Прием пищи сидя на полу
Вопрос #9894: Прием пищи на полу
У меня путаница с сунной. Два знающих человека в США говорят различные вещи. Я слышал, что сунна – это действие, за которое человек получает вознаграждение, и если ты не делаешь этого, то в этом нет греха. Вопрос был о следовании Пророку во всех мелочах, например сидеть на полу во время еды. Вопрос задали двум знающим людям, один из них сказал, что если ты сидишь на полу и кушаешь с намерением следования Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то ты будешь награжден за это. Другой шейх сказал, что в этом нет награды, потому что это мирской вопрос. Какое из мнений правильно? Это важно, потому что если в этом нет награды, то мне удобнее было бы сидеть за столом или одеваться не по сунне, если это всего лишь мирская проблема.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
1. Мусульманин должен следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), потому что он лучший пример для уммы.
2. Ученые разделили действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на следующие категории:
а) Мысли и идеи, которые касаются физических качеств, например чье-то тело или конечности. Это вопросы в которых не приказано следовать ему и нет запрета на противоположное.
б) Вопросы, не касающиеся поклонения и относящиеся к человеческой натуре, например как сидеть, как стоять. Не приказано следовать Пророку в этих вопросах, но согласно большинству ученых – разрешено повторять.
в) Вопросы, которые могут выходить за рамки человеческой природы и относиться к законодательству (предписанное в Исламе), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал нам совершать их в определенной форме. Это включает еду, питье, одежду и сон, особенно то, что касается случаев, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал определенные указания. Правильным мнением является то, что это относится к предписанному Исламом. Это мнение Шафиитов и было оценено более правильным шейхом Шаукани в книге “Иршад аль-Фухуль”. Эта категория включает и то, о чем было спрошено.
г) Вопросы, которые относятся исключительно к Пророку, например продолжительный пост (т.е. непрерывный пост в течении нескольких дней) и возможность иметь более четырех жен. Это относится только к нему и не к кому более.
И существуют другие категории….
(Иршад аль Фухуль шейха Шаукани, 160)
3. Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) кушал на земле. И также передано, что он сказал: «Я ем как ест раб и сижу как сидит раб». (Абу Йада, 8:318) Этот хадис оценен шейхом Альбани как сахих в “ас-Силсилят ас-Сахиха”, 544.
Также передано, что Анас ибн Малик сказал: «Пророк никогда не ел в хиваан или сикриджа, и никогда не ел мягкого хлеба». Я спросил у Катады: «А где он кушал?» Он сказл: «Со скатерти на полу». (Бухари, 5099)
Хиван – это разновидность блюда, в котором лежит еда.
Сикриджа – это сосуд, в который помещена закуска.
В этих вопросах не обязательно мусульманину следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но он может. Если мусульманин кушает со стола, то в этом нет греха.
Относительно одежды, то мы обязаны отличаться от людей книги и других кафиров, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам это и предостерег от подражание кафирам.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто подражает людям, тот из них». (Абу Дауд, 4031)
Этот хадис был оценен как сахих шейхом Альбани в “Ива ль-Галиль”, 8:49.
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абудллаху бин Амру ибн аль-Аасу: «Это одежда куффаров, не одевай ее». (Передано Муслимом, 2077)
Умар ибн Хаттахб сказал Убте ибн Фаргаду: «Остерегайся одеваться как мушрики». (Муслим, 2069)
Заключение:
Мустахаб (рекомендовано, одобряемо) мусульманину следовать примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в том что упомянуто в вопросе, т.е. принимать пищу на земле, но нет греха в том, чтобы кушать за столом. Относительно одежды, мусульманину приказано одевать мусульманскую одежду, отличающуюся от одежды мушриков.
Аллаху известно лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
http://www.fatwaonline.net/?view=question&id=9894
http://www.islamqa.com/ar/ref/9894