющими их жизнь лаской и любовью. Однажды я пожаловалась ему на его отношение ко мне, он сказал: “Разве я нарушил из твоих прав что-либо? Разве я пожадничал на расходы для тебя?”

Вот что хочу спросить, чтобы мужья и жены знали: Является ли обязательным удовлетворение только материальных потребностей, таких как еда, питье, одежда и жилье и ничего помимо этого? Неужели психологическая и моральная стороны не учитываются в превосходном исламском законодательстве? Я интуитивно и на основе своих ограниченных знаний не думаю что это так. Поэтому прошу вас объяснить эту сторону семейной жизни, потому что она играет огромную роль в благополучии мусульманских семей и их устойчивости. Да сохранит вас Аллах.

Жена-мусульманка ОАЭ

Ответ:

То, что спрашивающая сестра интуитивно и на основе своих ограниченных знаний поняла, есть истина, к которой пришло превосходное исламское законодательство. Шариат обязывает мужа отвечать всем требованиям материальной стороны семейной жизни, будь-то одежда, жилье, лечение и т. д. учитывая его и ее положение или как выразился Коран: “…как подобает…” (Сура 2, аят 236).

При этом шариат не упустил моральную сторону, без которой невозможно стать полноценным человеком. Как сказал древний поэт “Ты душою, а не телом человек”. Наоборот, священный Коран подходит к вопросу женитьбы, что это знамение Всевышнего Аллаха и милость к своим рабам и говорит:

“И из Его знамений – то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям”. (Сура 30, аят 21)

Мы понимает из этого аята, что целью супружеской жизни является душевное спокойствие, любовь и милость между супругами. Все это моральные, а не материальные ценности. Нет смысла в совместной жизни, если в ней отсутствует моральная сторона. В этом случае такая жизнь становится лишь только близкими телами с отдаленными душами.

Поэтому, многие мужья, являясь сами по себе добродушными людьми, все же ошибаются когда думают что все что они обязаны по отношению к женам, это содержание, одеть их обуть и предоставить им место жительства и больше ничего, забывая, что женщина нуждается как в пище, одежде и других материальных благах, также нуждается и даже более чем в этом, в добром слове сияющей улыбке, ласковом прикосновении, нежном поцелуе, хорошем отношении, тонкой шутке, которыми успокаивается душа, забываются заботы, и жизнь от которых становится счастливой. Имам Газзали высказался в своей книге о супружеских обязанностях и этике совместной жизни, без которых семейная жизнь не может продолжаться. К этой этике, которая упомянута в Коране и сунне, относится хорошее отношение к жене и терпение к ней.

Всевышний сказал: “…и относитесь к ним по-хорошему…”. Также Всевышний Аллах сказал, возвеличивая их права: “…и ведь они взяли с вас твердое обещание…”.

Имам Газали говорит: “Знай же, что пресечь неприятное, исходящее от нее, вовсе не является проявлением хорошего отношения к ней, наоборот, терпеть неприятность и успокаивать ее во время злости является хорошим отношением, подражая посланнику Аллаха, мир ему и благословение. Его жены могли грубо ответить ему, а иногда, одна из них могла вообще не разговаривать с ним весь день. Он говорил Айше: “Я знаю когда ты довольна и когда недовольна!” Она спросила: “А как ты это узнаешь?” Пророк ответил: “Когда ты довольна, ты говоришь “Нет! Клянусь господом Мухаммада”, а когда недовольна, то говоришь: “Нет! Клянусь господом Ибрагима”, она сказала: “Да, правда, я не произношу твоего имени”.

Из этики, о которой упомянул Имам Газзали – готовность не просто проявлять терпение по отношению к ним, но и успокаивать их шутками и играми, что смягчает сердца женщин. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, шутил с ними, ставя себя наравне с ними в своем поведении. Даже рассказывается, что он соревновался с Айшой в беге. Умар, да будет доволен им Аллах, несмотря на его суровость, говорил: “Мужчине следует быть в семье как ребенок, а в нужный момент, чтобы семья его нашла как мужчину”.

Большим примером во всем этом является пророк, мир ему и благословение, несмотря на его многочисленные заботы и огромную работу в распространении призыва, установлении религии, воспитании общества, укреплении основ государства изнутри и защита от выжидающих врагов извне, не говоря о его привязанности к Господу и несмотря на постоянство в поклонении постом и молитвами, чтением Корана и поминанием Всевышнего Аллаха, так что даже при ночных молитвах его ноги опухали от долгого стояния, и он плакал так, что его слезы делали мокрыми бороду. Я говорю, что, несмотря на все это, пророк не нарушал права своих жен, не забывал божественную и человеческую сторону в них, подпитывая их чувства, которые не могут быть удовлетворены едой и питьем.

Имам ибн Аль-Кайим в разъяснении отношения пророка, мир ему и благословение с женами, говорил: “Его биография с женами была: хорошее отношение и красивый нрав. Он пускал к Айше мединских девочек, чтобы они игрались с ней, когда она хотела что-либо не запретное он следовал ей в этом, когда она пила из какого-либо сосуда он брал этот сосуд, ставил губы туда, где прикасалась она и пил из него. Когда она ела мясо, он ел также с этого места”.

“Ложился на ее колени, читая Коран в таком положении, и может быть, она была в это время в периоде месячных циклов. Когда она находилась в месячных циклах, он повелевал ей одевать изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела) затем обнимал и ласкал ее. И он целовал ее, будучи даже постящимся”.

“Также считается из проявлений его хорошего отношения, что он дал ей возможность развлекаться и разрешил ей, прислонившись на его плечи, смотреть на хабашитских рабов, которые игрались в мечети. Айша соревновалась с ним в беге два раза, а однажды они толкали друг друга при выходе из дома”.

