О смирении
Сказал Аллах: “И когда говорят такому: “Побойся Аллаха!” он начинает гордиться своим грехом. Его удел – Джаханнам, сколь же скверное это прибежище!” (Аль-Бакара, 206)
Сказал Ас-Суюты в тафсире “ад-Дурр аль-Мансур”:
“Передал Воки’ и Ибнуль Мунзир, и Ат-Табарани, и Аль-Бейхакы в “Шуаб”, от Ибн Мас’уда, что он сказал: “Воистину, из самых больших грехов перед Аллахом – это если скажет человек своему брату: “Побойся Аллаха!”, а он ответит: “На себя сначала посмотри, ты что ли мне приказываешь?!”[1]
И передал Ибн аль-Мунзир, и Аль-Бейхакы в “Аш-шуаб”, от Суфьяна (Ибн Уейны), что он сказал: “Сказал один человек Малику ибн Мигвалю: “Побойся Аллаха!”, и он положил свою щеку на землю, унижаясь перед Всевышним Аллахом[2]
И передал Ахмад в “Аз-Зухд”, от Хасана аль Басри, что человек сказал Умару Ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: “Побойся Аллаха!”, и ушел. И сказал Умар: “Не будет в нас блага, если не будут говорить нам это, и не будет в них блага, если они не будут говорить это нам”[3]
И передал Ибн аль-Мунзир, и Ибн Аби Хатим, от Ибн Аббаса, касательно слов Аллаха: “сколь же скверное это прибежище!”, сказал он: “Скверно то, что они уготовили для самих себя!“[4] см. “Дур аль-мансур”, 1-479
Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Самые ненавистные Аллаху слова- это если скажешь человеку – “Побойся Аллаха!”, а он скажет: “На себя посмотри!” Передал Ан-Насаи, в “Ас-Сунан аль-Кубра”, 10685, и “Амаль аль-йоум уаль лейла”, 849, аль-Аджурри, 3-484, и другие, и назвал его достоверным шейх Аль-Альбани
Сказал также Абдуллах Ибн Мас’уд: “Хватит человеку греха, если ему скажут: “Побойся Аллаха!”, а он разозлится” передал Ат-Табарани, 8588, сказал аль-Хейсами: “Все передатчики – передатчики “Ас-Сахиха”, см. “Аль-Маджму'”, 7-274
Сказал имам Аль-Хаким: “Этот аят указывает на то, что из самых больших грехов перед Аллахом – это если будет сказано рабу: “Побойся Аллаха!”, А он ответит: “Посмотри на себя!!” см. “Махасин ат-тавиль”.
И передается, что спросили у Фудейля ибн Ияда: “Что такое смиренность?” Он ответил: “Покорность истине и следование за ней, и принятие истины от кого бы ты ее не услышал”. Передал аль-Бейхакы в “Аш-шуаб”, 7895, Абу Нуейм в “Аль-Хилья”, 8-91, и другие
Сказал имам Али Ибн Аби Толиб: “Скромность поднимает бедняка над богатым, и еще лучше – скромность (смиренность) богача перед бедным” Передал аль-Бейхакы в “Аш-Шуаб”, 7884, сказал мухаккык книги шейх Мухтар Ахмад ан-Надави: “Его иснад хороший”
Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак: “Из скромности – это подавить свой нафс перед тем, кто меньше тебя в благах дунья, так, что ты дашь ему понять, что нет у тебя превосходства над ним по причине твоего достатка в дунья, и поднять себя перед тем, кто выше тебя в благах этого мира, чтобы он понял, что нет у него превосходства над тобой по причине его достатка в этом мире” Передал Аль-Бейхакы, в “аш-Шуаб”, 7881, сказал мухаккык этой книги шейх Мухтар Ахмад Ан-Надави, что иснад хороший
Просим Аллаха сделать нас из скромных, и следующих за истиной. Амин.
[1] Передал аль-Бейхакы в “Шуаб аль-Иман”, 7896, сказал мухаккык этой книги шейх Мухтар Ахмад Ан-Надави: “Его иснад хороший. Передал его также аль-Табарани в “Аль-Кабир””, 9-119.., и сказал аль-Хейсами в “аль-Маджму”, (7-281): “Передал его Ат-Табарани в “Аль-Кабир”, и его передатчики – передатчики “Ас-Сахиха”.
[2] Передал аль-Бейхакы в “Шуаб аль-Иман”, 7897, и Аль-Фасави, в “Аль-Марифа уа ат-Тарих”, 2-586, сказал мухаккык этой книги шейх Мухтар Ахмад Ан-Надави: “Его иснад достоверный”.
[3] В “Аз-Зухд” Ахмада в том виде каком он до нас дошел, этого асара нет. УаЛлаху А’лям.
[4] Это ошибка имама Ас-Суюты, а передан этот асар не от Ибн Аббаса, а от Муджахида, см. “Тафсир” Ибн Аби Хатим, 1938, Ат-Табари, 6671, и другие.
Источник: http://sunnaonline.info