Принесение клятвы, когда клянутся не Аллахом
«Книга Единобожия»
Шейх Салих Фаузан
(скачать)
Принесение клятвы, когда клянутся не Аллахом:
Клятва («халф») есть подтверждение того или иного суждения или заявления особым образом с упоминанием того, кого желает возвеличить дающий клятву. Что же касается возвеличения, то право на это имеет лишь Аллах, поэтому никем иным клясться недопустимо.
Вследствие этого все ученые сходились на том, что клясться можно только Аллахом, Его именами или же атрибутами, и ничем иным клясться недопустимо1, ибо такие клятвы есть не что иное, как многобожие, на что указывают слова Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передавшего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или многобожие” (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи и ал-Хаким),
– и это – многобожие малое. Если же тот, кто дает клятву, возвеличивает того, кем он клянется до степени поклонения ему, то подобная клятва будет уже большим многобожием. Так обстоит дело сегодня с поклоняющимися могилами, которые боятся и возвеличивают покойников больше, чем они боятся и возвеличивают Аллаха, так как если такого человека попросят поклясться тем, кого они возвеличивают из покойных, он согласится сделать это только в том случае, когда говорит правду, а если его попросят поклясться Аллахом, то он может принести и ложную клятву.
Итак, клятва есть возвеличивание того, кем клянутся, что можно делать только по отношению к Аллаху; кроме того, подобные клятвы надо уважать и не следует давать их слишком часто. Аллах Всевышний сказал:
“Не повинуйся же всякому клянущемуся много, презренному…” (“Калам”, 10),
– а также:
“Охраняйте же ваши клятвы!” (“Трапеза”, 89.)
Это значит: клянитесь только по необходимости и не давайте ложных клятв, так как обилие и лживость клятв свидетельствует о пренебрежении к Аллаху и отсутствии должного почтения к Нему, что противоречит полному единобожию.
В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“С тремя не заговорит Аллах, и не очистит их и для них уготовано мучительное наказание”, – а далее говорится, что он сказал: “…и с человеком, который сделал Аллаха предметом своей торговли. Такой не покупает, не поклявшись Им, и не продает, не поклявшись Им” (Этот хадис приводит ат-Табарани).
Угрозы, обращаемые против тех, кто клянется слишком часто, свидетельствуют о том, что запретно, ибо необходимо уважать имя Аллаха и чтить Его, слава Ему.
Точно также запретной является ложная клятва, ибо она гибельна (имеется в виду, что она приводит давшего ее к греху, а, следовательно, и к огню, и это такая клятва, о которой дающий ее заведомо знает, что она ложна), а Аллах говорил о том, что лицемеры дают ложные клятвы, зная о том, что лгут.
Все вышеизложенное можно кратко выразить следующим образом:
1 – Запретно клясться не Аллахом, а, например, честью, Каабой или Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это – проявление многобожия.
2 – Запретно сознательно давать ложную клятву Аллахом, ибо она приводит человека к гибели.
3 – Запретно часто клясться Аллахом, даже если эти клятвы и правдивы, за исключением тех случаев, когда это не вызвано необходимостью, ибо подобное свидетельствует о пренебрежении к Аллаху, слава Ему.
4 – Можно клясться Аллахом по необходимости и лишь в том случае, если клятва правдива.
1 “Коментарий “ Ибн Касима на “Книгу Единобожия”, стр. 303.