“Пророк, мир ему и благословение, говорил: “Лучшие из вас – лучшие для своих семей и я лучший из вас для своей семьи”.

“После послеобеденной молитвы он заходил к женам и интересовался их положением, а ночь проводил только у той, чья очередь наступила. Айша говорила: “Пророк поровну делил время между женами, и было очень редко, чтобы он не обходил всех нас, но он не прикасался ни к одной, пока не доходил до той, чья очередь подошла, и ночевал у нее”.

Если мы поразмыслим над приведенными наставлениями пророка, мир ему и благословение в отношении к женам, то мы найдем, что он заботился о всех женах, спрашивал обо всех и заходил ко всем, но Айшу выделял своей заботой и это было не просто так, и не было прихотью, а наоборот, учитывая, что она была девственницей и молодой, он женился на ней когда она была маленькой и не знала другого мужчины кроме пророка, мир ему и благословение. Естественно, потребности молодой девушки превышают потребности взрослой, которая уже была однажды замужем. Я не имею в виду, когда говорю “потребность” ее материальное обеспечение или половую связь, наоборот, говорю о душевных потребностях и о чувствах, которые важнее и глубже, чем все другие потребности. Нет ничего удивительного в том, что пророк, мир ему и благословение, обращал внимание на эту чувственную сторону жизни, выполняя свое обязательство, и не упускал этот момент, несмотря на огромную ответственность в политике призыва, образовании общины, и построении государства”.

“Вам поистине в посланнике Аллаха прекрасный образец”

Правдив Великий Аллах


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

К записи ""Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов…"" 5 комментариев

  1. Safaa:

    Ассаляму алейкум уа рахмату ЛЛАХи уа баракатух. А кто автор ответа?

  2. gulnara_aida:

    Мы женщины очень имоцанальны, и думаем что все мужчины такие как мы. Я хочу пожилать сестре только терпения, и возможно шайтан( а”узу биЛЛЯх) подстрикает ее, показывает ее мужа в ее глазах таким – то, таким. Может быть не все так страшно. Ведь есть семьи у которых нету даже хлеба, и есть семьи, где просто живут не по шариату – муж не верующий, или наоборот жена не покрыта. Много всего… А у Вас сестра вроде Хвала АЛЛАХУ в этом плане все нормально. И потом дети разве вы не любите своих детей, проводите больше времени с ними, и все нормализуется. Ассалама алейку!

  3. sara:

    assalamu aleykum,ya zhelayu tebe sestra nailuchshego,v mire etom i v vechnom mire,tak kak znakoma mne eta situaciya ,ya ponimayu tebya i eto moya istoriya s toy raznicey,chto muzh starshe vsego na 1,5 goda.stranno, ya dumala esli bi raznica v vozraste bila bi pobolshe ,mozhet togda bilo bi po drugomu,no teper ponimayu,chto eto tut ne pri chem.toch v toch tozhe samoe,ya perezhivayu po sey deen 10 let,i chem dalshe tem bolshe .bolshe terpet vse v sebe,i plakat v podushku sil net,i uzhe sama bivayu grubaya,hochu chtobi i on pochuvstvoval tozhe samoe,chto i ya.izmenit hochetsya vse,no ponimayu bez lyubvi muzha k zhene ,i ne nado staratsya,net ee i nebudet.svoemu muzhu zhelayu takuyu zhenu ,chtobi ego ustraivala vo pervih vneshne,,a potom i vnutrenne,hotyabi potomu,chto s samogo nachala ne razvelsya somnoy,znaya ,chto ne ustraivayu ego vneshne,i bukvalno skazat izbegal menya.ponimaya svoyu nenuzhnost,ya ne sumela razvestis snim,hotya kazhdiy raz uezzhaya k rodnim bilo namerenie ne vozvrashatsya,ya neznayu kak eto mozhet dlitsya 10 let skandali i upreki,postoyanno.da ya delala dua ,chtobi allah oblegchil mne eti dushevnie stradaniya,i mne na samom dele legche ,chem ranshe.mechtala,o schaste ,kak vse,a poluchilos ,chto ne tolko ne oschastlivila muzha ,a naoborot razbila i ego zhizn,ne hotelos bi chtobi deti eto videli,no nevozmozhno,ni kto iz nas na eto i nesmotrit.tak chto ne perezhivay po etomu silno,ne davno prochla otlichniy sovet ,delad pobolshe bogougodnih del,gotovsya k ahire,uglublyayas v ibadu ezhesekundno,i dumayu etoi nam stoboy pomozhet inshaallah

  4. Муслима:

    Ассаламу Алейкум,сестра!
    Вам нужно всегда говорить АльХамидуЛиляхи,всегда благодарить Аллаха за то,что у вас есть.Из вашего письма я почувствовала,что у вас хороший муж,возможно,его спокойствие и как вам кажется,равнодушие- все это объясняется банальной усталостью? Постарайтесь относиться к нему как к ребенку,утешайте,жалейте,ласково разговаривайте с ним. Вы называете себя поваром,машиной,инструментом…мне это непонятно…Работа по дому-это ваша работа,забота о детях,их воспитание-это тоже ваша работа!Кто же еще сможет сделать ее лучше вас? Представьте на минутку,что вы работаете где–то в офисе, прийдет ли вам в голову обижаться на вашего начальника,который платит вам зарплату да к тому же высказывать претензии,что вы машина,инструмент и тд? )))))
    Отнеситесь ко всему спокойно,не смотрите на другие семейные пары,возможно в других семьях есть то,чего люди стараются не показывать. Благодарите Аллаха…

    • Админ:

      Уаалейкум ассалям ухти, как жаль, что сестра задавшая этот вопрос, не сможет прочитать ваши слова)

Оставить свой комментарий

2010 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin