Материализм и его пагубное влияние
«Книга Единобожия»
шейх Фаузан
Материализм и его пагубное влияние
Существуют два взгляда на жизнь: один из них материалистический, а другой – правильный, и каждый из них оказывает свое определенное влияние.
1 – Смысл материалистических воззрений:
Он состоит в том, чтобы ограничить мышление человека стремлением к получению мирских наслаждений и, соответственно, ограничить круг его деятельности этими рамками, чтобы человек не думал о том, что последует за этим, не предпринимал соответствующих действий и вообще не заботился бы об этом, а также, чтобы он не ведал о том, что Аллах сделал эту жизнь нивой для жизни будущей и что Он предназначил эту жизнь для дел, а жизнь будущую – для воздаяния за эти дела. Таким образом, тот, кто использует свою ближнюю жизнь для правильного дела, получит прибыль в обоих мирах, а потративший свою ближнюю жизнь попусту останется ни с чем и в жизни будущей:
“…он утратил и ближайшую жизнь, и последнюю. Это – явная потеря!” (“Хадж”, 11.)
Аллах не создал мир этот попусту ради забавы, напротив, в создании его был заложен великий смысл, ибо Всевышний сказал:
“…который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям…” (“Власть”, 2.)
Кроме того, Всевышний сказал:
“Мы сделали то, что на земле, украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше по деяним” (“Пещера”, 7).
И Аллах, слава Ему, создал в жизни этой столь много преходящих наслаждений и внешних украшений, к числу которых относятся богатства, дети, высокое положение, власть и тому подобное, что точно об этом известно лишь самому Аллаху.
Большинство людей устремляет свои взоры лишь на внешнюю и преходящую сторону всех этих вещей, наслаждаясь ими и не думая о стороне скрытой. Занятость приобретением всего этого и наслаждением подобными вещами отвлекает их от дел, совершаемых ради того, что будет после, и они даже отвергают мысль о том, что будет еще какая-то другая жизнь, как сказал об этом Всевышний:
“И говорят они: “Это – только наша ближайшая жизнь, и мы не будем воскрешены” (“Скот”, 29).
Аллах Всевышний обратился к тем, кто придерживается подобных взглядов, с угрозами и сказал:
“Поистине, те, которые не надеются на встречу с Нами, и довольны жизнью ближней и успокаиваются на ней, и те, которые не видят и не замечают Наши знамения. Это те, убежищем для которых – огонь за то, что они приобретали” (“Йунус”, 7-8).
Кроме того, Всевышний сказал:
“Кто желает жизни близкой и ее украшение, тому Мы полностью воздадим за дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это – те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили” (“Худ”, 15-16).
Эти угрозы в равной степени обращены ко всем тем, кто придерживается подобных взглядов, и к тем, кто совершает праведные дела ради достижения своих целей в этой жизни, например, к лицемерам и выставляющим свои дела напоказ перед другими, и к неверным, которые не верят в воскрешение и возможность отчета за свои дела, и к последователям разрушительных течений наподобие коммунистов, капиталистов, демократов и сторонников светского образа жизни, исповедующих атеизм. Эти люди не познали жизнь в достаточной мере, а их взгляды на жизнь ничем не отличаются от взглядов животных, они являются даже более заблудшими, ибо они отреклись от собственного разума и потратили свои силы и время на то, что они потеряют, и для чего будут потеряны они сами, ничего не сделав ради того, что их ожидает и является для них неизбежным.
Что же касается животных, то впереди у них ничего нет и в отличие от людей они не обладают разумом, поэтому Аллах Всевышний и сказал о них:
“Или ты думаешь, что большинство их слышит и разумеет? Они ведь только – как скоты и даже больше сбились с пути” (“Различение”, 44).
Аллах назвал людей, придерживающихся подобных взглядов лишенными знаниями и сказал:
“…но большинство людей не знает. Знают они явное в жизни ближней, но к будущей они небрежны” (“Румы”, 6-7).
Если даже у них и есть опыт в области изобретений и промышленности, они все равно остаются невежественными и не заслуживают того, чтобы их называли знающими, ибо их знание охватывает лишь внешнюю сторону жизни. Такое знание является неполным и его обладатели не заслуживают того, чтобы им давали почетные эпитеты и называли их знающими, ибо так называют познавших Аллаха и испытывающих страх перед Ним, как сказал об этом Всевышний:
“Воистину боятся Аллаха из Его рабов только знающие…” (“Ангелы”, 28).
К материалистическим воззрениям на земную жизнь имеет отношение и то, о чем упомянул Аллах в рассказе о Каруне и тех сокровищах, которые Он даровал ему:
“И вышел он к своему народу в своих украшениях. Сказали те, которые желают ближайшей жизни: “О, если бы и нам то же, что даровано Каруну! Поистине, он – обладатель великого удела!” (“Рассказ”, 79).
И люди пожелали себе того же, позавидовали ему и посчитали, что он достиг великого счастья, ибо они судили об этом, опираясь на свои материалистические воззрения. То же самое происходит сейчас и в странах неверных со всеми их достижениями в области промышленности и экономики. Маловеры из числа мусульман взирают на них с восхищением, забывая об их неверии и том дурном, что ожидает их в будущем. Эти ошибочные воззрения заставляют их возвеличивать этих неверных, испытывать к ним внутреннее уважение и подражать им, придерживаясь таких же дурных нравов и обычаев, однако при этом они забывают подражать им в упорном труде, в накоплении силы, в изобретениях и в производстве.
2 – Другой взгляд на жизнь, который является правильным:
Суть его в том, чтобы человек относился к богатству, власти и материальным возможностям, предоставляемым ему в этой жизни, всего лишь как к средствам подготовки к жизни будущей.
Сама по себе эта жизнь не является чем-то порочным, а похвалы или порицания заслуживают лишь действия раба в ней, она же есть не что иное как мост или паром, ведущий к жизни иной, и источник запасов для этой будущей жизни, а то блаженство, которым наслаждаются обитатели Рая, они обрели благодаря тому, что они посеяли в этой жизни.
Жизнь эта предназначена для борьбы, намаза, поста и расходования денег на пути Аллаха, она также является поприщем для устремления к благу.
Обращаясь к обитателям Рая, Аллах Всевышний сказал:
“Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше в дни прошлые!” (“Неизбежное”, 24).